Журнал ТЗ № 4 2012 | Федеральный закон № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» – что нового?
  бюро находок  
  Где искать        
наши издания
наши анонсы






2012
№ 4
статьи



Журнал ТЗ № 4 2012



Раздел:
Тема:
Автор: Борис ХОМЯКОВ, генеральный директор ООО «Хомби»

Федеральный закон № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» – что нового?

Применительно к системам автоматической пожарной защиты зданий (а мы будем рассматривать только этот сегмент пожарной безопасности) можно выделить три основных уровня нормативных документов. Первый – это Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Второй – ГОСТ Р, содержащий требования к параметрам и функциям приборов и методам их испытаний. Третий уровень документов – своды правил, определяющие построение систем автоматической пожарной защиты и их характеристики.
Федеральный закон № 123-ФЗ является основным документом, в рамках которого действуют все остальные нормативные акты, и содержит общие требования к системам автоматической пожарной защиты. Он был принят 22 июля 2008 г., но уже первые два года его действия выявили необходимость совершенствования некоторых положений Регламента, и такая работа была начата. И вот 10 июля 2012 г. был принят Федеральный закон № 117-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Мне довелось принять непосредственное участие в работе над этим законом как члену экспертной комиссии по проведению экспертизы проекта Федерального закона № 606451-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», утвержденной приказом Минпромторга России от 23 декабря 2010 г. № 1275.
Изменения в Технический регламент носят различный характер. Часть из них – редакционного плана. Это уточнение некоторых формулировок, исключающих неоднозначность толкования, приведение некоторых пунктов в соответствие с формулировками других законодательных актов, исключение некоторых цифровых показателей и перенесение их в нормативные документы более низкого уровня, так как Технический регламент должен содержать общие требования. Но есть некоторые изменения, которые существенно меняют подход к ряду вопросов построения систем автоматической пожарной защиты.
Одно из таких изменений касается прокладки линий связи между техническими средствами автоматических установок пожарной сигнализации. Вот как сформулирована часть 2 статьи 103 Федерального закона № 123-ФЗ.
«2. Линии связи между техническими средствами автоматических установок пожарной сигнализации должны быть выполнены с учетом обеспечения их функционирования при пожаре в течение времени, необходимого для обнаружения пожара, выдачи сигналов об эвакуации, в течение времени, необходимого для эвакуации людей, а текже времени, необходимого для управления другими техническими средствами».
А вот какое изменение было предложено в Технический регламент.
«2. Линии связи между техническими средствами автоматических установок пожарной сигнализации должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и эвакуации людей в безопасную зону».
Казалось бы, какая разница? А разница в том, что при такой формулировке подразумевается, что в течение всего времени эвакуации должны сохранять работоспособность и линии шлейфов пожарной сигнализации. При рассмотрении проекта нового закона на экспертной комиссии ко второму чтению в Государственной думе я обратил на это внимание комиссии и получил поддержку ее членов.
В рамках экспертной комиссии мною было подготовлено следующее предложение по корректировке проекта федерального закона.
«Требование к сохранению работоспособности линий связи между техническими средствами автоматических установок пожарной сигнализации в условиях пожара в течение времени, необходимого для эвакуации людей в безопасную зону, подразумевает, что оно распространяется на все составные части установок пожарной сигнализации, в том числе и на шлейфы пожарной сигнализации.
Для выполнения этого требования шлейфы сигнализации будет необходимо прокладывать кабелем, сохраняющим работоспособность в условиях пожара (типа FR). Стоимость такого кабеля в несколько раз (а в ряде случаев на порядок) выше, чем тех кабелей, которые используются для прокладки шлейфов сигнализации. С учетом того что пожарные извещатели составляют основную часть автоматической установки пожарной сигнализации, это значительно увеличит ее стоимость.
В то же время функциями, которые должна выполнять установка пожарной сигнализации в условиях пожара, являются следующие:
– обнаружение пожара;
– выдача сигналов об эвакуации в течение времени, необходимого для эвакуации людей в безопасную зону;
– управление системами автоматической пожарной защиты здания, обеспечивающими безопасную эвакуацию людей из здания и локализацию пожара.
Заметим, что функция обнаружения пожара, уже выполненная при его обнаружении, не влияет в дальнейшем на безопасность людей при эвакуации. Таким образом, прокладка шлейфов сигнализации кабелем, сохраняющим работоспособность в условиях пожара, не повышает безопасность людей при эвакуации. Это требование должно распространяться на линии системы оповещения и управления эвакуацией и линии управления системами автоматической пожарной защиты здания.
Отметим также, что работоспособность собственно линии связи еще не означает работоспособности шлейфа сигнализации, так как в условиях пожара выйдут из строя извещатели. Это справедливо и для радиоканальных систем.
Предлагаемая формулировка пункта о сохранении работоспособности линий в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения функций техническими средствами автоматических установок пожарной сигнализации, в принципе охватывает и время, необходимое для обнаружения пожара, и для управления эвакуацией, и для управления системами автоматической пожарной защиты здания. Вместо увеличения стоимости линий связи целесообразно использовать более совершенные системы сигнализации, например, адресно-аналоговые системы, обеспечивающие раннее обнаружение пожара и, следовательно, большую безопасность людей.
Таким образом, слова «и эвакуации людей в безопасную зону» следует исключить либо оставить пункт в прежней редакции, которая также обеспечивает требования безопасности людей».
Но тем не менее, к моему великому сожалению, в тексте Федерального закона № 117-ФЗ осталась предлагаемая в его проекте формулировка. Наверное, как писал В. В. Маяковский, «... если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно».
Представляет интерес и новая редакция пункта 4 статьи 4 Технического регламента.
«4. В случае если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64 части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 11 и 12 статьи 97 настоящего федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию, либо проектная документация, которая была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего федерального закона, распространяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, положения настоящего федерального закона распространяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению».
Здесь внесены предельно ясные уточнения, которые и комментировать нечего. Важный пункт введен в статью 84, устанавливающую требования к системам оповещения и управления эвакуацией.
«12. Здания медицинских организаций, учреждений социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания с пребыванием людей на постоянной основе или стационарном лечении с учетом индивидуальных способностей людей к восприятию сигналов оповещения должны быть дополнительно оборудованы (оснащены) системами (средствами) оповещения о пожаре, в том числе с использованием персональных устройств со световым, звуковым и с вибрационным сигналами оповещения. Такие системы (средства) оповещения должны обеспечивать информирование дежурного персонала о передаче сигнала оповещения и подтверждение его получения каждым оповещаемым».
Будем надеяться, что такое требование действительно повысит безопасность социальных объектов.
В общем, изменений в Технический регламент достаточно, обо всех не расскажешь. Новый Федеральный закон № 117-ФЗ надо внимательно изучить и выполнять его требования. Как говорилось в старом добром фильме – «Закон есть закон».




Внимание! Копирование материалов, размещенных на данном сайте допускается только со ссылкой на ресурс http://www.tzmagazine.ru

Рады сообщить нашим читателям, что теперь нашем сайте работает модуль обратной связи. Нам важна ваша оценка наших публикаций! Также вы можете задавать свои вопросы.Наши авторы обязательно ответят на них.
Ждем ваших оценок, вопросов и комментариев!
Добавить комментарий или задать вопрос

Правила комментирования статей

Версия для печати

Средняя оценка этой статьи: 0  (голосов: 0)
Ваша оценка:

назад
|
Реклама
Подписка на новости
Имя
E-mail
Анти-спам код
Copyright © 2008 —2022 «Технологии защиты».