
СКУД управляет точками доступа, поэтому резонно
возникает вопрос: какие требования существуют к системе
на случай пожара? Какие вообще функции системы контроля
доступа могут помочь предупредить ЧС и снизить риски?
Давайте разбираться.
Что требует закон
Требование закона однозначно: точка прохода должна быть оснащена аварийной кнопкой, напрямую разрывающей питание замка двери, либо должны
быть предприняты соответствующие меры другого типа согласно требованиям МЧС, суть которых сводится к тому, чтобы в случае эвакуации любой
человек мог открыть любой выход из помещения изнутри, и точка доступа
при этом не должна больше блокироваться до окончания эвакуации.
Логика данного требования предельно ясна: чтобы люди не оказались в
ловушке и, открыв раз точку доступа, больше не тратили время на ее открывание, ведь на счету в буквальном смысле каждая секунда.
То есть напрямую к СКУД на этот счет законодатель никаких требований
не предъявляет. Однако же это не запрещает вышеуказанные условия
дополнить (дополнить, а не заменить!) возможностями СКУД, а именно
– автоматической разблокировкой точек доступа при срабатывании пожарной сигнализации.
Зачем? Для более быстрой эвакуации: люди в панике могут долго искать
кнопку, не понимая, что нужно ее нажать, и так далее, – все это приведет
к потере времени. В случае же автоматизации все точки доступа окажутся
свободны для выхода, и будут оставаться в этом состоянии до окончания
пожарной тревоги.
Как подключить автоматическую
разблокировку дверей в случае пожара
Единственно верный вариант – подключить напрямую к
контроллеру СКУД устройства пожарной сигнализации
и/или кнопки пожарной разблокировки.
В случае тревоги точки доступа на контроллере разблокируются. На сервер СКУД поступает информация о срабатывании пожарной разблокировки, данная информация
отображается в режиме реального времени и хранится в архиве событий.
После окончания тревоги точки доступа перейдут в состояние, в котором они были до аварийной разблокировки. Но
здесь есть один нюанс: для того, чтобы точки доступа были
открыты на протяжении всего периода разблокировки, контроллер должен быть корректно настроен, и к нему должны
быть подключены соответствующие датчики.
Например, для корректной разблокировки электромеханического замка, который запирается по таймауту, к контроллеру должен быть подключен датчик открытия двери, чтобы
контроллер мог своевременно подавать новую команду на
открытие замка при аварийной разблокировке.
Частый вопрос: можно ли сигнал от пожарной сигнализации
на разблокировку подвести только к одному контроллеру,
а дальше СКУД даёт команду на открытие всех остальных
точек? Можно, но не нужно по причине зависимости от
наличия связи и «самочувствия» сервера.
Некоторые пользователи настраивают разблокировку
дверей через программную интеграцию. Однако мы настоятельно не рекомендуем так делать – такой способ противоречит требованиям МЧС, так как в этом случае опять же
разблокировка будет напрямую зависеть от работы сервера
или наличия связи с ним.
Оповещение ответственных лиц
— Что у вас там горит?
— Взрыв в главном корпусе между третьим и четвертым
блоком…
— А там люди есть?
— Да! Поднимай начсостав!
— Поднимаю! Начальника поднял.
— Всех, всех, весь офицерский состав, офицерский корпус
поднимай!
Этот диалог диспетчеров в первые минуты после катастрофы на Чернобыльской АЭС известен во всем мире. Здесь
он иллюстрирует то, как важно в случае чрезвычайной
ситуации быстро оповестить руководство и ответственных
лиц, чтобы они как можно скорее начали координировать
действия и принимать управленческие решения.
СКУД в этом контексте может автоматически реагировать на
срабатывание пожарной тревоги и отправлять уведомления
всем, кому требуется, например, начальнику службы безопасности, начальнику цеха, исполнительному директору
компании.
Считыватель СКУД в случае пожарной тревоги может светить или мигать «зеленым», показывая людям, что точка
доступа разблокирована.
Эвакуационный отчет и точка сбора
Еще один печальный, но наглядный пример – пожар в
торгово-развлекательном комплексе «Зимняя вишня» в
Кемерове в 2018 году. Тогда спасатели потратили много
времени на понимание того, где именно находятся люди:
версии очевидцев были противоречивы, а объективной
информации у пожарных не было.
Конечно, в торговом центре организовать СКУД так, чтобы эти сведения в
случае чего были у спасателей, довольно сложно, но в рамках предприятия
или собственного офиса – вполне.
Как это сделать? При внедрении СКУД вся территория компании делится
на условные зоны: рабочие и эвакуационные (точку сбора). Такое деление
выполняется с помощью преграждающих устройств (турникеты, двери, и
прочее), расположенных в точках прохода.
В момент, когда сотрудник переходит из зоны в зону, он отмечается на
точках с помощью идентификатора (например, карты), тем самым передавая
системе информацию о своем местоположении.
В случае пожарной тревоги все точки доступа разблокируются, а сотрудники
эвакуируются через ближайший выход и двигаются на заранее определенную
точку сбора, например, отдельно стоящее здание гаража (лучше именно
здание, так как эвакуация может случиться зимой, и у многих не будет с
собой теплой одежды). При входе в наш условный гараж люди отмечаются
на считывателе и таким образом передают СКУД информацию о том, что
они в безопасности.
Соответственно, в момент прибытия первых пожарных команд можно будет
нажатием одной кнопки вывести отчет, из которого будет понятно, сколько и
в каких именно помещениях могут до сих пор оставаться люди. Это поможет
руководителю тушения пожара с первых же минут эффективно распределить
силы и средства для спасения людей.
Если точка сбора организована там, где нет считывателя, то отметку эвакуирующихся можно производить, например, с помощью NFC-терминала на базе
Android-смартфона или планшета. Эвакуационный отчёт даст информацию
о месте нахождения сотрудников в случае пожара или другой чрезвычайной
ситуации. Это увеличивает шансы на спасение людей.
Профилактика и предупреждение
Пожарная безопасность во многом зависит от того, какие меры предпринимаются по ее соблюдению, профилактике и предотвращению пожаров.
В том числе поэтому приказ МЧС России от 12 декабря 2007 года № 645
устанавливает, что руководители, специалисты и работники организаций,
не связанных с взрывопожароопасным производством, должны проходить
обучение пожарно-техническому минимуму в течение месяца после приема
на работу. Затем – с периодичностью не реже одного раза в три года после
последнего обучения. Руководители, специалисты и работники организаций,
связанных с взрывопожароопасным производством, проходят обучение
пожарно-техническому минимуму один раз в год.
Как может СКУД помочь с этим? Например, можно добавить в учетную
карточку сотрудника информацию о прохождении тренингов, курсов или
инструктажей, в том числе и по пожарной безопасности. Система будет
автоматически следить за датами и не пропускать на конкретный объект
тех, кто вовремя не прошел обучение. При этом СКУД может уведомить
охранника о тренингах проходящего сотрудника в окне «Наблюдение» - в
виде пиктограммы или таблицы с расписанием инструктажей. Удобно, что все
данные о тренингах можно загрузить из любой корпоративной системы.
Так все сотрудники будут регулярно обновлять свои знания по пожарной
безопасности и таким образом снижать риски возникновения ЧС на территории объекта.
Как итог
СКУД не подлежит пожарной сертификации и не может являться единственным средством для обеспечения свободного выхода людей в случае
пожарной тревоги. Но может быть дополнением, которое поможет сэкономить время в случае эвакуации.
|