Журнал ТЗ № 4 2021 |
  бюро находок  
  Где искать        
наши издания
наши анонсы






2021
№ 4
статьи



Журнал ТЗ № 4 2021



Раздел: ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОДИАГНОСТИКИ
Тема:
Автор: Герман ТЕПЛЯКОВ, бизнес-антрополог

Читать человека как открытую книгу


О самом главном. Часть 1

Читать человека как открытую книгу. Эти пять слов — не только заголовок. На самом деле здесь обозначена цель, к которой придут читатели рубрики «Факультет психодиагностики». Точно придут. Ведь из номера в номер в этом разделе будут раскрываться важные секреты человековедения.

Один из главных факторов безопасности — умение прогнозировать поведение людей. На основе имеющихся данных (порой самых минимальных) важно понимать, как поведёт себя человек в той или иной ситуации. Не станет ли он угрозой для чьего-то благополучия — физического, кадрового, финансового.

О том, как распознавать такие признаки, и пойдёт речь в рубрике «Факультет психодиагностики».

Автор и ведущий проекта «Факультет психодиагностики»: Герман Владимирович Тепляков — бизнес-антрополог, советник по кадровой безопасности.
По образованию врач, педагог, психолог. В профессии с 1987 года.
Специальный консультант в сфере определения потенциала человека и прогнозирования поведения. Основные экспертные области: визуальная психодиагностика и этология человека.
По этим направлениям выполняет государственные и корпоративные заказы, консультирует руководителей и собственников бизнеса в России и за рубежом, обучает специальные службы.


И сразу — очень хорошая новость

Она состоит в том, что при изучении психодиагностики нам предстоит не учиться, а… всего лишь вспоминать. Когда-то мы все уже были психодиагностами, причём очень хорошими. Это было в детстве. Тогда мы зависели от тех больших людей, которые называются взрослыми. И нам было очень важно понять: в каком они настроении, что от них можно ожидать. Да и вообще, что они собой представляют. Мы «читали» это по их внешности и поведению — эти знания нам дала эволюционная биология, путь рода homo sapiens в десятках тысяч лет нашей истории.

В США в своё время провели опыт. Совсем маленьким детям показали фотографии разных мужчин и женщин, и предложили определить — кто из них хороший, а кто плохой. На снимках были люди из различных сфер и слоёв общества: от тех, кем гордится социум, до маньяков и преступников. И, что интересно, малыши безошибочно распознали, какие лица на фото принадлежат достойным людям, а от каких надо держаться подальше.

Этот опыт подтвердил: то, чему мы научились в ходе эволюции, всегда с нами. На «Факультете психодиагностики» нам предстоит вновь вспомнить то, что и так всегда было известно от природы, просто оказалось подзабытым.

Виды психодиагностики

Как и в каждой области, классификаций здесь много. Однако, поскольку у нас абсолютно прикладной курс, то нас вполне устроит (во всяком случае, на первых порах) деление на две большие группы.

Группа 1. Субъективная психодиагностика. Это то, что человек рассказывает о себе сам — в анкетах, с помощью тестов и так далее. И здесь порой слова сильно расходятся с делом. Например, если человек очень хочет быть принятым на работу, он может рассказать о себе не то, что есть на самом деле, а то, что от него хотят услышать. И подтвердить это в тестах.

Однако это вовсе не означает, что от опросников надо отказаться. Отнюдь. Существуют прекрасные, высокоинформативные, проверенные временем тесты. Другое дело, что работают они, во-первых, только в опытных руках, а, во-вторых, их ценность возрастает при сочетании с методами объективной диагностики. О них и поговорим.

Группа 2. Объективная психодиагностика. Как следует из названия, ключ здесь — в объективном подходе. Анализируется не то, что человек сообщает о себе, а то, что исследователь видит своими глазами. Например, человек с бессвязной речью, некоординированными движениями и зрачками с булавочную головку может утверждать, что он никогда и ничего не употреблял, тем более — недавно. Однако при этом даже неспециалисту очевидно, что это не так.

Теми, кто владеют объективной психодиагностикой, человек воспринимается как текст, который можно читать. В самом деле, ведь текст — это набор знаков, несущих смысл. Так, если для простого туриста в Долине Царей иероглифы — набор картинок, то для профессора-египтолога, сведущего в языке того времени, это богатое информацией сообщение.

Немного истории

Психодиагностика существует столько же, сколько существует человечество. Это и понятно, ведь задача оценить состояние мышц и клыков у потенциального противника была жизненно важна. Без этого нельзя было и помыслить, стоило ли вступать в сражение за кусок мяса, место у костра или самку. В более поздние времена было немало выдающихся умов, которые старались установить связь между внешностью и поведением человека. Вспомним лишь одного исследователя, который жил и трудился полтора века тому назад. Он интересен нам тем, что через его труды мы выходим на такую тему, как принципы психодиагностики.

Итак, знакомьтесь: Чезаре Ломброзо (1835 – 1909) — итальянский врач- психиатр, отец криминальной антропологии — направления, главной темой которого стала идея о прирождённом преступнике. Он был убеждён, что если человек рождается с определёнными особенностями внешности (например, с выдающейся челюстью, впалыми глазами, маленьким скошенным лбом и неправильной формы ушами), его сразу можно изолировать от общества — как минимум. Ибо, как считал доктор, рано или поздно тот обязательно что-нибудь натворит, поскольку наследственность просто обязывает.

Главная ошибка Ломброзо была в том, что он путал предопределённость и предрасположенность. В самом деле, если бы человечество точно следовало его предписаниям и изолировало бы от общества людей с такими признаками, мы бы недосчитались многих вполне приличных людей.

Во всяком случае, в парламенте любой страны можно встретить депутатов, которые словно сошли со страниц книги Ломброзо о врождённых преступниках.

Другая история. Представьте себе мужчину, у которого во внешности сразу обращают на себя внимание мощный подбородок с кудрявой бородой, полные губы, нос картошкой и глаза навыкате. Расхожие книги по физиогномике, недостатка в которых нет на полках магазинов, услужливо растолкуют значение этих признаков и вынесут вердикт, согласно которому перед нами обжора, пьяница, бабник и психопат.

На самом деле, вы только что прочитали описание портрета Сократа — одного из величайших умов всех времен и народов. Впрочем, ошибка в трактовке его внешности не нова, ей две с половиной тысячи лет. Дело было так. Как-то раз Сократ прогуливался по Афинам вместе со своими учениками, и те подвели учителя к известному физиогномисту по имени Зопир. «Скажи, – обратились они к нему, – что ты скажешь об этом человеке?». Зопир, лишь взглянув на Сократа, тут же заявил, что в нём собраны все человеческие пороки. Ученики подняли было физиогномиста на смех, но мудрец остановил их, сказав: «Зря смеётесь. Именно таким я пришёл в этот мир. И лишь своими стараниями стал таким, каким вы меня знаете».

Итак, мы познакомились с первым и главным принципом психодиагностики: нет никакой предопределённости, есть только предрасположенность. О других принципах психодиагностики, без которых нельзя стать настоящим профессионалом в этой сфере, мы продолжим разговор в следующем выпуске.


Внимание! Копирование материалов, размещенных на данном сайте допускается только со ссылкой на ресурс http://www.tzmagazine.ru

Рады сообщить нашим читателям, что теперь нашем сайте работает модуль обратной связи. Нам важна ваша оценка наших публикаций! Также вы можете задавать свои вопросы.Наши авторы обязательно ответят на них.
Ждем ваших оценок, вопросов и комментариев!
Добавить комментарий или задать вопрос

Правила комментирования статей

Версия для печати

Средняя оценка этой статьи: 0  (голосов: 0)
Ваша оценка:

назад
|
Реклама
Подписка на новости
Имя
E-mail
Анти-спам код
Copyright © 2008 —2022 «Технологии защиты».