Автор: Александр ШАЛЬНОВ, контент-редактор Sigur

Как СКУД предупреждает ЧС и снижает риски



СКУД управляет точками доступа, поэтому резонно возникает вопрос: какие требования существуют к системе на случай пожара? Какие вообще функции системы контроля доступа могут помочь предупредить ЧС и снизить риски?
Давайте разбираться.


Что требует закон

Требование закона однозначно: точка прохода должна быть оснащена аварийной кнопкой, напрямую разрывающей питание замка двери, либо должны быть предприняты соответствующие меры другого типа согласно требованиям МЧС, суть которых сводится к тому, чтобы в случае эвакуации любой человек мог открыть любой выход из помещения изнутри, и точка доступа при этом не должна больше блокироваться до окончания эвакуации. Логика данного требования предельно ясна: чтобы люди не оказались в ловушке и, открыв раз точку доступа, больше не тратили время на ее открывание, ведь на счету в буквальном смысле каждая секунда.

То есть напрямую к СКУД на этот счет законодатель никаких требований не предъявляет. Однако же это не запрещает вышеуказанные условия дополнить (дополнить, а не заменить!) возможностями СКУД, а именно – автоматической разблокировкой точек доступа при срабатывании пожарной сигнализации. Зачем? Для более быстрой эвакуации: люди в панике могут долго искать кнопку, не понимая, что нужно ее нажать, и так далее, – все это приведет к потере времени. В случае же автоматизации все точки доступа окажутся свободны для выхода, и будут оставаться в этом состоянии до окончания пожарной тревоги.

Как подключить автоматическую разблокировку дверей в случае пожара

Единственно верный вариант – подключить напрямую к контроллеру СКУД устройства пожарной сигнализации и/или кнопки пожарной разблокировки.

В случае тревоги точки доступа на контроллере разблокируются. На сервер СКУД поступает информация о срабатывании пожарной разблокировки, данная информация отображается в режиме реального времени и хранится в архиве событий.

После окончания тревоги точки доступа перейдут в состояние, в котором они были до аварийной разблокировки. Но здесь есть один нюанс: для того, чтобы точки доступа были открыты на протяжении всего периода разблокировки, контроллер должен быть корректно настроен, и к нему должны быть подключены соответствующие датчики. Например, для корректной разблокировки электромеханического замка, который запирается по таймауту, к контроллеру должен быть подключен датчик открытия двери, чтобы контроллер мог своевременно подавать новую команду на открытие замка при аварийной разблокировке.

Частый вопрос: можно ли сигнал от пожарной сигнализации на разблокировку подвести только к одному контроллеру, а дальше СКУД даёт команду на открытие всех остальных точек? Можно, но не нужно по причине зависимости от наличия связи и «самочувствия» сервера.

Некоторые пользователи настраивают разблокировку дверей через программную интеграцию. Однако мы настоятельно не рекомендуем так делать – такой способ противоречит требованиям МЧС, так как в этом случае опять же разблокировка будет напрямую зависеть от работы сервера или наличия связи с ним.

Оповещение ответственных лиц

— Что у вас там горит?
— Взрыв в главном корпусе между третьим и четвертым блоком…
— А там люди есть?
— Да! Поднимай начсостав!
— Поднимаю! Начальника поднял.
— Всех, всех, весь офицерский состав, офицерский корпус поднимай!

Этот диалог диспетчеров в первые минуты после катастрофы на Чернобыльской АЭС известен во всем мире. Здесь он иллюстрирует то, как важно в случае чрезвычайной ситуации быстро оповестить руководство и ответственных лиц, чтобы они как можно скорее начали координировать действия и принимать управленческие решения.

СКУД в этом контексте может автоматически реагировать на срабатывание пожарной тревоги и отправлять уведомления всем, кому требуется, например, начальнику службы безопасности, начальнику цеха, исполнительному директору компании.

Считыватель СКУД в случае пожарной тревоги может светить или мигать «зеленым», показывая людям, что точка доступа разблокирована.

Эвакуационный отчет и точка сбора

Еще один печальный, но наглядный пример – пожар в торгово-развлекательном комплексе «Зимняя вишня» в Кемерове в 2018 году. Тогда спасатели потратили много времени на понимание того, где именно находятся люди: версии очевидцев были противоречивы, а объективной информации у пожарных не было.

Конечно, в торговом центре организовать СКУД так, чтобы эти сведения в случае чего были у спасателей, довольно сложно, но в рамках предприятия или собственного офиса – вполне.

Как это сделать? При внедрении СКУД вся территория компании делится на условные зоны: рабочие и эвакуационные (точку сбора). Такое деление выполняется с помощью преграждающих устройств (турникеты, двери, и прочее), расположенных в точках прохода.

В момент, когда сотрудник переходит из зоны в зону, он отмечается на точках с помощью идентификатора (например, карты), тем самым передавая системе информацию о своем местоположении.

В случае пожарной тревоги все точки доступа разблокируются, а сотрудники эвакуируются через ближайший выход и двигаются на заранее определенную точку сбора, например, отдельно стоящее здание гаража (лучше именно здание, так как эвакуация может случиться зимой, и у многих не будет с собой теплой одежды). При входе в наш условный гараж люди отмечаются на считывателе и таким образом передают СКУД информацию о том, что они в безопасности.

Соответственно, в момент прибытия первых пожарных команд можно будет нажатием одной кнопки вывести отчет, из которого будет понятно, сколько и в каких именно помещениях могут до сих пор оставаться люди. Это поможет руководителю тушения пожара с первых же минут эффективно распределить силы и средства для спасения людей.

Если точка сбора организована там, где нет считывателя, то отметку эвакуирующихся можно производить, например, с помощью NFC-терминала на базе Android-смартфона или планшета. Эвакуационный отчёт даст информацию о месте нахождения сотрудников в случае пожара или другой чрезвычайной ситуации. Это увеличивает шансы на спасение людей.

Профилактика и предупреждение

Пожарная безопасность во многом зависит от того, какие меры предпринимаются по ее соблюдению, профилактике и предотвращению пожаров. В том числе поэтому приказ МЧС России от 12 декабря 2007 года № 645 устанавливает, что руководители, специалисты и работники организаций, не связанных с взрывопожароопасным производством, должны проходить обучение пожарно-техническому минимуму в течение месяца после приема на работу. Затем – с периодичностью не реже одного раза в три года после последнего обучения. Руководители, специалисты и работники организаций, связанных с взрывопожароопасным производством, проходят обучение пожарно-техническому минимуму один раз в год.

Как может СКУД помочь с этим? Например, можно добавить в учетную карточку сотрудника информацию о прохождении тренингов, курсов или инструктажей, в том числе и по пожарной безопасности. Система будет автоматически следить за датами и не пропускать на конкретный объект тех, кто вовремя не прошел обучение. При этом СКУД может уведомить охранника о тренингах проходящего сотрудника в окне «Наблюдение» - в виде пиктограммы или таблицы с расписанием инструктажей. Удобно, что все данные о тренингах можно загрузить из любой корпоративной системы. Так все сотрудники будут регулярно обновлять свои знания по пожарной безопасности и таким образом снижать риски возникновения ЧС на территории объекта.

Как итог

СКУД не подлежит пожарной сертификации и не может являться единственным средством для обеспечения свободного выхода людей в случае пожарной тревоги. Но может быть дополнением, которое поможет сэкономить время в случае эвакуации.



Внимание! Копирование материалов, размещенных на данном сайте допускается только со ссылкой на ресурс http://www.tzmagazine.ru