Автор: Дмитрий БЕРДНИКОВ, эксперт по пожарной безопасности STEP LOGIC | Чем и как тушить электромобили? | | 
Благодаря развитию электронной промышленности в нашей повседневной жизни появилось множество полезных устройств, в том
числе бытовых приборов и средств передвижения, таких как электросамокаты, гибридные автомобили, электрокары, которые работают
(питаются) от аккумуляторов.
Электромобили претендуют на роль одного из основных видов
транспорта.
В электромобилях используются литий-ионные аккумуляторы. Это означает, что уже не на производственном объекте, а в общественных и
жилых зданиях на встроенных парковках возможны пожары класса D (D2).
Пожары с горением щелочных металлов необычны. Из-за того, что
в повседневной жизни явление это относительно новое, а нормами
данная тема практически никак не урегулирована, такие пожары
кажутся опаснее других, а их развитие – непредсказуемым. Можно
сказать, что пожары класса D в общественных зданиях – это некая
часть технологического прогресса. Негативная часть. И на сегодняшний
день не придумали, как бороться с такими пожарами, либо внимание
на этом вопросе сконцентрировано недостаточно для формирования
нормативных требований и конкретных технических решений.
Использование литий-ионных аккумуляторов увеличивает вероятность возникновения пожара. Потенциально возникновение таких
пожаров возможно, и они возникают, но концепции по их тушению и
конкретных решений нет.
В среднем масса литий-ионной батареи может составлять 400-500
кг. Возможно, неоднозначное мнение о принадлежности пожара
электромобиля к пожару класса D2 связано, в первую очередь, с
составом литий-ионной батареи электромобиля, в которой масса
лития составляет всего 3-4% от общей массы батареи. Доля от общей
массы электромобиля еще меньше, но всё-таки 15 кг лития в горящем
автомобиле – опасная составляющая пожара.
На фоне существующей опасности подобных пожаров
и отсутствия технических решений звучали даже призывы запретить въезд электромобилей на закрытые
автостоянки.
| 
Проблема выбора огнетушащих средств
и отсутствии норм при проектировании
установок пожаротушения
Потушить или локализовать горение электромобиля
в здании автостоянки система автоматического водяного пожаротушения не в состоянии. Более того, такая
попытка только ухудшит ситуацию. Ведь при взаимодействии лития с водой выделяются водород и тепло,
которого и без возникновения пожара достаточно для
воспламенения водорода.
Проблема пожаров класса D (D2) в общественных и
жилых зданиях нормативно не урегулирована, требования по проектированию установок пожаротушения
для пожаров класса D2 отсутствуют. Уже отмененный
СП 506.1311500.2021, а также проект нового свода
правил «Стоянки автомобилей. Требования пожарной
безопасности» содержат требования к размещению
электромобилей в помещениях автостоянок, объемно-планировочным и конструктивным решениям для
частей здания, в которых они размещаются, а также
оборудованию места въезда-выезда дренчерными
завесами. То есть возникали и возникают попытки
урегулировать вопросы ограничения распространения возможного пожара с помощью объемно-планировочных и конструктивных решений. Но проблема
собственно тушения не решается.
В России принято тушить пожары класса D специальными порошками. Другие виды огнетушащих веществ
нормативного обоснования не имеют. При этом нормы
применимы к огнетушителям или к процессу тушения
пожара пожарными подразделениями. Требований к проектированию
АУПТ для тушения пожаров класса D (D2) нет. При выборе других
огнетушащих веществ логично было бы использование веществ-диэлектриков с высокой теплопроводностью.
Отсутствует и ясность в части способа подачи огнетушащего вещества. В большинстве электромобилей аккумуляторы расположены
в нижней части (под днищем). Даже при наличии определенности с
типом огнетушащего вещества, способ его доставки к очагу пожара
(аккумулятору) остается под вопросом.
| 
Зарубежный опыт
Австрийская компания Rosenbauer, производящая пожарные машины и
другое оборудование, в 2021 году успешно протестировала форсунку
высокого давления на различных конструкциях аккумуляторов.
Устройство размещается под аккумулятором электромобиля. Пожарные с пульта активируют «пробивающую насадку», которая проникает
в аккумуляторный блок для подачи огнетушащего вещества непосредственно к его элементам.
По результатам испытаний компания приводит на своём официальном сайте величины расхода огнетушащего вещества 25, 32 и 50 л/
мин при давлении 4, 7 и 15 бар соответственно, то есть показатели
давления сопоставимы с величинами для установок пожаротушения
тонкораспыленной водой.
Способы использования оборудования с подобным принципом работы
требует дополнительных исследований. В различных случаях данный
способ может привести к короткому замыканию и повлечь за собой
тепловой разгон аккумулятора.
Могут ли такие установки стать
стационарными
Разработка и применение подобных устройств в качестве стационарных установок может сделать тушение
аккумулятора электрокара технически выполнимым,
хотя и вызывает много вопросов с точки зрения автоматизации, возможности ложных срабатываний и,
следовательно, безопасности для людей.
При использовании стационарного оборудования для
тушения аккумуляторов электромобилей в помещениях
закрытых автостоянок с привязкой к машиноместам,
большую роль сыграет человеческий фактор. Вероятность, что владелец припаркует свой автомобиль на
машиноместо для автомобиля с двигателем внутреннего сгорания, довольно велика. Контролировать этот
процесс сложно.
Комбинированные способы тушения
Кроме батареи, в электромобиле имеется и «классический вид» пожарной нагрузки: различные узлы и
агрегаты, элементы интерьера салона, звуко-, гидро-,
теплоизоляции, поэтому пожары электромобилей нужно
рассматривать не только как пожары класса D.
Стоит изучить варианты комбинированных способов с
использованием стационарных установок для тушения
аккумулятора и остальной части электромобиля.
Так как аккумуляторная батарея электромобиля имеет
собственный корпус, целью комбинированного способа
тушения должно стать исключение участия в пожаре
компонентов аккумуляторной батареи, и отдельно –
тушение основной части электромобиля установкой
пожаротушения (например, порошковой).
В этом случае должны быть заданы способ тушения аккумулятора или его заполнения огнетушащим веществом
для предотвращения участия в пожаре, способ тушения
автомобиля в целом, а также алгоритм совместной или
последовательной работы рассматриваемых систем.
Модульные установки
В качестве альтернативы стационарным установкам
пожаротушения аккумуляторов электромобилей можно
привести модульные установки пожаротушения, устанавливаемые на электромобили. По нашему мнению,
чтобы реализовать процесс разработки и внедрения
подобного оборудования, необходима заинтересованность научных кадров, регулирующих органов,
производителей электромобилей. Либо автомобиль
должен выпускаться с конвейера уже с системой пожаротушения для аккумулятора, либо необходимо предусмотреть техническую возможность для её установки.
Первое видится более реальным, так как автомобиль –
это заводской продукт. На наш взгляд, в этом случае
необходимо законодательно обязать производителей
предусматривать оборудование для автоматического
тушения аккумуляторов в составе электромобилей.
|
Внимание! Копирование материалов, размещенных на данном сайте допускается только со ссылкой на ресурс http://www.tzmagazine.ru
|
|