Журнал ТЗ № 1-2023| 6 2022 |
  бюро находок  
  Где искать        
наши издания
наши анонсы






2022
№ 1-2023| 6
статьи



Журнал ТЗ № 1-2023| 6 2022



Раздел: Детекция
Тема: Пожарная безопасность
Автор: Игорь КУДИНОВ, руководитель отдела развития отраслевых решений и интеграции Okdesk

Тренды в сегменте пожарной безопасности в 2023 году

Ни для кого не секрет, что отрасль систем и средств пожарной безопасности отличается консервативностью и практически во всём зависит от государственных регуляторов, которые задают темп и направления изменений. А если учесть, что от функционирования индустрии во многом зависят миллионы жизней, то становится понятно, почему нововведения внедряются медленно и хирургически выверенно – слишком большая ответственность.

Ни для кого не секрет, что отрасль систем и средств пожарной безопасности отличается консервативностью и практически во всём зависит от государственных регуляторов, которые задают темп и направления изменений. А если учесть, что от функционирования индустрии во многом зависят миллионы жизней, то становится понятно, почему нововведения внедряются медленно и хирургически выверенно – слишком большая ответственность.

При этом на основе обратной связи и анализа кейсов наших клиентов мы обнаружили некоторые тенденции, которые всё чаще усиливают свое влияние, приобретая, если не массовый, то часто повторяемый характер. Мы прекрасно отдаём себе отчёт, что в столь консервативной отрасли изменения приживутся только с поддержкой государственных регуляторов, но к ним уже сейчас полезно начать присматриваться.

Электронный документооборот

Процесс создания большого количества типовых документов, который сопровождает обслуживающую компанию на каждом шагу, уже достаточно давно наводит экспертов на мысль о необходимости его автоматизации.

Действительно, есть документы, содержание которых закреплено ГОСТами[1] и практически не меняется в зависимости от объекта и обслуживаемого оборудования или системы. Это же касается и журналов эксплуатации, и актов.

Однако сказать проще, чем сделать. Несмотря на то, что уже есть описанные верхнеуровневые сценарии электронного взаимодействия[2] между обслуживающей организацией и заказчиком, электронный документооборот по-прежнему остаётся достаточно редко встречающимся явлением. Причин несколько.

1. Юридическая. На сегодняшний день не все отраслевые нормативно- правовые документы допускают электронный документооборот. Так, например, некоторые ГОСТы допускают электронный документооборот и использование ЭЦП[3] по договорённости с заказчиком, а другие в аналогичном разделе подробно описывают правила подшивания документов в бумажный журнал эксплуатации.

2. Практическая. Этот пункт вытекает из предыдущего. Как правило, договор на обслуживание и ремонт заключается на все системы и средства пожарной безопасности. Едва ли какой-то заказчик захочет вести часть документации в бумажном виде, а другую – в электронном. В этой связи большинство предпочитают работать «по старинке».

3. Экономическая. Переход на электронный документооборот в долгосрочной перспективе приведет к сокращению операционных затрат и будет обходиться дешевле, чем бумажный как для заказчика, так и для исполнителя. Однако переходный период, когда от бумаги ещё не отказались, а «на цифру» ещё не перешли, чреват дополнительными расходами для обеих сторон.

4. Инфраструктурная. На сегодняшний день в индустрии пожарной безопасности нет специализированной цифровой среды, где заказчик и исполнитель могли бы вести электронный документооборот без рисков возникновения претензий со стороны регуляторов.

5. Организационная. Переход на цифровые рельсы существенно поменяет сценарии взаимодействия сотрудников заказчика и исполнителя. Столь существенные нововведения потребуют переобучения и повышения квалификации.

Судя по активному обсуждению темы в отраслевом экспертном сообществе, потребность в электронном взаимодействии есть как у заказчика, так и у исполнителя. Стало быть, в обозримом будущем мы вправе ожидать изменений в законодательной базе и создания доступной цифровой инфраструктуры.

Превентивная реакция

Мы уже привыкли, что разработки некоторых производителей систем и средств пожарной безопасности на основе разных показателей «умеют» информировать пользователей о потенциальных поломках. Такие сигналы можно передавать в обслуживающую компанию и информировать о них ответственного за пожарную безопасность на объекте со стороны заказчика[4].

Стоит отметить, что такие достаточно простые прецеденты превентивной реакции на возможные проблемы уже сейчас решаются автоматизированным образом. Например, автоматическое создание заявки в help desk системе обслуживающей компании в случае превышения критического значения ложных срабатываний за временной период с автоматическим информированием всех заинтересованных лиц со стороны заказчика и исполнителя.

Не исключено, что превентивная реакция будет приниматься на вооружение сервисными компаниями чаще и со временем переформатируется в отраслевой стандарт. Отсутствие каких-либо регламентирующих ограничений увеличивают вероятность распространения такой практики.

Больше интеграций с системами других классов

Системы и средства пожарной безопасности являются частью более крупных систем жизнеобеспечения зданий и сооружений. Уже сейчас возникают потребности в их интеграции для того, чтобы встроиться в общую инфраструктуру[5] эксплуатируемого здания или сооружения.

К сожалению, зачастую на практике встречается крайне консервативная позиция производителей систем и средств пожарной безопасности, которые, как правило, не желают развивать интерфейсы и готовые интеграции, несмотря на очевидную потребность интеграторов и конечных пользователей. Вместо этого предпочитают развивать всё внутри своей аппаратно- программной инфраструктуры, исходя из своих приоритетов. Такой подход не только существенно ограничивает функциональное развитие отрасли, но и сокращает её экономический потенциал.

Вероятнее всего описанные выше тенденции не станут массовыми в новом году, однако, это не уменьшает их значимость. Потребности, которые по естественным причинам начинают проявляться внутри индустрии, достойны как минимум внимания экспертного сообщества. Их игнорирование чревато потерей актуальности на рынке в долгосрочной перспективе.

Для того чтобы им соответствовать, производителям систем и средств пожарной безопасности можно предложить подумать о предоставлении своим партнёрам-инсталляторам возможности для увеличения добавленной ценности для конечного заказчика – интерфейсы для интеграций с другими системами и SDK[6]. Инсталляторы, в свою очередь, должны стремиться предоставлять не только стандартный набор услуг, но и готовые отраслевые продукты / решения, основанные на запросах конечных заказчиков.

Отмечу напоследок, что всё описанное в материале – часть более глобального ИТ-тренда, который предполагает объединение и интеграцию разрозненных систем в одну[7]. Несмотря на консервативность отрасли пожарной безопасности (во многом оправданную), вендорам важно прислушаться к требованиям рынка и держать руку на пульсе.

[1] Национальный стандарт Российской Федерации.
[2] В help desk системе формируется документ на основе заявки с необходимыми атрибутами, который подписывается посредством ЭЦП.
[3] ЭЦП – электронная цифровая подпись.
[4] Такая процедура является обязательной в ГОСТе по СПС в, например, п. 6.3.3., п. 6.5.13 и др.
[5] Например, системами мониторинга, BMS, help desk и т.д.
[6] SDK (software development kit) – комплект инструментов и библиотек, который позволяет заниматься разработкой дополнительных функций внутри программного продукта или аппаратно-программного комплекса.
[7] Например, «Умный дом» или «Умный город».


Внимание! Копирование материалов, размещенных на данном сайте допускается только со ссылкой на ресурс http://www.tzmagazine.ru

Рады сообщить нашим читателям, что теперь нашем сайте работает модуль обратной связи. Нам важна ваша оценка наших публикаций! Также вы можете задавать свои вопросы.Наши авторы обязательно ответят на них.
Ждем ваших оценок, вопросов и комментариев!
Добавить комментарий или задать вопрос

Правила комментирования статей

Версия для печати

Средняя оценка этой статьи: 0  (голосов: 0)
Ваша оценка:

назад
|
Реклама
Подписка на новости
Имя
E-mail
Анти-спам код
Copyright © 2008 —2022 «Технологии защиты».