Автор: Денис фон МЕКК, основатель fire.ru, публицист, коллекционер, историк | Статус «пожарный эксперт» и казусы нормативных документов | |  «Казуистика» в общеупотребляемом
смысле, например, в формулировке
Большой российской энциклопедии
это «ловкость, изворотливость в доказательствах (обычно ложных или
сомнительных положений)». В специальном же применении, например, в
юридическом лексиконе, встречаются
другие определения. Большой юридический словарь считает так: «Казуистика – рассмотрение отдельных примеров
судебных дел (казусов) с точки зрения
того, как они должны решаться по
нормам права».
Также слово «эксперт» (от лат. expertus
— опытный), может толковаться
по-разному. В быту часто является
синонимом слова «мастер». Трудовое
законодательство не дает определения понятию «эксперт», но это слово
встречается и частично определяется
в разных правовых актах, в том числе
в федеральных законах. Подзаконные
акты – профессиональные стандарты,
порядок применения которых установлен Трудовым кодексом в статье 195.3,
содержат понятие «эксперт» и дают
определение его квалификации.
В межгосударственной стандартизации есть базовые документы,
например ГОСТ 1.1.2002 «Межгосударственный стандарт. Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения» устанавливает понятие: «стандарт на термины». Это
– стандарт, устанавливающий термины, к которым даны определения,
содержащие необходимые и достаточные признаки понятия.
Российский ГОСТ Р 1.12-2020 «Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения» даёт такую формулировку: «Эксперт по
стандартизации: специалист, который владеет знаниями и опытом для
проведения работ в области стандартизации и квалификация которого
подтверждена в процессе добровольной сертификации».
Пожарная безопасность входит в систему стандартов безопасности
труда, однако ни ГОСТ 12.0.002-2014 Система стандартов безопасности труда. Термины и определения», ни ГОСТ 12.1.033-81 «Система
стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Термины и
определения» не определяют понятия «эксперт» и «специалист» в
пожарной безопасности.
В профессиональном стандарте «Специалист по пожарной профилактике» в п.3.2. «Обобщенная трудовая функция» в ее наименовании
«Проведение независимой оценки пожарного риска (аудит пожарной
безопасности)», предлагаются четыре возможных наименования должностей и профессий:
а) Эксперт в области оценки пожарного риска.
б) Инженер по расчету пожарных рисков.
в) Специалист по расчету пожарных рисков.
г) Специалист по независимой оценке пожарных рисков.
То есть в одном пункте профессионального стандарта
перечисляются нетождественные понятия: расчет пожарного риска и оценка пожарного риска, значение
которых вводит и определяет ФЗ-123 «Технический
регламент о требованиях пожарной безопасности».
Данные правовые понятия – расчет и оценка пожарного
риска – можно рассматривать как подмножество и множество в математике, т. е. расчет (вычисление) пожарного риска – это составная часть оценки пожарного риска.
Рассмотрим также разницу понятий «специалист» и
«эксперт». Термин «специалист» не упоминается в
Трудовом кодексе РФ, однако широко представлен в
названиях профессий и должностей в трудовых договорах, в том числе в соответствии с «Квалификационным
справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих».
В отрасли пожарной безопасности есть несколько
устоявшихся понятийных единиц в виде словосочетаний со
словом «эксперт», и они имеют различную функцию, статус
и регулируют различные отношения. Рассмотрим примеры.
Пожарный эксперт – это участник пожарно-технической экспертизы,
как частной (негосударственной), так и государственной, судебной и
несудебной. Он может быть штатным или нештатным. В некоторых
нижеперечисленных документах он называется «эксперт» или «пожарно-технический эксперт».
Однако ни в ГОСТ Р 70739-2023 «Судебная пожарно-техническая экспертиза. Термины и определения», ни в Приказе МЧС от 19 августа 2005 г.
№ 640 «Об утверждении Инструкции по организации и производству
судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях и экспертных подразделениях федеральной противопожарной службы», ни в
методических указаниях «Организация работы судебно-экспертных
учреждений федеральной противопожарной службы «Испытательная
пожарная лаборатория» по исследованию пожаров и экспертному
сопровождению деятельности органов государственного пожарного
надзора», ни в руководящем документе «Квалификационные требования к сотрудникам федеральной противопожарной службы МЧС
России по специальности «Судебная пожарно-техническая экспертиза»
определения термину «эксперт» не дано, хотя описываются его права,
обязанности, квалификационные требования и устанавливается ответственность.
В последнем руководящем документе определяются экспертные
специализации «Судебной пожарно-технической экспертизы» (СПТЭ):
1. Реконструкция процесса возникновения и развития пожара.
2. Металлографические и морфологические исследования металлических объектов СПТЭ.
3. Рентгенофазовый анализ при исследовании объектов СПТЭ.
4. Молекулярная и атомная спектроскопия при исследовании объектов
СПТЭ.
5. Термический анализ при исследовании объектов СПТЭ.
6. Обнаружение и классификация инициаторов горения при исследовании объектов СПТЭ.
7. Полевые инструментальные методы при исследовании объектов СПТЭ.
Исследования могут проводиться как в рамках судебной пожарно-технической экспертизы базовой специализации («Реконструкция процесса возникновения и развития пожара»), так и в рамках отдельного
вида СПТЭ – судебной нормативной пожарно-технической экспертизы
(СНПТЭ), которая может быть назначена как по произошедшему пожару,
так и без такового (например, при осуществлении производства по
делам о нарушениях требований в области пожарной безопасности).
Предметом СНПТЭ являются нарушения нормативных требований
пожарной безопасности и их последствия, устанавливаемые на основе
специальных знаний пожарно-технического эксперта.
«Эксперт по оценке пожарных рисков» – таким может быть название
должности в штатном расписании по упомянутому профессиональному
стандарту. Это также может быть должностное лицо, выполняющее
функцию государственного пожарного надзора (ГПН), но не являющееся
служащим ГПН.
В ФЗ-69-1994 «О пожарной безопасности» в статье 1.
«Основные понятия» определено: «Эксперт в области
оценки пожарного риска – должностное лицо, аттестованное в порядке, установленном Правительством
Российской Федерации, осуществляющее деятельность
в области оценки пожарного риска, обладающее специальными знаниями в области пожарной безопасности,
необходимыми для проведения независимой оценки
пожарного риска (аудита пожарной безопасности) и
уполномоченное на подписание заключения о независимой оценке пожарного риска (аудите пожарной
безопасности)».
Эксперт по оценке пожарных рисков, получивший
аттестацию в установленном порядке, становится
должностным лицом. Правила его аттестации установлены Постановлением Правительства РФ 2328 от
29.12.2020. Определен состав административных процедур, в который включен квалификационный экзамен,
проводимый аттестационной комиссией, создаваемой
контрольным (надзорным) органом и действующей на
основании положения об аттестационной комиссии.
Критерии аттестации могут содержать требования к
образованию, стажу работы, наличию знаний и навыков
в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности, в том числе к наличию специальных
профессиональных навыков и знаний. При положительном решении аттестационной комиссии эксперта
вносят в открытый и представленный на сайте МЧС
«Реестр аттестованных экспертов, привлекаемых МЧС
России к проведению мероприятий по контролю».
Квалификационный экзамен содержит 800 вопросов
тестирования и 71 практическое задание и утвержден
главным государственным инспектором РФ.
Реестр должностных лиц, аттестованных на осуществление деятельности в области независимой оценки
пожарного риска (аудита пожарной безопасности) до
вступления в силу «Правил аттестации должностных
лиц, осуществляющих деятельность в области оценки
пожарного риска», утвержденных постановлением
Правительства Российской Федерации от 29.11.2021
№ 2081 не отменен, представлен на сайте МЧС, и некоторые лица имеют аттестацию, действующую до 2027
года включительно.
| В 2016 году в оборот введен новый термин – «эксперт-аудитор систем противопожарной защиты». ГОСТ
Р 57369-2016 «Производственные услуги. Термины и
определения» определяет его в пункте 3.13.13 «специалист (эксперт-аудитор): лицо, обладающее познаниями,
навыками и опытом работы в области, связанной с
проведением аудиторской проверки и аттестованное
(сертифицированное) в установленном порядке для
проведения работ в определенной области на право
проведения одного или нескольких видов работ».
Вскоре после этого появляется ГОСТ Р 57974-2017 –
«Производственные услуги. Организация проведения
проверки работоспособности систем и установок противопожарной
защиты зданий и сооружений. Общие требования». В п.6.2 сказано:
«Руководитель организует проведение проверки работоспособности
систем ППЗ с участием специалистов (экспертов-аудиторов), состоящих
в штате организации или на договорной основе с привлечением юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, обладающих
необходимой компетенцией, подтвержденной в системе добровольной сертификации, зарегистрированной в Федеральном агентстве
по техническому регулированию и метрологии (далее — экспертная
организация)».
Появление ГОСТ Р 57974-2017 вызвало серьезные волнения на рынке
услуг пожарной безопасности и у собственников объектов защиты, и
МЧС выпустило письмо 28 мая 2018 г. № 48-2644-19, в котором подчеркивалась добровольность его применения и отсутствие необходимости получения лицензии на этот вид деятельности. Отметим, однако,
что ГОСТ Р 57974-2017 добровольного применения, но если включить
его в условия хозяйственного договора, то после его подписания он
становится обязательным для исполнителя, и тогда, следуя его требованиям, необходимо получить подтверждение в системе добровольной
сертификации.
Ранее часто обсуждали требования п.54 Правил противопожарного режима: «При эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности
и пожаротушения сверх срока службы, установленного изготовителем
(поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика)
о возможности дальнейшей эксплуатации правообладатель объекта
защиты обеспечивает ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения до их замены в
установленном порядке».
Упомянутый выше ГОСТ Р 57974-2017 определяет
«проверку работоспособности», а не «проведение
испытаний». А также он не входит в Перечень международных и региональных (межгосударственных)
стандартов. Секретариат ТК 001 «Производственные
услуги»– инициатор этого ГОСТа – выпустил письмо 7
апреля 2022 г. N 30-44-22, в котором указано: «требования к аттестации специалистов (экспертов-аудиторов)
устанавливаются внутренними стандартами (правилами) в рамках системы добровольной сертификации».
В 2021 году появилась серия новых ГОСТов, регулирующих тему систем противопожарной защиты:
ГОСТ Р 59636-2021 (по пожаротушению), ГОСТ Р 59637-2021 (по огнезащите), ГОСТ Р 59638-2021 (по пожарной
сигнализации), ГОСТ Р 59639-2021 (по оповещению),
ГОСТ Р 59640-2021 (по противопожарным занавесам),
ГОСТ Р 59641-2021 (по первичным средствам пожаротушения), ГОСТ Р 59642-2021 (по заполнению проемов
в противопожарных преградах), ГОСТ Р 59643-2021 (по
внутреннему пожарному водоснабжению). В этих новых
документах употребляются слова «специалист» или
«эксперт», но их значения не определяются.
Эти ГОСТы, по сути, заменили, но не отменили ГОСТ Р
57974-2017, и он остается в статусе «действующий».
Таким образом, из всего разнообразия стандартов в
области обслуживания СППЗ (системы противопожарной защиты) делать выбор приходится собственнику
объекта защиты при составлении технического задания
к договору на обслуживание СППЗ. Чтобы учесть все
плюсы и минусы выбора, представляется необходимым
обратиться к эксперту по пожарной безопасности. Так
же как включать в договор право заказчика на привлечение независимого эксперта для контроля полноты
исполнения договорных обязательств исполнителем,
как это дает возможность ФЗ-44 для госзаказчика.
Эксперт, имеющий знания в области пожарной безопасности, может также участвовать в экспертизе проектной
документации в разделе №9 по Постановлению Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 (ред. от 06.05.2024)
«О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», которая проводится в форме
государственной или негосударственной экспертизы
по ст.49 ГрК РФ. Аттестация и переаттестация на право
проведения подготовки заключений экспертизы проектной документации с получением квалификационных
аттестатов на пять лет проводится в соответствии со
ст.49.1 ГрК РФ, в порядке, определенном Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 2460.
Здесь хочу процитировать представителя Государственного автономного учреждения города Москвы
«Московская государственная экспертиза» на конференции Форума «Технологии безопасности» 13.02.2024:
«Эксперт лишен возможности оценивать достаточность
или недостаточность эффективности технических решений, он руководствуется требованиями нормативов». То
есть эффективность (или неэффективность) применения
противопожарных решений – ответственность проектировщика, а после приемки его работы – собственника
объекта защиты.
|  Еще один документ определяет понятие «эксперт системы», имея в виду систему сертификации пожарной
безопасности (ССПБ). Это РД ССПБ-3, введенный в
действие еще в 2006 году. Система эта уже отменена,
но документ имеет статус «актуален» и теоретически
его термины и положения, не противоречащие действующему законодательству, могут применяться. Этот
РД (руководящий документ) давал весьма детальное
определение ряда нужных понятий: эксперт системы,
его аккредитация, область аттестации, аттестация,
переаттестация, компетентность эксперта, контроль
за деятельностью эксперта, определял его функции и
направления деятельности.
РД ССПБ-3 опирался на уже отмененный ГОСТ Р ИСО
10011-2-93. «Руководящие указания по проверке систем качества. Часть 2. Квалификационные критерии
для экспертов-аудиторов».
Остается лишь сожалеть, что ныне уже не действуют
такие положения статьи РД ССПБ-3, как:
10. Требования к личным качествам и статусу.
10.1. Эксперт должен иметь широкий кругозор, обладать
логическим мышлением, аналитическим складом ума,
твердостью воли и способностью реально оценивать
ситуацию, быть выдержанным, понимать сложные процессы с точки зрения главной перспективы, владеть
правилами делового этикета, постоянно повышать свою
квалификацию. Эксперт должен иметь способность ясно
и свободно выражать свои мысли письменно и устно,
в достаточной степени обосновывать свои выводы и
заключения.
10.2. Эксперт должен иметь необходимые навыки руководства, требуемые для осуществления его деятельности, обеспечивать конфиденциальность информации,
полученной в ходе его деятельности, сохранять верность
заключению, вопреки давлению о внесении изменений,
не основанных на доказательстве.
10.3. Эксперт должен быть объективным и беспристрастным, не иметь прямой или косвенной связи с разработкой и внедрением объекта сертификации или ведением
подготовки к сертификации проверяемой организации.
Эксперты не могут одновременно проводить работы по
сертификации и испытаниям одной и той же продукции.
Действующее Постановление Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 № 2106 «О порядке
аттестации физических лиц на право проектирования
средств обеспечения пожарной безопасности зданий
и сооружений, которые введены в эксплуатацию»
вступило в силу 01.03.2022 и определяет требования
к квалификации специалиста в виде наличия у претендента высшего или среднего профессионального
образования по специальности «Пожарная безопасность» либо высшего образования по направлению подготовки «Техносферная безопасность» (профиль – «Пожарная безопасность»), либо
иного высшего или среднего профессионального образования при
условии получения дополнительного профессионального образования по типовой дополнительной профессиональной переподготовки
и наличии у претендента специальных знаний в области пожарной
безопасности, необходимых для проектирования. Квалификационный
экзамен проводится в автоматизированном дистанционном режиме
на сайте госуслуг в форме тестирования с применением средств видеофиксации без создания специальной аттестационной комиссии.
Решение об аттестации принимается в случае удовлетворительного
результата (90 и более процентов правильных ответов на 40 вопросов
за 45 минут). Претендент считается аттестованным с момента внесения
записи в реестр лиц, аттестованных на право проектирования средств
обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которые
введены в эксплуатацию (реестр аттестованных лиц публикуется на
сайте МЧС). Срок действия квалификационного аттестата составляет 5
лет. В документе нет слов «специалист» или «эксперт».
В 2024 году на отраслевых площадках проходили дебаты по вопросам
применения Федерального закона от 03.07.2016 N 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» к подтверждению квалификации специалистов и экспертов в области пожарной безопасности, находящихся
в трудовых отношениях с работодателем. Данный ФЗ не применяется
в отношении граждан, претендующих на замещение должностей государственной службы, и государственных служащих.
Справедливости ради, автор должен отметить, что и экспертное заключение может быть сформировано индивидуально и комиссионно, что во
многих случаях будет иметь различную степень доверия к заключению и
вес в глазах должностного лица (инспектора, дознавателя, следователя,
судьи), принимающего на его основании решения.
248-ФЗ от 31.07.2020 в статье 33 «Эксперт. Экспертная организация»
определил, что:
«Экспертом является не имеющий личной заинтересованности в
результатах контрольного (надзорного) мероприятия, контрольного
(надзорного) действия гражданин, не являющийся индивидуальным
предпринимателем, имеющий специальные знания, опыт в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности и получивший
статус эксперта в соответствии с общими требованиями, установленными Правительством Российской Федерации, в целях привлечения
контрольным (надзорным) органом к осуществлению экспертизы». А
согласно пункту 2 той же статьи, например автор, зарегистрированный
в статусе индивидуального предпринимателя может быть «экспертной
организацией». Или по положению статьи 34 – «специалистом».
Анализ действующих правовых актов показывает,
что в них существуют проблемы в самых базовых
аспектах – терминах, определениях и юрисдикции.
Поэтому есть настоятельная потребность научно
обобщить правовые казусы и выработать конкретные
предложения, чтобы убрать имеющиеся на
сегодняшний день противоречия и четко обозначить
статус специалистов, экспертов, экспертных
организаций.
|
Внимание! Копирование материалов, размещенных на данном сайте допускается только со ссылкой на ресурс http://www.tzmagazine.ru
|
|