| |
| Журнал ТЗ № 3-4 2024 | |
|
Раздел: ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Тема: Пожарная безопасность
Автор: Дмитрий БЕРДНИКОВ, главный специалист по пожарной безопасности, Дмитрий БЕЛОВ, руководитель группы проектирования систем безопасности, ООО «СТЭП ЛОДЖИК»
| Чем и как тушить электромобили? | |
Благодаря развитию электронной промышленности в нашей повседневной жизни появилось множество полезных устройств, в том
числе бытовых приборов и средств передвижения, таких как электросамокаты, гибридные автомобили, электрокары, которые работают
(питаются) от аккумуляторов.
Электромобили претендуют на роль одного из основных видов
транспорта.
В электромобилях используются литий-ионные аккумуляторы. Это означает, что уже не на производственном объекте, а в общественных и
жилых зданиях на встроенных парковках возможны пожары класса D (D2).
Пожары с горением щелочных металлов необычны. Из-за того, что
в повседневной жизни явление это относительно новое, а нормами
данная тема практически никак не урегулирована, такие пожары
кажутся опаснее других, а их развитие – непредсказуемым. Можно
сказать, что пожары класса D в общественных зданиях – это некая
часть технологического прогресса. Негативная часть. И на сегодняшний
день не придумали, как бороться с такими пожарами, либо внимание
на этом вопросе сконцентрировано недостаточно для формирования
нормативных требований и конкретных технических решений.
Использование литий-ионных аккумуляторов увеличивает вероятность возникновения пожара. Потенциально возникновение таких
пожаров возможно, и они возникают, но концепции по их тушению и
конкретных решений нет.
В среднем масса литий-ионной батареи может составлять 400-500
кг. Возможно, неоднозначное мнение о принадлежности пожара
электромобиля к пожару класса D2 связано, в первую очередь, с
составом литий-ионной батареи электромобиля, в которой масса
лития составляет всего 3-4% от общей массы батареи. Доля от общей
массы электромобиля еще меньше, но всё-таки 15 кг лития в горящем
автомобиле – опасная составляющая пожара.
На фоне существующей опасности подобных пожаров
и отсутствия технических решений звучали даже призывы запретить въезд электромобилей на закрытые
автостоянки.
|
Проблема выбора огнетушащих средств
и отсутствии норм при проектировании
установок пожаротушения
Потушить или локализовать горение электромобиля
в здании автостоянки система автоматического водяного пожаротушения не в состоянии. Более того, такая
попытка только ухудшит ситуацию. Ведь при взаимодействии лития с водой выделяются водород и тепло,
которого и без возникновения пожара достаточно для
воспламенения водорода.
Проблема пожаров класса D (D2) в общественных и
жилых зданиях нормативно не урегулирована, требования по проектированию установок пожаротушения
для пожаров класса D2 отсутствуют. Уже отмененный
СП 506.1311500.2021, а также проект нового свода
правил «Стоянки автомобилей. Требования пожарной
безопасности» содержат требования к размещению
электромобилей в помещениях автостоянок, объемно-планировочным и конструктивным решениям для
частей здания, в которых они размещаются, а также
оборудованию места въезда-выезда дренчерными
завесами. То есть возникали и возникают попытки
урегулировать вопросы ограничения распространения возможного пожара с помощью объемно-планировочных и конструктивных решений. Но проблема
собственно тушения не решается.
В России принято тушить пожары класса D специальными порошками. Другие виды огнетушащих веществ
нормативного обоснования не имеют. При этом нормы
применимы к огнетушителям или к процессу тушения
пожара пожарными подразделениями. Требований к проектированию
АУПТ для тушения пожаров класса D (D2) нет. При выборе других
огнетушащих веществ логично было бы использование веществ-диэлектриков с высокой теплопроводностью.
Отсутствует и ясность в части способа подачи огнетушащего вещества. В большинстве электромобилей аккумуляторы расположены
в нижней части (под днищем). Даже при наличии определенности с
типом огнетушащего вещества, способ его доставки к очагу пожара
(аккумулятору) остается под вопросом.
|
Зарубежный опыт
Австрийская компания Rosenbauer, производящая пожарные машины и
другое оборудование, в 2021 году успешно протестировала форсунку
высокого давления на различных конструкциях аккумуляторов.
Устройство размещается под аккумулятором электромобиля. Пожарные с пульта активируют «пробивающую насадку», которая проникает
в аккумуляторный блок для подачи огнетушащего вещества непосредственно к его элементам.
По результатам испытаний компания приводит на своём официальном сайте величины расхода огнетушащего вещества 25, 32 и 50 л/
мин при давлении 4, 7 и 15 бар соответственно, то есть показатели
давления сопоставимы с величинами для установок пожаротушения
тонкораспыленной водой.
Способы использования оборудования с подобным принципом работы
требует дополнительных исследований. В различных случаях данный
способ может привести к короткому замыканию и повлечь за собой
тепловой разгон аккумулятора.
Могут ли такие установки стать
стационарными
Разработка и применение подобных устройств в качестве стационарных установок может сделать тушение
аккумулятора электрокара технически выполнимым,
хотя и вызывает много вопросов с точки зрения автоматизации, возможности ложных срабатываний и,
следовательно, безопасности для людей.
При использовании стационарного оборудования для
тушения аккумуляторов электромобилей в помещениях
закрытых автостоянок с привязкой к машиноместам,
большую роль сыграет человеческий фактор. Вероятность, что владелец припаркует свой автомобиль на
машиноместо для автомобиля с двигателем внутреннего сгорания, довольно велика. Контролировать этот
процесс сложно.
Комбинированные способы тушения
Кроме батареи, в электромобиле имеется и «классический вид» пожарной нагрузки: различные узлы и
агрегаты, элементы интерьера салона, звуко-, гидро-,
теплоизоляции, поэтому пожары электромобилей нужно
рассматривать не только как пожары класса D.
Стоит изучить варианты комбинированных способов с
использованием стационарных установок для тушения
аккумулятора и остальной части электромобиля.
Так как аккумуляторная батарея электромобиля имеет
собственный корпус, целью комбинированного способа
тушения должно стать исключение участия в пожаре
компонентов аккумуляторной батареи, и отдельно –
тушение основной части электромобиля установкой
пожаротушения (например, порошковой).
В этом случае должны быть заданы способ тушения аккумулятора или его заполнения огнетушащим веществом
для предотвращения участия в пожаре, способ тушения
автомобиля в целом, а также алгоритм совместной или
последовательной работы рассматриваемых систем.
Модульные установки
В качестве альтернативы стационарным установкам
пожаротушения аккумуляторов электромобилей можно
привести модульные установки пожаротушения, устанавливаемые на электромобили. По нашему мнению,
чтобы реализовать процесс разработки и внедрения
подобного оборудования, необходима заинтересованность научных кадров, регулирующих органов,
производителей электромобилей. Либо автомобиль
должен выпускаться с конвейера уже с системой пожаротушения для аккумулятора, либо необходимо предусмотреть техническую возможность для её установки.
Первое видится более реальным, так как автомобиль –
это заводской продукт. На наш взгляд, в этом случае
необходимо законодательно обязать производителей
предусматривать оборудование для автоматического
тушения аккумуляторов в составе электромобилей.
| Внимание! Копирование материалов, размещенных на данном сайте допускается только со ссылкой на ресурс http://www.tzmagazine.ru
Рады сообщить нашим читателям, что теперь нашем сайте работает модуль обратной связи. Нам важна ваша оценка наших публикаций! Также вы можете задавать свои вопросы.Наши авторы обязательно ответят на них. Ждем ваших оценок, вопросов и комментариев! Комментарии: |
Добавить комментарий или задать вопрос
Правила комментирования статей
Версия для печати
Средняя оценка этой статьи: 4.11 (голосов: 9) Ваша оценка:
| | |
| |
|
Реклама |
|
Подписка на новости | |
|
|