Автор: Сергей ДАУЭНГАУЭР, кандидат химических наук, старший научный сотрудник, действительный член ВАНКБ, директор Северо-Западного представительства ГК «Пожтехника»

Защита музеев от пожара

Введение
В предыдущей статье [1] мы рассмотрели вопросы организации пожаротушения в таких важных и пожароопасных учреждениях, как архивы. Музеи характеризуются не меньшей важностью для человеческого социума и не меньшей сложностью организации в них процесса пожаротушения. При этом наряду со сходством между музеями и архивами есть существенные отличия, в связи с чем целесообразно посвятить защите музеев от пожара отдельную статью.

Музей как хранилище культурных ценностей
Музе́й (от греч. μουσεῖον – дом муз) – учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов – памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью [2].
В самой сути музея уже прослеживается существенное отличие его от архива: если архив есть хранилище документов (т. е. прежде всего информации), то музей хранит материальные предметы. Если надежность архива в его основной функции можно повысить переводом документов на другой материальный носитель (кино-фотокопированием, просто копированием, наконец, переводом на цифровой носитель), то для музея никакая копия (а тем более цифровая) не возместит утраты оригинала. Кроме того, музейные экспонаты зачастую намного древнее, а их материалы в большей степени подвержены разрушению при воздействии различных факторов, чем архивные единицы хранения. Так, для большинства музейных экспонатов противопоказаны любые механические, тепловые воздействия, влага, воздействие даже незначительного количества вредных веществ, находящихся в атмосфере, и т. д.
Итак, музей в силу специфики его деятельности требует еще более тщательного подбора средств защиты, чем архив.

Музей как источник пожарной опасности
Как уже было сказано, экспонатами музея являются материальные предметы. Многие материалы горючи и составляют пожарную нагрузку защищаемого помещения. К таким материалам относятся дерево, бумага, ткани, лаки и краски, пластмассы, кожа и др. Разнообразие типов пожарной нагрузки и/или превалирования одного ее типа над другими в данном помещении также необходимо учитывать при выборе применяемого типа пожаротушения.

Пожар – многофакторная угроза
Для того чтобы предотвратить пожар или минимизировать его последствия, необходимо понимать его значимость как угрозы для объекта (в нашем случае музея), каковы факторы его возникновения и распространения и методы эффективной борьбы с ним. Подробно такой анализ приведен в [3]. Вкратце напомним, что для возникновения пожара требуется наличие как минимум трех компонентов. Это – материал, способный гореть, среда, поддерживающая горение, и источник пламени. В нашем случае, как было сказано выше, материалы, из которых сделаны экспонаты, в большинстве своем горючи, среда, поддерживающая горение (кислород воздуха), как правило, наличествует. Следовательно, нужно всеми силами избегать появления третьего компонента – источника пламени.
Невозможность или сведение к минимуму возможности появления возгорания достигается рядом организационно-технических мероприятий, которые должны проводиться в каждом музее. Однако выполнение указанных мероприятий часто осложняется рядом факторов. К таким факторам можно отнести техногенный (например, возгорание электропроводки), природный (возгорание в результате грозы или во время стихийного бедствия) и человеческий (возгорание ввиду непредумышленного или предумышленного действия человека). Можно также упомянуть возможность проявления вторичных факторов, совместного воздействия различных факторов, но это выходит за рамки настоящей статьи.

Раннее обнаружение – залог эффективной борьбы с пожаром
Разобравшись с факторами, влияющими на возникновение пожара, и минимизировав их воздействие за счет организационно-технических мероприятий, мы сделали много для защиты музея от пожара, но далеко не все. К сожалению, возгорания все-таки возникают, и довольно часто, несмотря на все усилия по их предотвращению. Приняв факт возникновения возгорания как весьма вероятный, необходимо принять меры к минимизации последствий пожара. И здесь на первый план выходит раннее обнаружение возгорания.
Для обнаружения возгорания служит система пожарной сигналиации (СПС). Она же, как правило, выполняет функции управления автоматическими установками пожаротушения (АУПТ). Функционально СПС состоит из четырех основных блоков: блок обнаружения, блок приема и обработки информации, блок управления и блок передачи сигналов. Общие требования к СПС: раннее и надежное обнаружение возгорания и надежная работа всех ее блоков. Собственно, обнаружением возгорания занимаются пожарные извещатели, которые входят в блок обнаружения СПС. Согласно СП 5[4] пожарный извещатель – это «устройство, предназначенное для обнаружения факторов пожара и формирования сигнала о пожаре или о текущем значении его факторов». В качестве обнаруживаемого фактора пожара используют температуру, электромагнитное излучение пламени, дым и др. Не вдаваясь в подробности, отметим, что высокой чувствительностью отличаются дымовые извещатели, а среди них – аспирационные извещатели. Именно их в большинстве случаев применяют в музеях.
Остальные функциональные блоки СПС сосредоточены в так называемых пожарных панелях или более строго – в приборах приемно-контрольных пожарных и приборах пожарных управления. Иногда обе эти функции совмещены в приборе приемно-контрольном пожарном и управления [5]. От того, какие алгоритмы заложены в работу указанных приборов, зависит достоверность и надежность работы СПС в целом. Современные приборы применяют адресно-аналоговый способ обработки сигнала от извещателей, дублирование основных цепей и многие другие алгоритмы, позволяющие избежать ложных сигналов о пожаре и обеспечить высокую надежность определения факта и места возгорания, своевременность выработки сигналов тревоги и управления другими противопожарными системами, к которым, в частности, относятся и автоматические установки пожаротушения.


Потушить, но не навредить
Для обеспечения пожаротушения в музеях применяются в основном автоматические установки пожаротушения (АУП). АУП – установка пожаротушения, автоматически срабатывающая при превышении контролируемым фактором (факторами) пожара установленных пороговых значений в защищаемой зоне [6]. Как мы упоминали выше, это превышение определяется СПС и через прибор пожарный управления формируется и передается сигнал на запуск АУП.
Перечислять все возможные типы АУП в данной статье излишне. Гораздо важнее определить, что мы хотим от АУП и насколько соответствуют нашим требованиям применяемые в АУП огнетушащие вещества (ОТВ).
Итак, в результате применения АУП должен быть быстро и надежно локализован и уничтожен источник возгорания. При этом:
– обеспечена безопасность находящегося в защищаемом помещении персонала;
– обеспечена максимальная сохранность и/или нанесен минимальный ущерб находящимся в защищаемом помещении материальным ценностям. В случае защиты музеев последнее требование имеет принципиальное значение.
В качестве ОТВ в современных АУП применяются:
– твердые химически активные вещества (порошки и аэрозоли);
– растворы химически активных веществ (системы типа «бонпет»);
– поверхностно-активные вещества (пенные и водопенные смеси);
– вода;
– газовые ОТВ (ГОТВ).
Подробно о свойствах различных ОТВ написано в [7]. В [1] было показано, по каким критериям те или иные ОТВ нельзя применять для тушения архивов. Такие же, если не более жесткие, требования предъявляются к ОТВ, применяемым для тушения музеев. Так, в силу их химической активности для музеев противопоказаны порошки, аэрозоли, системы типа «бонпет», а также пенные и водопенные ОТВ. Самое распространенное в мире ОТВ – вода – также непригодно для тушения музеев. Поскольку большинство экспонатов в музеях боится влаги, применение АУП с водой даже во второстепенных помещениях, не используемых для хранения экспонатов, требует большой осторожности. Дело в том, что за время работы стандартной спринклерной системы в защищаемое помещение выливается в среднем около 400 л воды на 1 кв. м защищаемой площади [8]. Очевидно, что такое количество воды вызовет заметное повышение влажности в близлежащих помещениях. К тому же в этом случае наблюдается «эффект этажной кратности»: повреждений от срабатывания водяной АУП на объекте тем больше, чем на более высоком этаже она сработала. Вода неизбежно проникнет на нижележащие этажи и произведет там свое разрушительное действие.
Таким образом, как и в случае с архивами, выбор сужается до АУП с газовым ОТВ (ГОТВ).
Подробное сравнение существующих ГОТВ по параметрам безопасности для людей, защищаемых ценностей, окружающей среды и т. д. приведено в [9], аргументированные рекомендации о выборе ГОТВ для особо ценных объектов (к которым, несомненно, относятся музеи) даны в [10]. Здесь можно лишь добавить, что инертные газы (газы-разбавители) имеют высокую огнетушащую концентрацию (40% об. и более). В первые 5–10 сек. при срабатывании таких АУП в защищаемом помещении резко повышается давление (гидравлический удар). Зачастую это приводит к разбитию окон в защищаемых помещениях. Что уж говорить о находящихся здесь хрупких музейных экспонатах. К тому же выброс в помещение большого количества ГОТВ приводит к резкому снижению температуры в помещении, что также противопоказано музейным образцам.
Таковы вкратце общие рекомендации по организации противопожарной защиты музеев. Разумеется, каждый объект имеет свои индивидуальные особенности, которые необходимо учитывать при разработке системы именно для этого объекта. Многими компаниями накоплен большой опыт в этом важном деле. Достаточно сказать, что современными системами противопожарной защиты за последние несколько лет оснащены десятки крупных и не очень крупных музеев – и теперь их экспозиции надежно защищены от такого серьезного врага, как пожар.

Литература
С. А. Дауэнгауэр. Пожаротушение в архивах. Технологии защиты, № 3, 2013, с. . Музей. Википедия. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%F3%E7%E5%E9
С. А. Дауэнгауэр, Н. И. Шумилов. Противопожарная защита объекта. С чего начинать. Алгоритм безопасности, № 3, 2002, с. 40.
СП 5.13130.2009, разд. 3.67.
СП 5.13130.2009, разд. 3.72 – 3.74.
СП 5.13130.2009, разд. 3.2.
С. А. Дауэнгауэр. Системы автоматического пожаротушения. Критерии выбора. Алгоритм безопасности, 2001, с. 38
С. А. Дауэнгауэр. Еще раз о ТРВ. БДИ, № 4, 2008, с. 42.
С.А.Дауэнгауэр. Сравнение систем пожаротушения. Алгоритм безопасности, № 3, 2009, с. 20.
К. Буланов. Выбор огнетушащего вещества для защиты особо ценных объектов. Алгоритм безопасности, № 5, 2012, с. 36.



Внимание! Копирование материалов, размещенных на данном сайте допускается только со ссылкой на ресурс http://www.tzmagazine.ru