Автор: Алина ЕГОРОВА, проектировщик систем безопасности ВСС Сompany

Контроль эксплуатационной эффективности охранных систем: пригодится ли

Охранная система служит для предотвращения или снижение ущерба из-за потерь вследствие совершения угроз защищаемому объекту. Охранная система должна обеспечивать:
– своевременное выявление угроз;
– механизм оперативного реагирования на угрозы;
– создание условий для максимально возможного восстановления ущерба, полученного в результате нарушения безопасности.
Чем выше достигнутый результат при минимальных издержках, тем эффективнее работа системы.
Эффективная работа охранной системы закладывается на этапе ее создания и достигается с помощью детального подхода.
Прежде всего определяются требования к охранной системе. Требования к охранным системам чаще всего выдвигает заказчик, прибегая либо к помощи своих консультантов, либо опираясь на консультации подрядчика. При этом учитываются требования законодательства РФ, состоящие в основном из запретов на вторжение в частную жизнь граждан.
Для эффективной работы охранной системы важную роль играет правильное определение ее задачи. Задача зависит от специфики и особенностей объекта. Если перефразировать известное выражение: «Моя милиция меня бережет и стережет», то получится – охранная система в каком-то случае бережет, в каком-то стережет – где-то основная угроза исходит извне, а где-то еще и изнутри объекта, как, например, при охране сизо.
Также нередко собственникам предприятий приходится защищать имущество от своих сотрудников. Подрядчик может предположить, какие участки и зоны защищаемого объекта требуют особого внимания. Наиболее точно на этот вопрос сможет ответить только заказчик, поскольку в отличие от подрядчика ему известны все подводные камни и особенности объекта. От того, насколько точно он сформулирует свои требования и пожелания, зависит, что он получит в результате. Поэтому первый вопрос к заказчику при разработке системы звучит следующим образом: что будем защищать и от кого?

Необходимо выяснить природу происхождения угроз и выбрать наиболее эффективный способ решения проблемы. Подрядчик на ситуационном плане выделяет зоны, где могут возникнуть угрозы безопасности. Выбираются зоны обзора видеокамер, их уровень качества, разрешение и прочие характеристики. Бывает достаточно, чтобы на экране была лишь размытая фигура нарушителя, а бывает, что необходима идентификация личности. Решения по выбору, качеству и размещению оборудования согласовываются с заказчиком.
Немаловажными при разработке охранной системы являются вопросы наблюдения за ситуацией на объекте и реагирования на сигнал тревоги. В качестве наблюдателя в зависимости от масштаба и свойств системы может быть специально выделенный персонал, сотрудник с широким кругом обязанностей – или же в некоторых случаях вообще не требуется участие человека.
Нужно уделить внимание тому, насколько сложна система для оператора, и при необходимости провести его обучение. Место расположения наблюдательного пункта должно быть эргономичным и учитывать физические возможности оператора: количество изображений от видеокамер не должно превышать то значение, которое человек может одновременно воспринимать. Также надо брать в расчет, что оператор не будет неотрывно следить за происходящим на экранах, он может и отлучиться, и нарушить инструкции. Этот вопрос решается увеличением штата, а сигнал тревоги делается наиболее явным.
На случай выявления проникновения или попытки проникновения нарушителя на объект должен быть разработан план действий, в котором определено лицо, ответственное за принятие решения о необходимости реагирования, а также его алгоритм действий при всевозможных случаях. Также необходимо оценить допустимое время реагирования на разные типы инцидентов.
В Великобритании значительная часть систем безопасности частных компаний устанавливается при поддержке государства, поскольку эти системы являются хорошим подспорьем для полиции в расследовании преступлений.
Например, установка видеонаблюдения в супермаркетах приводит к значительному сокращению случаев воровства и разгружает полицию от части ее обязанностей.
Согласно законодательству обеспечивается доступ властям к отснятому частными системами материалу.
Государство заинтересовано в развитии частных систем безопасности, а также в их максимальной эффективности. Поэтому вопросом эксплуатационных требований к системам безопасности занимается отдел научных исследований МВД страны.
Считается, что если преступление приходится расследовать постфактум, то охранная система выполнена с ошибками. Эффективно работающая охранная система позволяет выявлять и предотвращать нарушения своевременно.
В нашей стране на многих объектах эксплуатационная эффективность определяется по количеству случившихся чрезвычайных ситуаций. Если ничего не произошло, то, насколько эффективна система, остается неизвестным. В системе может не работать оборудование, и это не помешает считать ее эффективной. У нас ведь так: вышли из строя несколько камер или извещателей – да и черт с ними, есть другие. Ну и что, что появились мертвые зоны? Во-первых, откуда нарушителю знать, какие именно камеры и извещатели не работают? Во-вторых, через тот участок сроду никто не проникал на территорию. Так что какое-то время система обойдется без ремонта.

В Японии для повышения эксплуатационной эффективности давно разработан и внедрен комплекс мер, называемый «Общая эксплуатационная система» (ОЭС).
Основной принцип ОЭС заключается в возложении обязанностей на сотрудников за ремонт эксплуатируемого ими оборудования. Эта система была внедрена не сразу, на обучение сотрудников потребовались время и капиталовложения, но они себя оправдали.
ОЭС включает принцип пяти С: Сейри (организованность), Сейтон (опрятность), Сейсо (чистота), Сейкецу (чистоплотность), Сейтсуке (дисциплина). Все пять С замечательны, но, увы, в нашей стране данный принцип приживется едва ли.
Система управления производством Японии направлена на минимизацию неполадок работы существующих охранных систем и на исключение поступления некачественных оборудования и материалов при построении новых.
Руководство компании всячески поощряет персонал, заинтересованный в качестве своей работы. ОЭС нацелена на максимизацию эффективности использования оборудования (повышает эффективность всех его видов); организует общую систему эксплуатационного обслуживания, охватывающую весь жизненный цикл оборудования; охватывает все подразделения (проектирование, использование, обслуживание и т. д.); вовлекает в систему весь персонал – от руководящих работников до рядовых рабочих; обеспечивает систему эксплуатационного обслуживания рычагами гибкого управления.
До введения ОЭС в Японии основным инструментом повышения качества был комплексный контроль качества, который охватывает всю компанию, но не уделяет столь пристального внимания к отдельным элементам системы, как ОЭС, и не решает выявленных недостатков.

Для сертификации качества деятельности организаций в РФ действует стандарт ИСО 9001. Подтверждением прохождения сертификации ИСО 9001 является сертификат ИСО 9001.
Наличие сертификата ИСО 9001предусматривает комплекса мер и документов, направленных на повышение качества.
Система управления и контроля качества есть у многих российских компаний – ею пришлось обзавестись по необходимости, поскольку сертификат ИСО 9001 наряду с другими документами требуется для вступления в саморегулируемую организацию (СРО) компаний, специализирующихся на проектировании и монтаже систем безопасности.
Одни компании разрабатывали систему контроля качества своими силами, другие приглашали специалистов. В организациях написаны толстые тома документации с подробными инструкциями и алгоритмами, существуют отделы контроля качества, которые ежемесячно составляют красивые отчеты о своей работе. На это все затрачено немало средств, и, казалось бы, вопрос с повышением эффективности исчерпан – при наличии такого мощного контролирующего органа она должна быть максимально возможной. Но, как писал поэт более века назад, умом Россию не понять.
Очень мало компаний, где придерживаются системы качества и естественно, мало что контролируется. Даже положенная графа в чертежах «норма контроль» зачастую подписывается с закрытыми глазами. Если выдерживается ГОСТ – уже хорошо. Но, чтобы каждый следовал каждому пункту инструкций, направленных на повышение качества, так этого нет. И не будет. Потому что первоочередная задача компании – сдать объект в срок. Сроки, как обычно, – «вчера», а то и «позавчера». Так что тут не до контроля качества. А после сдачи и подавно – лопаты в землю, и хоть трава не расти. Возможно, как только на предприятиях появился менеджмент контроля качества, он соблюдался – отдельные руководители играли в эту игру, пока не начали срываться сроки. Тогда действуют, как на войне: все для победы, а качеством в мелочах можно пренебречь.
Конечно, существуют компании, придерживающиеся документов менеджмента качества. Или – стремящиеся к этому. Как правило, это крупные компании, преимущественно работающие на энергетических объектах, которые могут себе позволить содержание большого штата сотрудников: разработчиков, инсталляторов, контролеров.
У нас не Великобритания, государство не готово вкладывать средства в безопасность частных компаний. И не Япония: педантичность, корпоративный дух и следование инструкциям – не наша национальная черта. И пока заказчик готов пользоваться услугами компаний, у которых на некоторых этапах качество хромает, никто не будет работать над повышением эффективности.

/



Внимание! Копирование материалов, размещенных на данном сайте допускается только со ссылкой на ресурс http://www.tzmagazine.ru