Журнал ТЗ № 2 2021 |
  бюро находок  
  Где искать        
наши издания
наши анонсы






2021
№ 2
статьи



Журнал ТЗ № 2 2021



Раздел: Детекция
Тема:
Автор: Анатолий ОСИПОВ, научный сотрудник ФКУ «НИЦ «Охрана» Росгвардии Екатерина КУЗЬМИНА, научный сотрудник ФКУ «НИЦ «Охрана» Росгвардии Юлия Иванова, младший научный сотрудник ФКУ «НИЦ «Охрана» Росгвардии

Применение системы автоохраны «АВО» подразделениями вневедомственной охраны Росгвардии

В статье рассмотрены функциональные возможности системы автоохраны «АВО» и задачи, решаемые подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации с помощью системы централизованной охраны транспортных средств, разработанной на основе применения глобальных навигационных спутниковых систем и передовых телекоммуникационных технологий.

Чтобы завладеть транспортным средством, преступники применяют широкий арсенал всевозможных средств. К самым известным на данный момент способам относятся:
• взлом дверей механическими инструментами;
• электронный взлом – считывание кода электромеханического замка специальным декодером;
• обман сигнализации с помощью кодграббера – электронного прибора для перехвата кодов сигнализации;
• нейтрализация иммобилайзера (в переводе – обездвиживателя);
• глушение сигнала GSM.

Штатная сигнализация редко отвечает постоянно растущим требованиям по защите автотранспорта от криминальных посягательств, поэтому необходимы дополнительные меры в виде комплекса сигнально-противоугонных устройств (СПУ) и мероприятий по защите автотранспорта, объединенных в единую систему.

Одна из таких систем применяется в подразделениях вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации (далее – подразделения ВО), для оказания услуг реагирования мобильными группами задержания подразделений ВО (далее – ГЗ ОВО) при поступлении сигналов тревоги от автомобилей юридических и физических лиц, а также средств городского общественного транспорта и автомобилей скорой медицинской помощи.

В 2018 году по указанию Главного управления вневедомственной охраны Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (далее – ГУВО Росгвардии) специалистами ФКУ «НИЦ «Охрана» Росгвардии была проведена техническая экспертиза устройства терминального навигационного радиоканального (УТН-Р), которое является одним из основных компонентов охранной сигнализации транспортных средств «Системы автоохраны «АВО» (автомобильная вневедомственная охрана). По результатам экспертизы изделие УТН-Р признано охранным СПУ транспортных средств, соответствующим «Единым требованиям к системам передачи, объектовым техническим средствам охраны и охранным сигнально-противоугонным устройствам автотранспортных средств, предназначенным для применения в подразделениях вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации», утвержденным начальником ГУВО Росгвардии (далее – Единые требования) [2], и внесено в рекомендованный Техническим советом ГУВО Росгвардии список технических средств безопасности, удовлетворяющих Единым требованиям [3].

Для применения в подразделениях ВО система «АВО» функционирует на телематической (программно-аппаратной) платформе одной из новейших разработок в сфере безопасности – программно-аппаратного комплекса взаимодействия подразделений вневедомственной охраны с мониторинговыми компаниями (далее – ПАК ВсМК).

Интеграция системы «АВО» с телематической платформой ПАК ВсМК, позволяет подразделениям ВО применять систему «АВО» для охраны подвижных объектов охраны практически на всей территории Российской Федерации.
При этом не имеет значения, в каком регионе России был заключен договор на оказание услуг реагирования групп задержания вневедомственной охраны, так как подразделения, применяющие ПАК ВсМК используют единое программное обеспечение на всей территории страны.

Система «АВО» (рисунок 1) – один из тех программно-аппаратных продуктов, которые созданы с применением современных цифровых информационных технологий и использованием сигналов российской спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС (глобальной навигационной спутниковой системы).

По сути, система «АВО» является многофункциональным комплексом, объединяющим функциональные возможности охранной сигнализации и иммобилайзера, что достаточно надежно защищает транспортные средства от угона.
В совокупности с передовыми навигационно-информационными технологиями в этой системе применена такая эффективная методика вневедомственной охраны Росгвардии, как использование групп задержания подразделениями ВО для защиты автотранспорта от криминальных посягательств.

Основное назначение системы «АВО» – это обеспечение безопасности транспорта в случае угона и оповещение водителя (собственника автомобиля) о попытках проникновения посредством мобильного приложения MyAVO, а также передача сигналов тревоги по выделенным каналам связи на пульт централизованного наблюдения вневедомственной охраны Росгвардии, подключенного к ПАК ВсМК, для последующего реагирования ГЗ ОВО.

Договорные отношения владельцев транспортных средств непосредственно с подразделениями ВО гарантируют быстрое и эффективное реагирование ГЗ ОВО на тревожные извещения, исходящие от СПУ, установленного в транспортном средстве. Кроме каналов GSM и GPRS, в системе «АВО» дополнительно используется УКВ-радиоканал, который обеспечивает передачу помехозащищенного сигнала на приемник, расположенный непосредственно в подразделении ВО.

Монтаж бортового комплекта системы «АВО» на транспортное средство обеспечивает незначительное вмешательство в его штатную электропроводку, а подключение блока УТН-Р осуществляется по САN-шинам.

В системе «АВО» реализованы возможность подключения неограниченного числа блокировок и управление электромеханическим замком капота. Аппаратура системы «АВО» соответствует требованиям проекта «ЭРА ГЛОНАСС» (экстренного реагирования аварийных служб с использованием сигналов ГЛОНАСС), изложенным в приказе Министерства транспорта Российской Федерации № 347 от 24.12.2014г. [4]
В системе «АВО» применен диалоговый алгоритм идентификации владельца автомобиля при дистанционном считывании кода электронного ключа («метки»). Данный метод кодировки обеспечивает надежную защиту от «электронного взлома» и систем «радиоудлинения», которыми в настоящее время угонщики пользуются наиболее часто.
В случае утраты «метки» владелец может дистанционно удалить код «метки» из памяти блока.

За счет использования диалоговой системы опознавания владельца, а также реле блокировок, управляемых дистанционно, которые монтируются без прокладки дополнительных проводов в произвольно выбираемых владельцем местах транспортного средства, достигается максимальный уровень безопасности.
Реле блокировок управляется в диалоговом режиме специальными кодированными сигналами, поступающими на блок УТН-Р с АРМа дежурного офицера подразделения ВО.
Служебные и тревожные сигналы система передает на АРМ дежурного оператора, используя два независимых радиоканала связи: GSM и помехозащищенный УКВ-радиоканал на выделенных частотах вневедомственной охраны Росгвардии.

Блок телематики бортового комплекта системы «АВО» осуществляет взаимодействие с электрооборудованием транспортного средства по любым типам современных CAN-шин (OBD-II, FMS), что позволяет не нарушать штатную электропроводку и обеспечивать высокий уровень отказоустойчивости системы дистанционного управления транспортного средства.

Система «АВО» выпускается в пяти вариантах комплектации, называемых «уровнями». В максимальной комплектации система «АВО» имеет следующие опции:
• идентификация владельца при помощи метки;
• метка с функцией Anti-Hi-Jack (противоразбойная функция на случай захвата автомобиля);
• электромеханический замок капота;
• дистанционная блокировка двигателя;
• кнопка тревоги в салоне;
• звуковая сирена;
• GSM/GPRS канал передачи данных;
• блок контроля GSM сигнала;
• выделенный УКВ-радиоканал передачи данных;
• защита от удлинения штатного ключа;
• блокировка двигателя при попытке запуска без метки;
• проводные блокировки;
• контроль периметра двери / багажник / капот;
• датчики перемещения / удара / крена / наклона;
• контроль отключения аккумулятора;
• встроенное резервное энергопитание;
• беспроводные блокировки;
• беспроводные блокировки по движению;
• автономный GSM / GPRS секретный блок – закладка;
• круглосуточная техническая поддержка;
• вызов экстренных служб.

Владелец автомобиля (водитель) сможет обеспечить управление системой «АВО» через мобильное приложение MyAVO (рисунок 2), устанавливаемое на мобильных устройствах под управлением операционной системы Android. Через приложение водитель имеет возможность управлять доступом, причем сразу к нескольким автомобилям, а также проводить диагностику технического состояния автомобиля, просматривать маршруты движения и историю событий, проводить анализ статистики.

Если злоумышленник предпримет попытку угнать автомобиль, оборудованный системой «АВО» и подключенный к ПАК ВсМК, на пульт централизованного наблюдения вневедомственной охраны Росгвардии поступит тревожное извещение. Дежурный офицер подразделения ВО в режиме onlinе зафиксирует на экране монитора местоположение, а также направление движения транспортного средства и скоординирует действия ближайшей к автомобилю ГЗ ОВО для пресечения противоправных действий злоумышленника. Территориальные подразделения ВО во всех регионах России в настоящее время все чаще используют систему «АВО» для оказания договорных услуг по обеспечению централизованной охраны автомобильного транспорта, принадлежащего как физическим, так и юридическим лицам. Наряду с охраной автотранспорта физических и юридических лиц, подразделения ВО могут использовать систему АВО для обеспечения безопасности выездных бригад скорой медицинской помощи.

Федеральный закон No 226-ФЗ от 03.07.2016 «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» возлагает на войска национальной гвардии Российской Федерации обязанности по участию в охране общественного порядка обеспечении общественной безопасности, борьбе с терроризмом и экстремизмом [5]. Во исполнение этих обязанностей и для защиты медицинского персонала выездных бригад скорой медицинской помощи от противоправных действий вневедомственная охрана Росгвардии подключила автомобили скорой медицинской помощи к системе централизованной охраны транспортных средств с помощью устройств, разработанных на основе применения передовых навигационно-информационных технологий.

Система, обеспечивающая централизованную охрану автомобилей скорой медицинской помощи, развернута после целого ряда резонансных чрезвычайных происшествий, связанных с нападением на медицинский персонал выездных бригад скорой медицинской помощи и противоправными действиями лиц, препятствующих работе службы скорой медицинской помощи. Для того чтобы передавать сигналы тревоги и координаты местоположения, автомобили скорой медицинской помощи были оборудованы аппаратурой системы «АВО» и через ПАК ВсМК подключены к пультам вневедомственной охраны Росгвардии. Этод метод был успешно применен для функционирования системы централизованной охраны выездных бригад скорой медицинской помощи в 18 регионах Российской Федерации, в том числе, в городах Санкт-Петербург, Омск, Волгоград.

Еще одной сферой применения системы АВО подразделениями ВО является ее использование в обеспечении безопасности общественного наземного транспорта. Ежедневно подразделения ВО, решая возложенные на них задачи, принимают участие в мероприятиях по обеспечению общественной безопасности на мобильных объектах пассажирского транспорта общего пользования. Важным отличием этих мероприятий является незамедлительное реагирование дежурных сил Росгвардии и полиции на совершаемое нарушение закона или на упредительное реагирование сотрудников транспортного средства при появлении подозрений на саму возможность его совершения.

Как правило, это спонтанно вспыхивающие межличностные конфликты, перерастающие в драки, либо хулиганские выходки и другие криминальные действия, угрожающие жизни и здоровью пассажиров.
В 2019 году в целях реализации подобных мер комитетом по транспорту и строительству Государственной Думы, с учетом результатов обсуждений, было решено провести тестовую эксплуатацию системы централизованной охраны пассажирских транспортных средств общего пользования. Система обеспечения безопасности транспортных средств общего пользования функционирует по следующим алгоритмам: при возникновении в салоне транспортного средства угрозы безопасности пассажирам и (или) персоналу транспортного средства, а также иной опасной ситуации, кондуктор-контролер и (или) водитель активируют установленную в салоне кнопку тревожной сигнализации, которая подключена к бортовым устройствам системы «АВО». Как правило, мобильные группы задержания вневедомственной охраны Росгвардии прибывают к месту происшествия в среднем через 3–5 минут. Этого времени в большинстве случаев вполне достаточно, чтобы оперативно предотвратить или пресечь происходящие противоправные действия.

В соответствии с полномочиями сотрудники Росгвардии при необходимости задерживают нарушителя общественного порядка, в том числе, с применением специальных средств, и доставляют его в территориальные органы внутренних дел для дальнейшего разбирательства (рисунок 3).

В настоящее время пилотный проект по применению системы централизованной охраны транспортных средств функционирует в рамках тестовой эксплуатации системы обеспечения общественной безопасности транспортных средств на комплексах наземного пассажирского транспорта в городах Санкт-Петербурге, Севастополе и Волгограде.

Только за три месяца эксплуатации системы централизованной охраны в этих пилотных регионах предотвращено 13 правонарушений, связанных с реальной угрозой общественной безопасности, задержано и передано в органы внутренних дел 10 правонарушителей.
Реализация этого проекта проводится в целях распространения новой практики вневедомственной охраны Росгвардии по предотвращению и пресечению нарушений правопорядка на транспортных средствах общего пользования, показавшей свою эффективность в период проведения в России чемпионата мира по футболу в 2018 году.

В заключение хочется обратить внимание читателей на то, что применение подразделениями ВО таких изделий, как система «АВО», ПАК ВсМК и других устройств, основанных на передовых достижениях в сфере навигационно- информационных технологий, технически и экономически обосновано. Применение такого оборудования расширяет возможности вневедомственной охраны Росгвардии. С появлением новых технологий и устройств, основанных на их использовании, у Росгвардии появилась реальная возможность повысить уровень антитеррористической безопасности пассажирского и социально- значимого транспорта.

Литература:
1. Федеральный закон от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации»
2. Концепция развития вневедомственной охраны на период 2018 – 2021 годов и далее до 2025 года, утверждена 03.10.2017 г. Электронный ресурс https://rosgvard.ru/ru/page/index/koncepciya-razvitiya-vnevedomstvennoj-oxrany
3. Единые требования к системам передачи, объектовым техническим средствам охраны и охранным сигнально-противоугонным устройствам автотранспортных средств, предназначенным для применения в подразделениях вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации Электронный ресурс http://www.mvd.informost.ru/2015/pdf/1-10.pdf
4. Список технических средств безопасности, удовлетворяющих Единым требования к системам передачи, объектовым техническим средствам охраны и охранным сигнально- противоугонным устройствам автотранспортных средств, предназначенным для применения в подразделениях вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, 07.05.2020 г. Электронный ресурс http://www.nicohrana.ru/normativno-tehnicheskaya-dokumentaciya.html
5. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации № 347 от 24.12.2014г. https://minjust.consultant.ru/documents/14791?items=1&page=1


Внимание! Копирование материалов, размещенных на данном сайте допускается только со ссылкой на ресурс http://www.tzmagazine.ru

Рады сообщить нашим читателям, что теперь нашем сайте работает модуль обратной связи. Нам важна ваша оценка наших публикаций! Также вы можете задавать свои вопросы.Наши авторы обязательно ответят на них.
Ждем ваших оценок, вопросов и комментариев!
Добавить комментарий или задать вопрос

Правила комментирования статей

Версия для печати

Средняя оценка этой статьи: 0  (голосов: 0)
Ваша оценка:

назад
|

Конкурс «Лучший инновационный продукт». 25 успешных лет
Конкурс ежегодно проводится с 1996 года в рамках отраслевой выставки Securika Moscow. За четверть века проект получил высокое признание специалистов, в значительной степени повлиял на формирование рынка систем безопасности и имиджа выставки как главного отраслевого события. За годы проведения конкурса в нем приняли участие более 900 отечественных и иностранных компаний. Успех более 1000 разработок был отмечен профессиональным жюри.



Axis представляет сетевой радар для точного обнаружения вторжений в контролируемых зонах
Компания Axis дополняет свой обширный портфель продукции сетевыми радарами. Радарные датчики вторжения не реагируют на многие распространенные сигналы, которые приводят к ложным срабатываниям, и легко устанавливаются и интегрируются в существующие системы.



Новинка от компании IDIS: 5Мп IP-видеокамера DC-T3533HRX
Тенденции развития индустрии IP-видеонаблюдения демонстрируют погоню производителей за увеличением разрешающей способности видеокамер. При этом часто оказывается так, что озвучиваемые цифры в 4, 9, 12 и даже 20 мегапикселей оказываются несопоставимыми с физическими размерами сенсоров, используемых в этих камерах. Поэтому подобные разрешения реализуются лишь на уровне соответствующих цифр в настройках камеры и не приводят к какому-либо улучшению изображения.



Реклама
Подписка на новости
Имя
E-mail
Анти-спам код
Copyright © 2008 —2017 «Технологии защиты».