Журнал ТЗ № 3 2012 | Контроль эксплуатационной эффективности охранных систем: пригодится ли
  бюро находок  
  Где искать        
наши издания
наши анонсы






2012
№ 3
статьи



Журнал ТЗ № 3 2012



Раздел:
Тема:
Автор: Алина ЕГОРОВА, проектировщик систем безопасности ВСС Сompany

Контроль эксплуатационной эффективности охранных систем: пригодится ли

Охранная система служит для предотвращения или снижение ущерба из-за потерь вследствие совершения угроз защищаемому объекту. Охранная система должна обеспечивать:
– своевременное выявление угроз;
– механизм оперативного реагирования на угрозы;
– создание условий для максимально возможного восстановления ущерба, полученного в результате нарушения безопасности.
Чем выше достигнутый результат при минимальных издержках, тем эффективнее работа системы.
Эффективная работа охранной системы закладывается на этапе ее создания и достигается с помощью детального подхода.
Прежде всего определяются требования к охранной системе. Требования к охранным системам чаще всего выдвигает заказчик, прибегая либо к помощи своих консультантов, либо опираясь на консультации подрядчика. При этом учитываются требования законодательства РФ, состоящие в основном из запретов на вторжение в частную жизнь граждан.
Для эффективной работы охранной системы важную роль играет правильное определение ее задачи. Задача зависит от специфики и особенностей объекта. Если перефразировать известное выражение: «Моя милиция меня бережет и стережет», то получится – охранная система в каком-то случае бережет, в каком-то стережет – где-то основная угроза исходит извне, а где-то еще и изнутри объекта, как, например, при охране сизо.
Также нередко собственникам предприятий приходится защищать имущество от своих сотрудников. Подрядчик может предположить, какие участки и зоны защищаемого объекта требуют особого внимания. Наиболее точно на этот вопрос сможет ответить только заказчик, поскольку в отличие от подрядчика ему известны все подводные камни и особенности объекта. От того, насколько точно он сформулирует свои требования и пожелания, зависит, что он получит в результате. Поэтому первый вопрос к заказчику при разработке системы звучит следующим образом: что будем защищать и от кого?

Необходимо выяснить природу происхождения угроз и выбрать наиболее эффективный способ решения проблемы. Подрядчик на ситуационном плане выделяет зоны, где могут возникнуть угрозы безопасности. Выбираются зоны обзора видеокамер, их уровень качества, разрешение и прочие характеристики. Бывает достаточно, чтобы на экране была лишь размытая фигура нарушителя, а бывает, что необходима идентификация личности. Решения по выбору, качеству и размещению оборудования согласовываются с заказчиком.
Немаловажными при разработке охранной системы являются вопросы наблюдения за ситуацией на объекте и реагирования на сигнал тревоги. В качестве наблюдателя в зависимости от масштаба и свойств системы может быть специально выделенный персонал, сотрудник с широким кругом обязанностей – или же в некоторых случаях вообще не требуется участие человека.
Нужно уделить внимание тому, насколько сложна система для оператора, и при необходимости провести его обучение. Место расположения наблюдательного пункта должно быть эргономичным и учитывать физические возможности оператора: количество изображений от видеокамер не должно превышать то значение, которое человек может одновременно воспринимать. Также надо брать в расчет, что оператор не будет неотрывно следить за происходящим на экранах, он может и отлучиться, и нарушить инструкции. Этот вопрос решается увеличением штата, а сигнал тревоги делается наиболее явным.
На случай выявления проникновения или попытки проникновения нарушителя на объект должен быть разработан план действий, в котором определено лицо, ответственное за принятие решения о необходимости реагирования, а также его алгоритм действий при всевозможных случаях. Также необходимо оценить допустимое время реагирования на разные типы инцидентов.
В Великобритании значительная часть систем безопасности частных компаний устанавливается при поддержке государства, поскольку эти системы являются хорошим подспорьем для полиции в расследовании преступлений.
Например, установка видеонаблюдения в супермаркетах приводит к значительному сокращению случаев воровства и разгружает полицию от части ее обязанностей.
Согласно законодательству обеспечивается доступ властям к отснятому частными системами материалу.
Государство заинтересовано в развитии частных систем безопасности, а также в их максимальной эффективности. Поэтому вопросом эксплуатационных требований к системам безопасности занимается отдел научных исследований МВД страны.
Считается, что если преступление приходится расследовать постфактум, то охранная система выполнена с ошибками. Эффективно работающая охранная система позволяет выявлять и предотвращать нарушения своевременно.
В нашей стране на многих объектах эксплуатационная эффективность определяется по количеству случившихся чрезвычайных ситуаций. Если ничего не произошло, то, насколько эффективна система, остается неизвестным. В системе может не работать оборудование, и это не помешает считать ее эффективной. У нас ведь так: вышли из строя несколько камер или извещателей – да и черт с ними, есть другие. Ну и что, что появились мертвые зоны? Во-первых, откуда нарушителю знать, какие именно камеры и извещатели не работают? Во-вторых, через тот участок сроду никто не проникал на территорию. Так что какое-то время система обойдется без ремонта.

В Японии для повышения эксплуатационной эффективности давно разработан и внедрен комплекс мер, называемый «Общая эксплуатационная система» (ОЭС).
Основной принцип ОЭС заключается в возложении обязанностей на сотрудников за ремонт эксплуатируемого ими оборудования. Эта система была внедрена не сразу, на обучение сотрудников потребовались время и капиталовложения, но они себя оправдали.
ОЭС включает принцип пяти С: Сейри (организованность), Сейтон (опрятность), Сейсо (чистота), Сейкецу (чистоплотность), Сейтсуке (дисциплина). Все пять С замечательны, но, увы, в нашей стране данный принцип приживется едва ли.
Система управления производством Японии направлена на минимизацию неполадок работы существующих охранных систем и на исключение поступления некачественных оборудования и материалов при построении новых.
Руководство компании всячески поощряет персонал, заинтересованный в качестве своей работы. ОЭС нацелена на максимизацию эффективности использования оборудования (повышает эффективность всех его видов); организует общую систему эксплуатационного обслуживания, охватывающую весь жизненный цикл оборудования; охватывает все подразделения (проектирование, использование, обслуживание и т. д.); вовлекает в систему весь персонал – от руководящих работников до рядовых рабочих; обеспечивает систему эксплуатационного обслуживания рычагами гибкого управления.
До введения ОЭС в Японии основным инструментом повышения качества был комплексный контроль качества, который охватывает всю компанию, но не уделяет столь пристального внимания к отдельным элементам системы, как ОЭС, и не решает выявленных недостатков.

Для сертификации качества деятельности организаций в РФ действует стандарт ИСО 9001. Подтверждением прохождения сертификации ИСО 9001 является сертификат ИСО 9001.
Наличие сертификата ИСО 9001предусматривает комплекса мер и документов, направленных на повышение качества.
Система управления и контроля качества есть у многих российских компаний – ею пришлось обзавестись по необходимости, поскольку сертификат ИСО 9001 наряду с другими документами требуется для вступления в саморегулируемую организацию (СРО) компаний, специализирующихся на проектировании и монтаже систем безопасности.
Одни компании разрабатывали систему контроля качества своими силами, другие приглашали специалистов. В организациях написаны толстые тома документации с подробными инструкциями и алгоритмами, существуют отделы контроля качества, которые ежемесячно составляют красивые отчеты о своей работе. На это все затрачено немало средств, и, казалось бы, вопрос с повышением эффективности исчерпан – при наличии такого мощного контролирующего органа она должна быть максимально возможной. Но, как писал поэт более века назад, умом Россию не понять.
Очень мало компаний, где придерживаются системы качества и естественно, мало что контролируется. Даже положенная графа в чертежах «норма контроль» зачастую подписывается с закрытыми глазами. Если выдерживается ГОСТ – уже хорошо. Но, чтобы каждый следовал каждому пункту инструкций, направленных на повышение качества, так этого нет. И не будет. Потому что первоочередная задача компании – сдать объект в срок. Сроки, как обычно, – «вчера», а то и «позавчера». Так что тут не до контроля качества. А после сдачи и подавно – лопаты в землю, и хоть трава не расти. Возможно, как только на предприятиях появился менеджмент контроля качества, он соблюдался – отдельные руководители играли в эту игру, пока не начали срываться сроки. Тогда действуют, как на войне: все для победы, а качеством в мелочах можно пренебречь.
Конечно, существуют компании, придерживающиеся документов менеджмента качества. Или – стремящиеся к этому. Как правило, это крупные компании, преимущественно работающие на энергетических объектах, которые могут себе позволить содержание большого штата сотрудников: разработчиков, инсталляторов, контролеров.
У нас не Великобритания, государство не готово вкладывать средства в безопасность частных компаний. И не Япония: педантичность, корпоративный дух и следование инструкциям – не наша национальная черта. И пока заказчик готов пользоваться услугами компаний, у которых на некоторых этапах качество хромает, никто не будет работать над повышением эффективности.

/


Внимание! Копирование материалов, размещенных на данном сайте допускается только со ссылкой на ресурс http://www.tzmagazine.ru

Рады сообщить нашим читателям, что теперь нашем сайте работает модуль обратной связи. Нам важна ваша оценка наших публикаций! Также вы можете задавать свои вопросы.Наши авторы обязательно ответят на них.
Ждем ваших оценок, вопросов и комментариев!
Добавить комментарий или задать вопрос

Правила комментирования статей

Версия для печати

Средняя оценка этой статьи: 4  (голосов: 5)
Ваша оценка:

назад
|

Axis представляет сетевой радар для точного обнаружения вторжений в контролируемых зонах
Компания Axis дополняет свой обширный портфель продукции сетевыми радарами. Радарные датчики вторжения не реагируют на многие распространенные сигналы, которые приводят к ложным срабатываниям, и легко устанавливаются и интегрируются в существующие системы.



Новинка от компании IDIS: 5Мп IP-видеокамера DC-T3533HRX
Тенденции развития индустрии IP-видеонаблюдения демонстрируют погоню производителей за увеличением разрешающей способности видеокамер. При этом часто оказывается так, что озвучиваемые цифры в 4, 9, 12 и даже 20 мегапикселей оказываются несопоставимыми с физическими размерами сенсоров, используемых в этих камерах. Поэтому подобные разрешения реализуются лишь на уровне соответствующих цифр в настройках камеры и не приводят к какому-либо улучшению изображения.



IBM меняет представление о передаче и хранении видео. Впервые на All-over-IP 2017!
Сравните ваш взгляд на интеллектуальное видеонаблюдение с мнением руководителей корпорации IBM на 10-м форуме All-over-IP 2017.



Реклама
Подписка на новости
Имя
E-mail
Анти-спам код
Copyright © 2008 —2017 «Технологии защиты».