Автор: Михаил ХРАМЫКОВ, продакт-менеджер Pv-Link

Видеоаналитика: навязанная услуга или необходимость?

Сегодня на рынке систем безопасности представлен широкий диапазон программного обеспечения и оборудования для анализа и упрощения работы с большими объемами видеоданных. Детекция транспорта или людей в кадре, распознавание лиц, подсчет посетителей или контроль длины очередей – это лишь малая часть различных предложений.

Но как понять, есть ли необходимость в такой обработке данных, или это – лишь новая, навязанная дополнительная услуга? Попробуем разобраться.

Еще 7 лет назад приобретение охранной видеокамеры разрешением 1080p конечный потребитель мог позволить себе с трудом. Сейчас же такое разрешение среди предлагаемого рынком оборудования фактически является нижней границей, что является следствием развития технологий в системах безопасности. Рынок видео развивается и растет, но при этом в плане разрешения рост замедляется, что ведет к появлению дополнительных опций. При этом ежегодно в России приобретается около 1млн видеокамер, а всего по официальной статистике активных видеокамер в России более 13млн.

Естественно, возникает разумный вопрос: что делать с большими объемами данных, если на каждые 10 человек в России приходится 1 видеокамера? Как и когда просматривать все записи для полноценного анализа событий? В теории нам должен помогать встроенный практически в каждую камеру или видеорегистратор детектор движения, однако это происходит далеко не всегда, так как в зависимости от условий самая простая аналитика дает высокое число ложных срабатываний. Поэтому давайте рассмотрим пару самых простых частных случаев, чтобы оценить: может ли найти в них применение аналитика или нет.

Видеонаблюдение на даче. Основная задача – получить уведомление на мобильный телефон, если на территории дачи или дачного дома появились посторонние. В таком случае, если нас интересует тревога внутри помещений, видеоаналитика мало поможет. Однако, если мы хотим получать сообщения о движении за пределами дома, видеокамеры, установленные снаружи помещений, будут посылать на наш телефон сообщения с ложной тревогой: о том, что колышутся деревья, кусты и т.п. Выходом может служить несколько вариантов видеоаналитики, например, пересечение линии или детекция людей.

Видеонаблюдение в магазине. Основная его цель – обезопаситься от магазинных краж посетителями и сотрудниками, а также помощь в понимании, а соответственно, в решении спорных ситуаций с сотрудниками / клиентами. И если во втором варианте мы чаще всего точно знаем время происходящего, и видеоаналитика не упростит разбор архива видео, то в первом варианте очень поможет распознавание лиц. При повторном появлении нежелательного элемента функция распознавания лиц оповестит сотрудников о необходимости каких-либо действий или вызове сотрудников правопорядка. Отмечу, что распознавание лиц можно использовать и в маркетинговом плане, например, оповещение менеджера о том, что пришел VIP или постоянный клиент и т.п.

Такие, самые простые, но распространенные примеры – отличный показатель того, что аналитика не является панацеей и вовсе не обязательно должна использоваться в системах видеонаблюдения. Особенно, если система выполняет, скорее, предупредительную и / или психологическую функцию. Однако она значительно упростит вам жизнь, если вы хотите от системы безопасности чего-то большего, например, сокращения трудозатрат или даже помощи бизнесу. Причем, благодаря тому, что на данный момент развитием аналитики занимаются не только крупные, но и небольшие компании, на рынке существуют самые различные, даже неожиданные предложения, способные удовлетворить большинство потребностей пользователей:
– детекция наличия маски на лице (актуально на входе в офисные и торгово- развлекательные комплексы) и детекция каски у строителей (актуально для строительства);
– детекция пустых полок и определение пола и возраста посетителей (актуально для сетевых магазинов);
– тепловая карта (актуально для сетевых магазинов и объектов транспортной инфраструктуры);
– детекция огня или дыма (для любых объектов).

Отдельно бы хотелось отметить, что в наши дни стоимость аналитики стремительно снижается. Если раньше она была доступна только крупным компаниям, то сейчас можно организовать систему распознавания лиц в небольшом магазине (встроенная аналитика в видеокамере с видеорегистратором, розничная цена которых составляет около 20 тысяч рублей). Из чего можно сделать вывод, что при выборе определяющим фактором является потребность и безопасность пользователей, а не стоимость решения.



Внимание! Копирование материалов, размещенных на данном сайте допускается только со ссылкой на ресурс http://www.tzmagazine.ru