 Сегодня на рынке систем безопасности представлен широкий диапазон программного обеспечения и оборудования
для анализа и упрощения работы с большими объемами
видеоданных. Детекция транспорта или людей в кадре, распознавание лиц, подсчет посетителей или контроль длины
очередей – это лишь малая часть различных предложений.
Но как понять, есть ли необходимость в такой обработке
данных, или это – лишь новая, навязанная дополнительная
услуга? Попробуем разобраться.
Еще 7 лет назад приобретение охранной видеокамеры
разрешением 1080p конечный потребитель мог позволить
себе с трудом. Сейчас же такое разрешение среди предлагаемого рынком оборудования фактически является нижней
границей, что является следствием развития технологий в
системах безопасности. Рынок видео развивается и растет,
но при этом в плане разрешения рост замедляется, что ведет
к появлению дополнительных опций. При этом ежегодно в
России приобретается около 1млн видеокамер, а всего по
официальной статистике активных видеокамер в России
более 13млн.
Естественно, возникает разумный вопрос: что делать с
большими объемами данных, если на каждые 10 человек в
России приходится 1 видеокамера? Как и когда просматривать все записи для полноценного анализа событий? В
теории нам должен помогать встроенный практически в
каждую камеру или видеорегистратор детектор движения,
однако это происходит далеко не всегда, так как в зависимости от условий самая простая аналитика дает высокое
число ложных срабатываний. Поэтому давайте рассмотрим
пару самых простых частных случаев, чтобы оценить: может
ли найти в них применение аналитика или нет.
Видеонаблюдение на даче. Основная задача – получить уведомление на
мобильный телефон, если на территории дачи или дачного дома появились
посторонние. В таком случае, если нас интересует тревога внутри помещений, видеоаналитика мало поможет. Однако, если мы хотим получать
сообщения о движении за пределами дома, видеокамеры, установленные
снаружи помещений, будут посылать на наш телефон сообщения с ложной
тревогой: о том, что колышутся деревья, кусты и т.п. Выходом может служить несколько вариантов видеоаналитики, например, пересечение линии
или детекция людей.
Видеонаблюдение в магазине. Основная его цель – обезопаситься от
магазинных краж посетителями и сотрудниками, а также помощь в понимании, а соответственно, в решении спорных ситуаций с сотрудниками /
клиентами. И если во втором варианте мы чаще всего точно знаем время
происходящего, и видеоаналитика не упростит разбор архива видео, то
в первом варианте очень поможет распознавание лиц. При повторном появлении нежелательного элемента функция распознавания лиц оповестит
сотрудников о необходимости каких-либо действий или вызове сотрудников
правопорядка. Отмечу, что распознавание лиц можно использовать и в маркетинговом плане, например, оповещение менеджера о том, что пришел VIP
или постоянный клиент и т.п.
Такие, самые простые, но распространенные примеры – отличный показатель того, что аналитика не является панацеей и вовсе не обязательно должна
использоваться в системах видеонаблюдения. Особенно, если система
выполняет, скорее, предупредительную и / или психологическую функцию.
Однако она значительно упростит вам жизнь, если вы хотите от системы безопасности чего-то большего, например, сокращения трудозатрат или даже
помощи бизнесу. Причем, благодаря тому, что на данный момент развитием
аналитики занимаются не только крупные, но и небольшие компании, на
рынке существуют самые различные, даже неожиданные предложения,
способные удовлетворить большинство потребностей пользователей:
– детекция наличия маски на лице (актуально на входе в офисные и торгово-
развлекательные комплексы) и детекция каски у строителей (актуально
для строительства);
– детекция пустых полок и определение пола и возраста посетителей
(актуально для сетевых магазинов);
– тепловая карта (актуально для сетевых магазинов и объектов транспортной инфраструктуры);
– детекция огня или дыма (для любых объектов).
Отдельно бы хотелось отметить, что в наши дни стоимость аналитики
стремительно снижается. Если раньше она была доступна только крупным
компаниям, то сейчас можно организовать систему распознавания лиц в
небольшом магазине (встроенная аналитика в видеокамере с видеорегистратором, розничная цена которых составляет около 20 тысяч рублей). Из чего
можно сделать вывод, что при выборе определяющим фактором является
потребность и безопасность пользователей, а не стоимость решения.
|