Журнал ТЗ № 4 2021 |
  бюро находок  
  Где искать        
наши издания
наши анонсы






2021
№ 4
статьи



Журнал ТЗ № 4 2021



Раздел: Детекция
Тема: Пожарная безопасность
Автор: Михаил РУКИН, член комитета по безопасности Торгово-промышленной палаты РФ, генеральный директор компании «ЭРВИСТ»

Пожарная безопасность объектов подземной инфраструктуры



Введение

В настоящей статье рассматриваются некоторые вопросы безопасности объектов подземной инфраструктуры: тоннелей, коллекторов, кабельных шахт и подземных коммуникаций, чтобы руководители, инженерный персонал, проектировщики и непосредственные исполнители работ могли четко понимать все процессы и решения. Надеюсь, что это в значительной степени поможет избежать ошибок, вызванных незнанием, и человеческим фактором.

Некоторые аспекты обеспечения объектов подземной инфраструктуры

В современном обществе, которое характеризуется повышенной мобильностью и увеличением объема трафика, тоннели с высокой пропускной способностью и надежной огнезащитой имеют решающее значение. В последние годы проектируется и строится все больше протяженных и сложных систем тоннелей, осуществляется модернизация существующих. При этом важнейшей составной частью таких проектов является обеспечение пожарной безопасности. В общем случае, при проектировании подземных транспортных систем основное внимание уделяется:

- созданию безопасных систем эвакуации;
- обеспечению минимального воздействия пожара на пространство вдоль эвакуационных проходов;
- созданию эффективных систем удаления дыма;
- интеграции систем электроснабжения.

Системы противопожарной защиты являются органичным элементом общей системы безопасности, а своевременное обнаружение возгораний – одной из ключевых задач.

Требования к пожарной безопасности объектов подземной инфраструктуры определяются федеральными, отраслевыми, а также внутрикорпоративными нормативами и правилами. Основные из них:
- Федеральный закон № 69-ФЗ от 21.12.1994 г. «О пожарной безопасности».
- Федеральный закон № 123-ФЗ от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
- Федеральный закон от N 116-ФЗ от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
- Свод правил 3.13130.2009. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности.
- МЧС РФ. Методические рекомендации по тушению пожаров на объектах метрополитенов. Москва 2009.

Другие важные документы приведены в списке литературы.

Объекты подземной инфраструктуры как предметы пожарной защиты. Состав и классификация

В целях понимания терминологии приведу определения нормативного документа [1].

Автодорожный тоннель – подземное (или подводное) инженерное сооружение, предназначенное для пропуска (проезда) автотранспортных средств в целях преодоления высотных или контурных препятствий.

Городской тоннель – подземное инженерное сооружение для пропуска транспортных средств, расположенное в административных границах города.

Железнодорожный тоннель – подземное протяженное инженерное сооружение, предназначенное для пропуска железнодорожного транспорта в целях преодоления высотных или контурных препятствий, в том числе и в городах.

Подводный тоннель – капитальное подземное сооружение для обеспечения движения транспорта и (или) прокладки инженерных коммуникаций под водой.

Путепровод тоннельного типа – тоннель с протяженностью перекрытой части менее 300 м, являющийся элементом транспортной развязки и предназначенный для движения транспортных средств.

Тоннельный переход – комплекс сооружений для подземного (подводного) преодоления высотных либо контурных препятствий для движения автомобильного и железнодорожного транспорта.

Тоннель – протяженное подземное (подводное) инженерное сооружение, предназначенное для транспортных целей, пропуска воды и прокладки инженерных коммуникаций, являющееся основным объектом тоннельного перехода.

Пожары и аварийные ситуации на объектах подземной инфраструктуры

В предыдущих статьях [2-6] были достаточно подробно рассмотрены конкретные вопросы пожарной безопасности на различных промышленных объектах. Общая характеристика пожаров и аварийных ситуаций на объектах подземной инфраструктуры вполне соответствует положениям, сформулированным ФГБУ ВНИИПО [7]:
Наиболее вероятными событиями, которые могут являться причинами пожароопасных ситуаций на объектах, считаются следующие:
- выход параметров технологических процессов за критические значения, который вызван нарушением технологического регламента (например, перелив жидкости при сливоналивных операциях, разрушение оборудования вследствие превышения давления по технологическим причинам, появление источников зажигания в местах образования горючих газопаровоздушных смесей);
- разгерметизация технологического оборудования, вызванная механическим (влияние повышенного или пониженного давления, динамических нагрузок и т. п.), температурным (влияние повышенных или пониженных температур) и агрессивным химическим (влияние кислородной, сероводородной, электрохимической и биохимической коррозии) воздействиями;
- механическое повреждение оборудования в результате ошибок работника, падения предметов, некачественного проведения ремонтных и регламентных работ (например, разгерметизация оборудования или выход из строя элементов его защиты в результате повреждения при ремонте или столкновения с железнодорожным или автомобильным транспортом).

Для подземных тоннелей характерны следующие особенности:
- Как правило, большая протяженность при ограниченном доступе. Во многих случаях тоннели состоят из нескольких сложных конструкций с большим количеством стыковочных узлов.
- Высокие риски возникновения пожара в случае аварийных ситуаций и неисправностей транспортных средств.
- Установленное в большом количестве оборудование с системами электроснабжения, проводкой, которые, как правило, находятся в скрытых и компактных местах.
- Складские помещения, придорожные узлы связи, системы электроснабжения подвергаются рискам вандализма, воровства, незаконного проникновения и терроризма.
- Происходит накопление горючих и токсичных газов, вызванное повседневной деятельностью, неисправным оборудованием или утечками газа из земли (естественными или в результате деятельности человека).
- Возможность пожаров, вызванных трением в механическом оборудовании, которые могут быть усилены накоплениями масла и ветоши.
- Большие риски возникновения пожаров в скрытых и пыльных неконтролируемых пространствах, а также в средствах транспорта без оператора (например, в автономных транспортных средствах.
- Риски от предпринимательской деятельности в прилегающих к тоннелям зданиях.

Для железнодорожных тоннелей:
- Движение состава вызывает возникновение электрической дуги, которая может привести к воспламенению мусора, пищевых контейнеров и других горючих веществ, выброшенных пассажирами.
- Наличие лифтов, эскалаторов и другого оборудования, имеющего составные электрические части, которое ежедневно интенсивно эксплуатируются, может вызвать механический или электрический пробой.

Для автомобильных тоннелей:
- Инциденты с участием автотранспортных средств. По данным статистики автомобильные пожары составляют около 17% от всех зарегистрированных.
- Транспортировка горючих материалов, разливы топлива, масла.
- Накопление горючего мусора вдоль проезжей части и внутри вентиляционных шахт, разливы топлива и масла.
- Короткие замыкания, электрические неполадки в кабелях систем управления и питания.
- Неисправности систем вентиляции и обработки воздуха.

Необходимо отметить, что все элементы подземной инфраструктуры могут быть объектами террористических атак – до 40% от всех террористических актов в мире. При этом отмечены комбинированные типы угроз – инциденты с пожаром (автомобильное топливо, перевозка горючих грузов, газов), взрывы (бомбы в автомобилях, кипящая жидкость с расширением объема – паровой взрыв), радиоактивные, химические, биологические атаки.

Необходимо учитывать и такой фактор, как взрывоопасность пожаров в бетонированных тоннелях. Пожары в тоннелях могут привести к высокому риску возникновения взрывного откалывания бетона с высоким содержанием влаги (например, торкреат) или высокопрочного бетона с низкой проницаемостью. Взрывное скалывание происходит в интервале температур, при котором химически связанная вода выделяется из бетона. Для высокопрочных бетонов взрывное откалывание непосредственно связано с внутренним давлением, создаваемым во время попытки высвобождения химически связанной воды. Перевозка опасных грузов оказывает существенное влияние на безопасность в тоннелях. Приведем некоторые данные [8]:

Пожары в тоннелях свидетельствуют о том, что такие товары, как, например, мука и маргарин (1999 г., тоннель Монблан), краска (1999 г., тоннель Сен-Готард) и покрышки (2005 г., тоннель Фрежюс), могут представлять большую опасность для тоннелей и тоннельных конструкций. В результате в NFPA 502 введена глава 13 «Регулируемые и нерегулируемые грузы», где представлены рекомендации по разработке правил для любых грузов, транспортируемых через тоннель. При этом органы, обладающие соответствующими полномочиями, должны принять правила, которыми следует руководствоваться при перевозке регулируемых и нерегулируемых грузов через тоннели.

Проблемы и вызовы , стоящие перед проектировщиками систем раннего обнаружения пожара

Принимая во внимание вышеперечисленные особенности, можно в самых общих чертах назвать трудности и вызовы, стоящие перед компаниями, осуществляющими подбор и инсталляцию систем раннего обнаружения пожара на объектах подземной инфраструктуры.

Вопросы, связанные с физическими характеристиками объектов

- Необходимость непрерывного и качественного отслеживания пожарной обстановки в закрытых, скрытых и пыльных помещениях, чтобы не допустить быстрого развития пожара.

- Системы пожарной сигнализации должны обеспечить работу в больших открытых пространствах без пространственного разделения, в тоннелях и на платформах, где нормальная дисперсия дыма не присутствует из-за движения воздуха от сквозняков, кондиционирования и перемещения поездов.

- Невозможность заранее определить характер перемещаемых грузов, в том числе топлива и других горючих веществ.

- Присутствие мощных воздушных потоков и непредсказуемое распространение дыма.

- Присутствие в тоннелях и вблизи них разнообразных предприятий.

Организационные и логистические вопросы

- Найти верную комбинацию удовлетворения запросов заказчика по минимизации расходов / оптимальному решению вопросов безопасности с долговременной перспективой работы систем, расходами на их модернизацию и расширение возможностей.

- Гибкость проектирования и установки систем, которая обеспечивала бы оптимальную модернизацию и расширение возможностей в связи с возможными изменениями в работе заказчика (увеличение / уменьшение потока, изменение характера грузов и пр.)

- Обеспечить эффективное техническое обслуживание без скрытых расходов (замены, рекламаций и пр.)

- По возможности предусмотреть снижение расходов, связанных с ложными срабатываниями систем.

Общая характеристика процессов опасных происшествий на объектах подземной инфраструктуры

Понимание происходящих процессов в значительной степени помогает при рассмотрении как общих вопросов организации предупреждения опасных происшествий, так и при проектиро- вании решений для конкретного объекта.

Вообще для всех объектов подземной инфраструктуры характер опасных ситуаций сходен. Поэтому приведу несколько конкретных примеров, из которых можно определить практические параметры, необходимые для проектирования и создания систем раннего обнаружения пожаров.

Железнодорожные тоннели

Обобщенная характеристика пожарной ситуации составлена на основании данных Рекомендаций ВНИИПО [9]
- При пожаре остановленного в тоннеле пассажирского поезда критические значения опасных факторов пожара вблизи очага возникают через 4-6 минут в однопутных тоннелях и через 6-8 минут – в двухпутных.
- На развитие пожара в тоннеле оказывают влияние вентиляция, свойства горючих материалов перевозимых грузов и подвижного состава, расположение очага пожара (у портала или в средней части тоннеля).
- После возникновения очага горения пожар распространяется преимущественно в направлении вентиляционного потока со скоростью, близкой к скорости распространения горения на открытом участке.
- На наклонных участках тоннеля, заполненных продуктами горения, возникает тепловая депрессия (тяга) пожара, способная изменить количество и направление движения воздуха в тоннеле.
- При пожаре твердых горючих материалов площадь пожара после его стабилизации может составить 130-830 м2 для однопутных тоннелей и 500-1300 м2 для двухпутных.
- Распространение зоны горения происходит по мере выгорания пожарной нагрузки со скоростью от 3,5 до 80 м-ч-1.
- Время развития пожаров до указанных размеров составляет от 30 до 300 минут.
- При пожаре подвижного состава с грузом ЛВЖ и ГЖ происходит их растекание вниз по уклону тоннеля на расстояние до 80 и более метров. Площадь горения при этом ограничивается расходом поступающего в зону горения воздуха и достанет величины 60-200 м2.
- Возможны также вспышки (взрывы) скоплений горючих газов и паров в объеме тоннеля.

Сооружения метрополитена

В Методических рекомендациях МЧС [9] приводятся следующие данные:
В сооружениях метрополитена пожары возникают:
- на подвижном составе - 42% случаев,
- в тоннелях - 25%,
- на станциях и вестибюлях - 17%,
- в машинных залах эскалаторов - 5%,
- в эскалаторных тоннелях - 3%,
- в электродепо - 8 %.


Причины возникновения пожаров

- неисправность электрооборудования - 49% случаев,
- искры от подвижного состава, коротких замыканий, сварочных работ - 18%,
- неосторожное обращение с огнем 17%,
- механические неисправности - 16%.

В среднем на 5 км трассы метрополитена происходит одно возникновение пожара в год.

Предупреждение и оповещение об опасных происшествиях на объектах подземной инфраструктуры

В настоящее время на рынке доступно большое количество простых и сложных систем предупреждения и оповещения об опасных происшествиях. В данной статье они рассматриваются с системной точки зрения, также приводятся некоторые рекомендации по конкретным из них. м2Системы обнаружения возгорания на объектах подземной инфраструктуры должны соответствовать следующим требованиям:
- Доступность и надежность, низкий уровень частоты ложных тревог.
- Локализация места возникновения пожара должна быть обеспечена с точностью в несколько метров.
- Надежная работа системы в условиях перепада температур: в центральной части тоннеля и на въездах / выездах.
- Независимость и устойчивость к внезапным изменениям температуры, вызываемым работой систем вентиляции.
- Устойчивость к электромагнитным помехам.
- Высокая функциональность при долговременной работе в агрессивных средах, вызванных наличием выхлопных газов, солей, высокой влажности, пыли, грязи, вибрации.

Мониторинг персоналом

Первым звеном в цепочке системы предупреждения и оповещения является мониторинг обстановки персоналом, как техническим, так и машинистами поездов, дежурными по станциям, сотрудниками служб безопасности. Это осуществляется путем непрерывного или периодического наблюдения зоны ответственности. Никакие механизмы или приборы не могут полностью заменить человека. Однако следует иметь в виду, что человеку свойственно подвергаться паническим настроениям, смятению и растерянности в кризисных ситуациях. Здесь чрезвычайно важную роль играет постоянное проведение инструктажей и тренировок по действиям в такой обстановке.

Ручные пожарные и ручные точечные извещатели пожарные

По сути, это обычные ручные выключатели, которые сделаны таким образом, чтобы избежать случайного включения. Обычно они устанавливаются на основных путях выхода и эвакуации из рассматриваемых объектов: периферийных путях эвакуации и в местах сбора по тревоге.

Извещатели пожарные ручные предназначены для ручного включения сигнала «Пожар» в системах пожарной сигнализации, управления пожаротушением, эвакуацией, дымоудалением, инженерными системами. Устройства применяются в закрытых помещениях зданий, сооружений, на наружных установках промышленных объектов во взрывоопасных зонах, в шахтах и рудниках. Взрывозащита – «взрывонепроницаемая оболочка» («d»), режим круглосуточной работы с приемно-контрольными приборами и возможность параллельного или последовательного подключения. Степень защиты внутреннего объема оболочкой должна обеспечивать полную пыленепроницаемость и повышенную влагонепроницаемость.

Телефонная связь

Доклады и сообщения по телефону также возможно отнести к техническим средствам предупреждения. Однако они могут быть неэффективными по следующим причинам:
- подвергаться воздействию факторам аварии;
- из-за возникающих шумов информация может искажаться;
- информация, передаваемая голосом, может неправильно интерпретироваться;
- одновременное использование телефонов приведет к перегрузке АТС.

Системы мобильной радиосвязи

Как правило, на подземных объектах персонал оснащается такими системами. Их недостатки аналогичны указанным для телефонов, однако, они обеспечивают непрерывную связь – обычно на специально выделенной для аварийных ситуаций частоте.

Окончание – в следующем номере.

Литература
1. СП 122.13330.2012 Тоннели железнодорожные и автодорожные. Актуализированная редакция СНиП 32-04-97
2. Вопросы пожарной безопасности на объектах хранения, переработки и использования растительного сырья. М.В.Рукин.
3. Пожарная безопасность объектов нефти и газа как составной элемент промышленной безопасности России. М.В.Рукин
4. Пожарная безопасность объектов энергоснабжения. М.В.Рукин
5. Пожарная безопасность нефтебаз, резервуарных парков, складов нефти и нефтепродуктов. М.В.Рукин.
6. Газоанализаторы как инструмент предотвращения воспламенения и взрыва горючих смесей в воздухе. М.В.Рукин.
7. Пособие по определению расчетных величин пожарного риска для производственных объектов. ФГБУ ВНИИПО.
8. О нормировании требований безопасности для тоннелей. НПО «Пульс». 12.05.2016.
9. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Методические рекомендации по тушению пожаров на объектах метрополитенов. Москва 2009


Внимание! Копирование материалов, размещенных на данном сайте допускается только со ссылкой на ресурс http://www.tzmagazine.ru

Рады сообщить нашим читателям, что теперь нашем сайте работает модуль обратной связи. Нам важна ваша оценка наших публикаций! Также вы можете задавать свои вопросы.Наши авторы обязательно ответят на них.
Ждем ваших оценок, вопросов и комментариев!
Добавить комментарий или задать вопрос

Правила комментирования статей

Версия для печати

Средняя оценка этой статьи: 0  (голосов: 0)
Ваша оценка:

назад
|
Реклама
Подписка на новости
Имя
E-mail
Анти-спам код
Copyright © 2008 —2022 «Технологии защиты».