Журнал ТЗ № 1 2012 | «Фиолетовый» рынок ТСБ
  бюро находок  
  Где искать        
наши издания
наши анонсы






2012
№ 1
статьи



Журнал ТЗ № 1 2012



Раздел: Субъективное мнение
Тема:
Автор: Андрей ПРУДНИКОВ, генеральный директор компании «БайтЭрг»

«Фиолетовый» рынок ТСБ

Суть термина «фиолетовая корова» да и всего этого явления очень подробно описал в своей знаменитой книге Сет Годин. Причем книга ведь не новая, ее, уверен, прочитали многие. Почему сегодня я выбрал именно эту тему? Дело в том, что большинство товаров и услуг на рынке вообще и в нашей отрасли, в частности, в принципе одинаково. Одинаковые карандаши, чашки, автомобили. Камеры – они тоже примерно одинаковые. В них используются одни и те же сенсоры, одни и те же процессоры, функционал многих представленных на рынке камер тоже как будто переписан под копирку. Или взять дизайн камер – вы можете навскидку вспомнить компании, которые выпускают уникальные по дизайну изделия? И сколько таких? Поэтому, если спросить у любого посетителя отраслевой выставки, что ему больше всего запомнилось, вряд ли мы услышим какие-то откровения. Потому что примерно у всех одно и то же. Черно-белые и рыжие коровы.
А «фиолетовая корова» – это необычность. Когда продукты выделяются, запоминаются. Например, камеры в форме шара. Появление этого продукта было вызвано потребностями в создании антивандальной камеры. Нигде в мире такой потребности не было, по крайней мере, столь массово. Люди в Европе и Америке живут за стеклянными дверями и не ломают камеры или домофоны. В России все было не так: ломали домофоны, камеры, и, естественно, появилась необходимость создания сугубо российского антивандального изделия. Так появилась одна из первых «фиолетовых коров» нашей отрасли – антивандальная камера в форме шара.
Никто до этого момента и после не делал круглых камер. Причем по-настоящему популярной эта «фиолетовая корова» стала не в момент своего создания, а лет через восемь. Не случайно этот формфактор стали повторять производители из Китая и Тайваня.
Еще примеры? Пожалуйста – появление готового решения для уличных систем видеонаблюдения. Эта новация позволила коренным образом изменить подходы к монтажу уличных систем. Ведь раньше монтажникам нужно было найти подходящую для уличной системы камеру, объектив, гермобокс, все это собрать в одно целое, а значит, нести перед заказчиком ответственность и за каждый элемент системы, и за качество сборки. Даже неспециалисту понятно, насколько новое решение упростило решение этих задач. Причем не только упростило, но позволило добиться гораздо большей эффективности. Сегодня подобные решения предлагают многие производители.
Многие считают, что «фиолетовая корова» – это что-то уникальное. То, что должно если не шокировать, то хотя бы удивлять. На мой взгляд, вряд ли стоит воспринимать это явление столь буквально. «Фиолетовая корова» – это необязательно из ряда вон выходящее. Но в любом случае это какая-то инновация, новшество, то, что не подпадает под определение аналогичного продукта. А если это аналогичный продукт, то он должен обладать принципиально другим набором функций. Или применением других материалов. Пример: корпус камеры из поликарбоната. Это – элемент «фиолетовости».
«Фиолетовую корову» не спутаешь ни с каким другим изделием. В идеале, когда оригинальна не только его форма, но и схемотехника, применяемые материалы. Это может быть какой-то элемент системы, например крепежный кронштейн, или же законченное решение.
По-моему мнению, «фиолетовое» могут делать только производители. «Фиолетовые» услуги в отрасли есть, к примеру, когда происходит дифференциация по взаимодействию с клиентом. Не по цене, не по товару, а именно по взаимодействию с клиентом. Но это не продукт.
При этом согласитесь, каждый производитель считает, что он делает что-то интересное. Если верить рекламным объявлениям, то складывается впечатление, что любой новый продукт, появившийся на рынке, уникален. А много ли действительно «фиолетового»? Мне, конечно же, проще говорить не об отрасли вообще, а о сегменте видеонаблюдения. В нем однозначно есть «фиолетовые коровы». И среди видеокамер, и среди регистрирующих устройств. Это, скажем, сверхчувствительные камеры, которые видят сквозь туман. Отрадно, что эти камеры – российский продукт.
Вообще рискну утверждать, что все российские производители так или иначе делают «фиолетовых коров». Такая несколько неожиданная и простая формула: в России, чтобы выбиться из заполнившей рынок массы китайского товара, ты должен производить уникальный продукт. Если будешь пытаться делать то же, что делают китайцы в том же ценовом сегменте, с теми же характеристиками, ты не будешь успешным, твой продукт не будет востребован. Поэтому совершенно точно: все наши успешные производители в той или иной мере делают «фиолетовых коров».
Может ли «фиолетовая корова» быть массовым продуктом? Чаще всего «фиолетовая корова» – это продукт для каких-то нестандартных задач. Хотя, как это нередко случается, изначально задуманный как уникальный «фиолетовая корова» может стать реально массовым продуктом. Могу привести немало примеров из практики нашей компании.
При этом «фиолетовая корова» тем и хороша, что может ломать все стереотипы и быть в несколько раз дешевле, чем любой другой продукт. Уникальность решения зачастую еще и в том, что у изделия очень невысока себестоимость.


«Фиолетовое» продвижение
Требуют ли эти продукты «фиолетового» продвижения? Думаю, что далеко не всегда нужны и оправданны какие-то сверхоригинальные маркетинговые и рекламные ходы. Но совершенно очевидно, что, если ты создаешь новый и необычный продукт, надо найти группу инноваторов, которые готовы его воспринять, и сфокусировать маркетинг именно на них. Это наиболее перспективная технология продвижения.
Вообще постановка рекламного дела в нашей отрасли – тема для особого большого разговора. Казалось бы, рекламировать свои продукты интересно и нестандартно должен стремиться любой производитель или поставщик. Но по-настоящему «фиолетовых» рекламных ходов в отрасли немного. Большинство предпочитает стандартные схемы. Ни в коем случае не утверждаю, что это плохо. Но, хоть прошло уже несколько лет, очень хорошо помню, как на одной из выставок я увидел танцующие кожухи. На мой взгляд, совершенно «фиолетовое решение». В основном же реклама товаров и услуг отрасли выглядит стандартно.
Правда, тут многое зависит от целей рекламы. Сошлюсь на опыт нашей компании: мы не боялись использовать в рекламных материалах карикатуры, комиксы и другие нестандартные ходы, когда работали на узнаваемость марки. Не важно, купят или нет, главное – чтобы знали. Такой была наша главная цель, и мы эту задачу решили.
Но в любом случае в рекламе «фиолетовых коров» должны присутствовать хоть какие-то элементы этой самой «фиолетовости».

«Фиолетовых коров» надо любить
Если ты создаешь «фиолетовых коров», ты должен делать лучший продукт для этого решения, продукт, непохожий на все остальные. А для этого нужно продукт любить. Эта любовь начинается с идеи в головах инженеров. Вот, пожалуй, главное: творчество. Не продажи, не логистика, не продвижение, не эти слова здесь нужны. Любовь и творчество. «Фиолетовых коров» нужно любить.
Это замечательное чувство нужно передать инноваторам, конкретным людям и компаниям. Это – главные и самые верные союзники производителя «фиолетовых коров». Схема работы с ними может быть совершенно стандартной (бонусы, скидки, розыгрыш каких-то призов), главное тут – правильно выбранный фокус. Это должно быть сфокусировано на тех, кто готов к появлению новых продуктов, готов взять их, попробовать и рассказать другим. Ничего не случается на ровном месте, «фиолетовых коров» надо взращивать, ухаживать, хорошо кормить. При этом нужна постоянная и кропотливая работа, чтобы твоя любовь, твое творческое отношение передалось каждому, кто будет общаться с продуктом. Только в этом случае, как мне кажется, есть реальные перспективы коммерческого успеха новых «фиолетовых коров».
При этом надо понимать, что мало какой продукт полностью обеспечит все потребности рынка. Но массовые продажи «фиолетовых коров», такие, которые обеспечат коммерческий успех, вещь вполне реальная.
И реальность такого успеха подтверждают «фиолетовые коровы», ставшие пионерами на своих рынка,х как iPhone, Тамагочи, SONY Walkman, YouTube,МВК-16. Вслед за этими создателями рынков появилось немало подражаний, но важно помнить, что именно эти товары благодаря своей «фиолетовости» первыми дали потребителям больше, чем те могли ожидать.




Внимание! Копирование материалов, размещенных на данном сайте допускается только со ссылкой на ресурс http://www.tzmagazine.ru

Рады сообщить нашим читателям, что теперь нашем сайте работает модуль обратной связи. Нам важна ваша оценка наших публикаций! Также вы можете задавать свои вопросы.Наши авторы обязательно ответят на них.
Ждем ваших оценок, вопросов и комментариев!
Добавить комментарий или задать вопрос

Правила комментирования статей

Версия для печати

Средняя оценка этой статьи: 0  (голосов: 0)
Ваша оценка:

назад
|
Реклама
Подписка на новости
Имя
E-mail
Анти-спам код
Copyright © 2008 —2022 «Технологии защиты».