Журнал ТЗ № 1 2025 |
  бюро находок  
  Где искать        
наши издания
наши анонсы






2025
№ 1
статьи



Журнал ТЗ № 1 2025



Раздел:
Тема: Пожарная безопасность
Автор: Денис фон МЕКК, основатель fire.ru, публицист, коллекционер, историк

Статус «пожарный эксперт» и казусы нормативных документов


«Казуистика» в общеупотребляемом смысле, например, в формулировке Большой российской энциклопедии это «ловкость, изворотливость в доказательствах (обычно ложных или сомнительных положений)». В специальном же применении, например, в юридическом лексиконе, встречаются другие определения. Большой юридический словарь считает так: «Казуистика – рассмотрение отдельных примеров судебных дел (казусов) с точки зрения того, как они должны решаться по нормам права».

Также слово «эксперт» (от лат. expertus — опытный), может толковаться по-разному. В быту часто является синонимом слова «мастер». Трудовое законодательство не дает определения понятию «эксперт», но это слово встречается и частично определяется в разных правовых актах, в том числе в федеральных законах. Подзаконные акты – профессиональные стандарты, порядок применения которых установлен Трудовым кодексом в статье 195.3, содержат понятие «эксперт» и дают определение его квалификации.


В межгосударственной стандартизации есть базовые документы, например ГОСТ 1.1.2002 «Межгосударственный стандарт. Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения» устанавливает понятие: «стандарт на термины». Это – стандарт, устанавливающий термины, к которым даны определения, содержащие необходимые и достаточные признаки понятия. Российский ГОСТ Р 1.12-2020 «Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения» даёт такую формулировку: «Эксперт по стандартизации: специалист, который владеет знаниями и опытом для проведения работ в области стандартизации и квалификация которого подтверждена в процессе добровольной сертификации».


Пожарная безопасность входит в систему стандартов безопасности труда, однако ни ГОСТ 12.0.002-2014 Система стандартов безопасности труда. Термины и определения», ни ГОСТ 12.1.033-81 «Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Термины и определения» не определяют понятия «эксперт» и «специалист» в пожарной безопасности.

В профессиональном стандарте «Специалист по пожарной профилактике» в п.3.2. «Обобщенная трудовая функция» в ее наименовании «Проведение независимой оценки пожарного риска (аудит пожарной безопасности)», предлагаются четыре возможных наименования должностей и профессий:

а) Эксперт в области оценки пожарного риска.

б) Инженер по расчету пожарных рисков.

в) Специалист по расчету пожарных рисков.

г) Специалист по независимой оценке пожарных рисков.


То есть в одном пункте профессионального стандарта перечисляются нетождественные понятия: расчет пожарного риска и оценка пожарного риска, значение которых вводит и определяет ФЗ-123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Данные правовые понятия – расчет и оценка пожарного риска – можно рассматривать как подмножество и множество в математике, т. е. расчет (вычисление) пожарного риска – это составная часть оценки пожарного риска. Рассмотрим также разницу понятий «специалист» и «эксперт». Термин «специалист» не упоминается в Трудовом кодексе РФ, однако широко представлен в названиях профессий и должностей в трудовых договорах, в том числе в соответствии с «Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих».

В отрасли пожарной безопасности есть несколько устоявшихся понятийных единиц в виде словосочетаний со словом «эксперт», и они имеют различную функцию, статус и регулируют различные отношения. Рассмотрим примеры.

Пожарный эксперт – это участник пожарно-технической экспертизы, как частной (негосударственной), так и государственной, судебной и несудебной. Он может быть штатным или нештатным. В некоторых нижеперечисленных документах он называется «эксперт» или «пожарно-технический эксперт».

Однако ни в ГОСТ Р 70739-2023 «Судебная пожарно-техническая экспертиза. Термины и определения», ни в Приказе МЧС от 19 августа 2005 г. № 640 «Об утверждении Инструкции по организации и производству судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях и экспертных подразделениях федеральной противопожарной службы», ни в методических указаниях «Организация работы судебно-экспертных учреждений федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» по исследованию пожаров и экспертному сопровождению деятельности органов государственного пожарного надзора», ни в руководящем документе «Квалификационные требования к сотрудникам федеральной противопожарной службы МЧС России по специальности «Судебная пожарно-техническая экспертиза» определения термину «эксперт» не дано, хотя описываются его права, обязанности, квалификационные требования и устанавливается ответственность.

В последнем руководящем документе определяются экспертные специализации «Судебной пожарно-технической экспертизы» (СПТЭ):

1. Реконструкция процесса возникновения и развития пожара.
2. Металлографические и морфологические исследования металлических объектов СПТЭ.
3. Рентгенофазовый анализ при исследовании объектов СПТЭ.
4. Молекулярная и атомная спектроскопия при исследовании объектов СПТЭ.
5. Термический анализ при исследовании объектов СПТЭ.
6. Обнаружение и классификация инициаторов горения при исследовании объектов СПТЭ.
7. Полевые инструментальные методы при исследовании объектов СПТЭ.

Исследования могут проводиться как в рамках судебной пожарно-технической экспертизы базовой специализации («Реконструкция процесса возникновения и развития пожара»), так и в рамках отдельного вида СПТЭ – судебной нормативной пожарно-технической экспертизы (СНПТЭ), которая может быть назначена как по произошедшему пожару, так и без такового (например, при осуществлении производства по делам о нарушениях требований в области пожарной безопасности). Предметом СНПТЭ являются нарушения нормативных требований пожарной безопасности и их последствия, устанавливаемые на основе специальных знаний пожарно-технического эксперта.

«Эксперт по оценке пожарных рисков» – таким может быть название должности в штатном расписании по упомянутому профессиональному стандарту. Это также может быть должностное лицо, выполняющее функцию государственного пожарного надзора (ГПН), но не являющееся служащим ГПН.

В ФЗ-69-1994 «О пожарной безопасности» в статье 1. «Основные понятия» определено: «Эксперт в области оценки пожарного риска – должностное лицо, аттестованное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществляющее деятельность в области оценки пожарного риска, обладающее специальными знаниями в области пожарной безопасности, необходимыми для проведения независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности) и уполномоченное на подписание заключения о независимой оценке пожарного риска (аудите пожарной безопасности)».

Эксперт по оценке пожарных рисков, получивший аттестацию в установленном порядке, становится должностным лицом. Правила его аттестации установлены Постановлением Правительства РФ 2328 от 29.12.2020. Определен состав административных процедур, в который включен квалификационный экзамен, проводимый аттестационной комиссией, создаваемой контрольным (надзорным) органом и действующей на основании положения об аттестационной комиссии. Критерии аттестации могут содержать требования к образованию, стажу работы, наличию знаний и навыков в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности, в том числе к наличию специальных профессиональных навыков и знаний. При положительном решении аттестационной комиссии эксперта вносят в открытый и представленный на сайте МЧС «Реестр аттестованных экспертов, привлекаемых МЧС России к проведению мероприятий по контролю». Квалификационный экзамен содержит 800 вопросов тестирования и 71 практическое задание и утвержден главным государственным инспектором РФ.

Реестр должностных лиц, аттестованных на осуществление деятельности в области независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности) до вступления в силу «Правил аттестации должностных лиц, осуществляющих деятельность в области оценки пожарного риска», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2021 № 2081 не отменен, представлен на сайте МЧС, и некоторые лица имеют аттестацию, действующую до 2027 года включительно.


В 2016 году в оборот введен новый термин – «эксперт-аудитор систем противопожарной защиты». ГОСТ Р 57369-2016 «Производственные услуги. Термины и определения» определяет его в пункте 3.13.13 «специалист (эксперт-аудитор): лицо, обладающее познаниями, навыками и опытом работы в области, связанной с проведением аудиторской проверки и аттестованное (сертифицированное) в установленном порядке для проведения работ в определенной области на право проведения одного или нескольких видов работ».
Вскоре после этого появляется ГОСТ Р 57974-2017 – «Производственные услуги. Организация проведения проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты зданий и сооружений. Общие требования». В п.6.2 сказано: «Руководитель организует проведение проверки работоспособности систем ППЗ с участием специалистов (экспертов-аудиторов), состоящих в штате организации или на договорной основе с привлечением юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, обладающих необходимой компетенцией, подтвержденной в системе добровольной сертификации, зарегистрированной в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии (далее — экспертная организация)».
Появление ГОСТ Р 57974-2017 вызвало серьезные волнения на рынке услуг пожарной безопасности и у собственников объектов защиты, и МЧС выпустило письмо 28 мая 2018 г. № 48-2644-19, в котором подчеркивалась добровольность его применения и отсутствие необходимости получения лицензии на этот вид деятельности. Отметим, однако, что ГОСТ Р 57974-2017 добровольного применения, но если включить его в условия хозяйственного договора, то после его подписания он становится обязательным для исполнителя, и тогда, следуя его требованиям, необходимо получить подтверждение в системе добровольной сертификации.

Ранее часто обсуждали требования п.54 Правил противопожарного режима: «При эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации правообладатель объекта защиты обеспечивает ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения до их замены в установленном порядке».

Упомянутый выше ГОСТ Р 57974-2017 определяет «проверку работоспособности», а не «проведение испытаний». А также он не входит в Перечень международных и региональных (межгосударственных) стандартов. Секретариат ТК 001 «Производственные услуги»– инициатор этого ГОСТа – выпустил письмо 7 апреля 2022 г. N 30-44-22, в котором указано: «требования к аттестации специалистов (экспертов-аудиторов) устанавливаются внутренними стандартами (правилами) в рамках системы добровольной сертификации».

В 2021 году появилась серия новых ГОСТов, регулирующих тему систем противопожарной защиты:
ГОСТ Р 59636-2021 (по пожаротушению), ГОСТ Р 59637-2021 (по огнезащите), ГОСТ Р 59638-2021 (по пожарной сигнализации), ГОСТ Р 59639-2021 (по оповещению), ГОСТ Р 59640-2021 (по противопожарным занавесам), ГОСТ Р 59641-2021 (по первичным средствам пожаротушения), ГОСТ Р 59642-2021 (по заполнению проемов в противопожарных преградах), ГОСТ Р 59643-2021 (по внутреннему пожарному водоснабжению). В этих новых документах употребляются слова «специалист» или «эксперт», но их значения не определяются.

Эти ГОСТы, по сути, заменили, но не отменили ГОСТ Р 57974-2017, и он остается в статусе «действующий». Таким образом, из всего разнообразия стандартов в области обслуживания СППЗ (системы противопожарной защиты) делать выбор приходится собственнику объекта защиты при составлении технического задания к договору на обслуживание СППЗ. Чтобы учесть все плюсы и минусы выбора, представляется необходимым обратиться к эксперту по пожарной безопасности. Так же как включать в договор право заказчика на привлечение независимого эксперта для контроля полноты исполнения договорных обязательств исполнителем, как это дает возможность ФЗ-44 для госзаказчика.

Эксперт, имеющий знания в области пожарной безопасности, может также участвовать в экспертизе проектной документации в разделе №9 по Постановлению Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 (ред. от 06.05.2024) «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», которая проводится в форме государственной или негосударственной экспертизы по ст.49 ГрК РФ. Аттестация и переаттестация на право проведения подготовки заключений экспертизы проектной документации с получением квалификационных аттестатов на пять лет проводится в соответствии со ст.49.1 ГрК РФ, в порядке, определенном Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 2460. Здесь хочу процитировать представителя Государственного автономного учреждения города Москвы «Московская государственная экспертиза» на конференции Форума «Технологии безопасности» 13.02.2024: «Эксперт лишен возможности оценивать достаточность или недостаточность эффективности технических решений, он руководствуется требованиями нормативов». То есть эффективность (или неэффективность) применения противопожарных решений – ответственность проектировщика, а после приемки его работы – собственника объекта защиты.


Еще один документ определяет понятие «эксперт системы», имея в виду систему сертификации пожарной безопасности (ССПБ). Это РД ССПБ-3, введенный в действие еще в 2006 году. Система эта уже отменена, но документ имеет статус «актуален» и теоретически его термины и положения, не противоречащие действующему законодательству, могут применяться. Этот РД (руководящий документ) давал весьма детальное определение ряда нужных понятий: эксперт системы, его аккредитация, область аттестации, аттестация, переаттестация, компетентность эксперта, контроль за деятельностью эксперта, определял его функции и направления деятельности.

РД ССПБ-3 опирался на уже отмененный ГОСТ Р ИСО 10011-2-93. «Руководящие указания по проверке систем качества. Часть 2. Квалификационные критерии для экспертов-аудиторов».

Остается лишь сожалеть, что ныне уже не действуют такие положения статьи РД ССПБ-3, как:

10. Требования к личным качествам и статусу.
10.1. Эксперт должен иметь широкий кругозор, обладать логическим мышлением, аналитическим складом ума, твердостью воли и способностью реально оценивать ситуацию, быть выдержанным, понимать сложные процессы с точки зрения главной перспективы, владеть правилами делового этикета, постоянно повышать свою квалификацию. Эксперт должен иметь способность ясно и свободно выражать свои мысли письменно и устно, в достаточной степени обосновывать свои выводы и заключения.
10.2. Эксперт должен иметь необходимые навыки руководства, требуемые для осуществления его деятельности, обеспечивать конфиденциальность информации, полученной в ходе его деятельности, сохранять верность заключению, вопреки давлению о внесении изменений, не основанных на доказательстве.
10.3. Эксперт должен быть объективным и беспристрастным, не иметь прямой или косвенной связи с разработкой и внедрением объекта сертификации или ведением подготовки к сертификации проверяемой организации.

Эксперты не могут одновременно проводить работы по сертификации и испытаниям одной и той же продукции. Действующее Постановление Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 № 2106 «О порядке аттестации физических лиц на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которые введены в эксплуатацию» вступило в силу 01.03.2022 и определяет требования к квалификации специалиста в виде наличия у претендента высшего или среднего профессионального образования по специальности «Пожарная безопасность» либо высшего образования по направлению подготовки «Техносферная безопасность» (профиль – «Пожарная безопасность»), либо иного высшего или среднего профессионального образования при условии получения дополнительного профессионального образования по типовой дополнительной профессиональной переподготовки и наличии у претендента специальных знаний в области пожарной безопасности, необходимых для проектирования. Квалификационный экзамен проводится в автоматизированном дистанционном режиме на сайте госуслуг в форме тестирования с применением средств видеофиксации без создания специальной аттестационной комиссии.


Решение об аттестации принимается в случае удовлетворительного результата (90 и более процентов правильных ответов на 40 вопросов за 45 минут). Претендент считается аттестованным с момента внесения записи в реестр лиц, аттестованных на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которые введены в эксплуатацию (реестр аттестованных лиц публикуется на сайте МЧС). Срок действия квалификационного аттестата составляет 5 лет. В документе нет слов «специалист» или «эксперт».

В 2024 году на отраслевых площадках проходили дебаты по вопросам применения Федерального закона от 03.07.2016 N 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» к подтверждению квалификации специалистов и экспертов в области пожарной безопасности, находящихся в трудовых отношениях с работодателем. Данный ФЗ не применяется в отношении граждан, претендующих на замещение должностей государственной службы, и государственных служащих.

Справедливости ради, автор должен отметить, что и экспертное заключение может быть сформировано индивидуально и комиссионно, что во многих случаях будет иметь различную степень доверия к заключению и вес в глазах должностного лица (инспектора, дознавателя, следователя, судьи), принимающего на его основании решения.

248-ФЗ от 31.07.2020 в статье 33 «Эксперт. Экспертная организация» определил, что:
«Экспертом является не имеющий личной заинтересованности в результатах контрольного (надзорного) мероприятия, контрольного (надзорного) действия гражданин, не являющийся индивидуальным предпринимателем, имеющий специальные знания, опыт в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности и получивший статус эксперта в соответствии с общими требованиями, установленными Правительством Российской Федерации, в целях привлечения контрольным (надзорным) органом к осуществлению экспертизы». А согласно пункту 2 той же статьи, например автор, зарегистрированный в статусе индивидуального предпринимателя может быть «экспертной организацией». Или по положению статьи 34 – «специалистом».

Анализ действующих правовых актов показывает, что в них существуют проблемы в самых базовых аспектах – терминах, определениях и юрисдикции. Поэтому есть настоятельная потребность научно обобщить правовые казусы и выработать конкретные предложения, чтобы убрать имеющиеся на сегодняшний день противоречия и четко обозначить статус специалистов, экспертов, экспертных организаций.


Внимание! Копирование материалов, размещенных на данном сайте допускается только со ссылкой на ресурс http://www.tzmagazine.ru

Рады сообщить нашим читателям, что теперь нашем сайте работает модуль обратной связи. Нам важна ваша оценка наших публикаций! Также вы можете задавать свои вопросы.Наши авторы обязательно ответят на них.
Ждем ваших оценок, вопросов и комментариев!
Добавить комментарий или задать вопрос

Правила комментирования статей

Версия для печати

Средняя оценка этой статьи: 0  (голосов: 0)
Ваша оценка:

назад
|
Реклама
Подписка на новости
Имя
E-mail
Анти-спам код
Copyright © 2008 —2022 «Технологии защиты».