Автор: Борис ХОМЯКОВ, генеральный директор ООО «Хомби»

Федеральный закон № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» – что нового?

Применительно к системам автоматической пожарной защиты зданий (а мы будем рассматривать только этот сегмент пожарной безопасности) можно выделить три основных уровня нормативных документов. Первый – это Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Второй – ГОСТ Р, содержащий требования к параметрам и функциям приборов и методам их испытаний. Третий уровень документов – своды правил, определяющие построение систем автоматической пожарной защиты и их характеристики.
Федеральный закон № 123-ФЗ является основным документом, в рамках которого действуют все остальные нормативные акты, и содержит общие требования к системам автоматической пожарной защиты. Он был принят 22 июля 2008 г., но уже первые два года его действия выявили необходимость совершенствования некоторых положений Регламента, и такая работа была начата. И вот 10 июля 2012 г. был принят Федеральный закон № 117-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Мне довелось принять непосредственное участие в работе над этим законом как члену экспертной комиссии по проведению экспертизы проекта Федерального закона № 606451-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», утвержденной приказом Минпромторга России от 23 декабря 2010 г. № 1275.
Изменения в Технический регламент носят различный характер. Часть из них – редакционного плана. Это уточнение некоторых формулировок, исключающих неоднозначность толкования, приведение некоторых пунктов в соответствие с формулировками других законодательных актов, исключение некоторых цифровых показателей и перенесение их в нормативные документы более низкого уровня, так как Технический регламент должен содержать общие требования. Но есть некоторые изменения, которые существенно меняют подход к ряду вопросов построения систем автоматической пожарной защиты.
Одно из таких изменений касается прокладки линий связи между техническими средствами автоматических установок пожарной сигнализации. Вот как сформулирована часть 2 статьи 103 Федерального закона № 123-ФЗ.
«2. Линии связи между техническими средствами автоматических установок пожарной сигнализации должны быть выполнены с учетом обеспечения их функционирования при пожаре в течение времени, необходимого для обнаружения пожара, выдачи сигналов об эвакуации, в течение времени, необходимого для эвакуации людей, а текже времени, необходимого для управления другими техническими средствами».
А вот какое изменение было предложено в Технический регламент.
«2. Линии связи между техническими средствами автоматических установок пожарной сигнализации должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и эвакуации людей в безопасную зону».
Казалось бы, какая разница? А разница в том, что при такой формулировке подразумевается, что в течение всего времени эвакуации должны сохранять работоспособность и линии шлейфов пожарной сигнализации. При рассмотрении проекта нового закона на экспертной комиссии ко второму чтению в Государственной думе я обратил на это внимание комиссии и получил поддержку ее членов.
В рамках экспертной комиссии мною было подготовлено следующее предложение по корректировке проекта федерального закона.
«Требование к сохранению работоспособности линий связи между техническими средствами автоматических установок пожарной сигнализации в условиях пожара в течение времени, необходимого для эвакуации людей в безопасную зону, подразумевает, что оно распространяется на все составные части установок пожарной сигнализации, в том числе и на шлейфы пожарной сигнализации.
Для выполнения этого требования шлейфы сигнализации будет необходимо прокладывать кабелем, сохраняющим работоспособность в условиях пожара (типа FR). Стоимость такого кабеля в несколько раз (а в ряде случаев на порядок) выше, чем тех кабелей, которые используются для прокладки шлейфов сигнализации. С учетом того что пожарные извещатели составляют основную часть автоматической установки пожарной сигнализации, это значительно увеличит ее стоимость.
В то же время функциями, которые должна выполнять установка пожарной сигнализации в условиях пожара, являются следующие:
– обнаружение пожара;
– выдача сигналов об эвакуации в течение времени, необходимого для эвакуации людей в безопасную зону;
– управление системами автоматической пожарной защиты здания, обеспечивающими безопасную эвакуацию людей из здания и локализацию пожара.
Заметим, что функция обнаружения пожара, уже выполненная при его обнаружении, не влияет в дальнейшем на безопасность людей при эвакуации. Таким образом, прокладка шлейфов сигнализации кабелем, сохраняющим работоспособность в условиях пожара, не повышает безопасность людей при эвакуации. Это требование должно распространяться на линии системы оповещения и управления эвакуацией и линии управления системами автоматической пожарной защиты здания.
Отметим также, что работоспособность собственно линии связи еще не означает работоспособности шлейфа сигнализации, так как в условиях пожара выйдут из строя извещатели. Это справедливо и для радиоканальных систем.
Предлагаемая формулировка пункта о сохранении работоспособности линий в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения функций техническими средствами автоматических установок пожарной сигнализации, в принципе охватывает и время, необходимое для обнаружения пожара, и для управления эвакуацией, и для управления системами автоматической пожарной защиты здания. Вместо увеличения стоимости линий связи целесообразно использовать более совершенные системы сигнализации, например, адресно-аналоговые системы, обеспечивающие раннее обнаружение пожара и, следовательно, большую безопасность людей.
Таким образом, слова «и эвакуации людей в безопасную зону» следует исключить либо оставить пункт в прежней редакции, которая также обеспечивает требования безопасности людей».
Но тем не менее, к моему великому сожалению, в тексте Федерального закона № 117-ФЗ осталась предлагаемая в его проекте формулировка. Наверное, как писал В. В. Маяковский, «... если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно».
Представляет интерес и новая редакция пункта 4 статьи 4 Технического регламента.
«4. В случае если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64 части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 11 и 12 статьи 97 настоящего федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию, либо проектная документация, которая была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего федерального закона, распространяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, положения настоящего федерального закона распространяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению».
Здесь внесены предельно ясные уточнения, которые и комментировать нечего. Важный пункт введен в статью 84, устанавливающую требования к системам оповещения и управления эвакуацией.
«12. Здания медицинских организаций, учреждений социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания с пребыванием людей на постоянной основе или стационарном лечении с учетом индивидуальных способностей людей к восприятию сигналов оповещения должны быть дополнительно оборудованы (оснащены) системами (средствами) оповещения о пожаре, в том числе с использованием персональных устройств со световым, звуковым и с вибрационным сигналами оповещения. Такие системы (средства) оповещения должны обеспечивать информирование дежурного персонала о передаче сигнала оповещения и подтверждение его получения каждым оповещаемым».
Будем надеяться, что такое требование действительно повысит безопасность социальных объектов.
В общем, изменений в Технический регламент достаточно, обо всех не расскажешь. Новый Федеральный закон № 117-ФЗ надо внимательно изучить и выполнять его требования. Как говорилось в старом добром фильме – «Закон есть закон».





Внимание! Копирование материалов, размещенных на данном сайте допускается только со ссылкой на ресурс http://www.tzmagazine.ru