Автор: Игорь КУДИНОВ, руководитель отдела развития отраслевых решений и интеграции Okdesk

Тренды в сегменте пожарной безопасности в 2023 году

Ни для кого не секрет, что отрасль систем и средств пожарной безопасности отличается консервативностью и практически во всём зависит от государственных регуляторов, которые задают темп и направления изменений. А если учесть, что от функционирования индустрии во многом зависят миллионы жизней, то становится понятно, почему нововведения внедряются медленно и хирургически выверенно – слишком большая ответственность.

Ни для кого не секрет, что отрасль систем и средств пожарной безопасности отличается консервативностью и практически во всём зависит от государственных регуляторов, которые задают темп и направления изменений. А если учесть, что от функционирования индустрии во многом зависят миллионы жизней, то становится понятно, почему нововведения внедряются медленно и хирургически выверенно – слишком большая ответственность.

При этом на основе обратной связи и анализа кейсов наших клиентов мы обнаружили некоторые тенденции, которые всё чаще усиливают свое влияние, приобретая, если не массовый, то часто повторяемый характер. Мы прекрасно отдаём себе отчёт, что в столь консервативной отрасли изменения приживутся только с поддержкой государственных регуляторов, но к ним уже сейчас полезно начать присматриваться.

Электронный документооборот

Процесс создания большого количества типовых документов, который сопровождает обслуживающую компанию на каждом шагу, уже достаточно давно наводит экспертов на мысль о необходимости его автоматизации.

Действительно, есть документы, содержание которых закреплено ГОСТами[1] и практически не меняется в зависимости от объекта и обслуживаемого оборудования или системы. Это же касается и журналов эксплуатации, и актов.

Однако сказать проще, чем сделать. Несмотря на то, что уже есть описанные верхнеуровневые сценарии электронного взаимодействия[2] между обслуживающей организацией и заказчиком, электронный документооборот по-прежнему остаётся достаточно редко встречающимся явлением. Причин несколько.

1. Юридическая. На сегодняшний день не все отраслевые нормативно- правовые документы допускают электронный документооборот. Так, например, некоторые ГОСТы допускают электронный документооборот и использование ЭЦП[3] по договорённости с заказчиком, а другие в аналогичном разделе подробно описывают правила подшивания документов в бумажный журнал эксплуатации.

2. Практическая. Этот пункт вытекает из предыдущего. Как правило, договор на обслуживание и ремонт заключается на все системы и средства пожарной безопасности. Едва ли какой-то заказчик захочет вести часть документации в бумажном виде, а другую – в электронном. В этой связи большинство предпочитают работать «по старинке».

3. Экономическая. Переход на электронный документооборот в долгосрочной перспективе приведет к сокращению операционных затрат и будет обходиться дешевле, чем бумажный как для заказчика, так и для исполнителя. Однако переходный период, когда от бумаги ещё не отказались, а «на цифру» ещё не перешли, чреват дополнительными расходами для обеих сторон.

4. Инфраструктурная. На сегодняшний день в индустрии пожарной безопасности нет специализированной цифровой среды, где заказчик и исполнитель могли бы вести электронный документооборот без рисков возникновения претензий со стороны регуляторов.

5. Организационная. Переход на цифровые рельсы существенно поменяет сценарии взаимодействия сотрудников заказчика и исполнителя. Столь существенные нововведения потребуют переобучения и повышения квалификации.

Судя по активному обсуждению темы в отраслевом экспертном сообществе, потребность в электронном взаимодействии есть как у заказчика, так и у исполнителя. Стало быть, в обозримом будущем мы вправе ожидать изменений в законодательной базе и создания доступной цифровой инфраструктуры.

Превентивная реакция

Мы уже привыкли, что разработки некоторых производителей систем и средств пожарной безопасности на основе разных показателей «умеют» информировать пользователей о потенциальных поломках. Такие сигналы можно передавать в обслуживающую компанию и информировать о них ответственного за пожарную безопасность на объекте со стороны заказчика[4].

Стоит отметить, что такие достаточно простые прецеденты превентивной реакции на возможные проблемы уже сейчас решаются автоматизированным образом. Например, автоматическое создание заявки в help desk системе обслуживающей компании в случае превышения критического значения ложных срабатываний за временной период с автоматическим информированием всех заинтересованных лиц со стороны заказчика и исполнителя.

Не исключено, что превентивная реакция будет приниматься на вооружение сервисными компаниями чаще и со временем переформатируется в отраслевой стандарт. Отсутствие каких-либо регламентирующих ограничений увеличивают вероятность распространения такой практики.

Больше интеграций с системами других классов

Системы и средства пожарной безопасности являются частью более крупных систем жизнеобеспечения зданий и сооружений. Уже сейчас возникают потребности в их интеграции для того, чтобы встроиться в общую инфраструктуру[5] эксплуатируемого здания или сооружения.

К сожалению, зачастую на практике встречается крайне консервативная позиция производителей систем и средств пожарной безопасности, которые, как правило, не желают развивать интерфейсы и готовые интеграции, несмотря на очевидную потребность интеграторов и конечных пользователей. Вместо этого предпочитают развивать всё внутри своей аппаратно- программной инфраструктуры, исходя из своих приоритетов. Такой подход не только существенно ограничивает функциональное развитие отрасли, но и сокращает её экономический потенциал.

Вероятнее всего описанные выше тенденции не станут массовыми в новом году, однако, это не уменьшает их значимость. Потребности, которые по естественным причинам начинают проявляться внутри индустрии, достойны как минимум внимания экспертного сообщества. Их игнорирование чревато потерей актуальности на рынке в долгосрочной перспективе.

Для того чтобы им соответствовать, производителям систем и средств пожарной безопасности можно предложить подумать о предоставлении своим партнёрам-инсталляторам возможности для увеличения добавленной ценности для конечного заказчика – интерфейсы для интеграций с другими системами и SDK[6]. Инсталляторы, в свою очередь, должны стремиться предоставлять не только стандартный набор услуг, но и готовые отраслевые продукты / решения, основанные на запросах конечных заказчиков.

Отмечу напоследок, что всё описанное в материале – часть более глобального ИТ-тренда, который предполагает объединение и интеграцию разрозненных систем в одну[7]. Несмотря на консервативность отрасли пожарной безопасности (во многом оправданную), вендорам важно прислушаться к требованиям рынка и держать руку на пульсе.

[1] Национальный стандарт Российской Федерации.
[2] В help desk системе формируется документ на основе заявки с необходимыми атрибутами, который подписывается посредством ЭЦП.
[3] ЭЦП – электронная цифровая подпись.
[4] Такая процедура является обязательной в ГОСТе по СПС в, например, п. 6.3.3., п. 6.5.13 и др.
[5] Например, системами мониторинга, BMS, help desk и т.д.
[6] SDK (software development kit) – комплект инструментов и библиотек, который позволяет заниматься разработкой дополнительных функций внутри программного продукта или аппаратно-программного комплекса.
[7] Например, «Умный дом» или «Умный город».



Внимание! Копирование материалов, размещенных на данном сайте допускается только со ссылкой на ресурс http://www.tzmagazine.ru