Журнал ТЗ № 5 2018 |
  бюро находок  
  Где искать        
наши издания
наши анонсы






2018
№ 5
статьи



Журнал ТЗ № 5 2018



Раздел: Стоп-кадр
Тема: CCTV (системы видеонаблюдения)
Автор: Сергей Хлопков, консультант компании IPICA

Видеонаблюдение в школах



Оборудование современной школы многофункциональной системой видеонаблюдения решает следующие задачи:

• антитеррористическая защищенность школы с учетом требований национального законодательства;
• контроль родителями посещения школы (приход в школу / уход из школы), online-трансляции открытых уроков, спортивных мероприятий, концертов и праздников;
• доступ к online-трансляции публичных лекций / уроков для учеников, временно не посещающих занятия либо находящихся на дистанционном обучении.

Особенность системы видеонаблюдения в школе
– многообразие задач, а также подходов к их решению; государственное регулирование в сфере антитеррористической защищенности социальных объектов и объектов с массовым пребыванием людей. Системы видеонаблюдения в школе могут быть как чисто охранные, так и многофункциональные: дистанционное телеобучение (по аналогии с телемедициной), живые трансляции публичных мероприятий школы, персональный доступ родителей к видео с части камер видеонаблюдения с гибким и динамичным управлением правами доступа. При планировании важно правильно выбрать задачи наблюдения и связанные с задачами цели наблюдения. В совокупности задачи и цели определяют требования к оборудованию и применяемым технологиям, например, обосновывая необходимость использовать программные комплексы VMS или облачные сервисы VSaaS.

Главный вход

Одна из основных задач любой охранной системы видеонаблюдения – фиксация лиц, входящих в помещение людей для их дальнейшей идентификации. Если на объекте установлена система контроля и управления доступом (СКУД), то к задаче идентификации добавляется задача верификации пользователя СКУД, сличение охраной живого потока с камеры и фотографии из базы данных системы.

Точно такая же задача существует и в школе, но с важными особенностями:

• важно фиксировать не только приход, но и уход из школы ребенка;
• большой разброс высот целей наблюдения: нужно идентифицировать и детей начальной школы, и взрослых родителей

Три критерия для задачи идентификации:

• лицо должно попасть в зону обзора камеры;
• детальность изображения лица (в том числе, число пикселей, приходящихся на лицо) - должно быть достаточным для решения задачи идентификации – 250–1000 пикселей/метр;
• угол наклона камеры к горизонту не должен приводить к превышению максимально допустимого угла между направлением на камеру и горизонталью.

На угол между направлением лица на камеру и горизонталью влияет как расположение самой камеры, так и особенности цели наблюдения: наличие головного убора, направление и наклон головы человека. Автоматизировать работу охраны по идентификации посетителей может видеоаналитический модуль распознавания лиц. На данном этапе развития технологий данные модули достаточно дороги и сложны в настройке.

Помимо чисто охранных целей, изображение с камер на главном входе могут использоваться для автоматической отправки уведомления родителям о приходе / уходе ученика. Для этого необходимо использовать расширенные возможности Video Management System (VMS), где, кроме интеграции с системой контроля доступа, необходимо хранить расширенную базу данных пользователей-учеников с информацией о телефонном номере и e-mail почте родителей, а также интеграцию со сторонними почтовыми сервисами e-mail-рассылок и sms-шлюзами. Для родителей также представляет интерес информация о раннем уходе или позднем приходе в школу с фото- видеоподтверждением с камеры наблюдения. Для реализации данной функции необходима интеграция с информационными системами школы для получения временных параметров расписания конкретного ученика (с учетом расписания его класса и внеклассных занятий в кружках и секциях). При этом необходимо соблюдать законодательство в сфере защиты персональных данных и принимать необходимые меры информационной безопасности инфраструктуры.

Запасные и эвакуационные выходы

Помимо основного входа, в любое здание можно попасть с «черного»: служебного, запасного, эвакуационного. Они, разумеется, есть в любой школе, и их также требуется контролировать. Иначе система видеонаблюдения не будет эффективно выполнять охранные функции.

Использование традиционных решений – уличных цилиндрических bullet-камер на фасаде – крайне неэффективно, – слишком большой угол наклона камеры не позволяет уверенно идентифицировать входящих людей. Камера, встроенная в видеодомофон, а также FishEye камера, установленные на высоте лица человека чуть более эффективны, но рекомендовать применять их для задач идентификации также затруднительно, - вертикальный угол небольшой, но горизонтальный все равно слишком велик для уверенного опознавания ранее незнакомого человека при использовании записи для нужд расследования произошедшего инцидента. Лучше использовать длиннофокусные камеры в коридоре перед запасным входом.

Данные зоны наблюдения используются исключительно в целях охраны и в некоторых случаях для контроля работы подрядчиков школы (например, по данным камерам можно отследить фактическое время привоза продуктов для буфета школы).


Рис. Видеонаблюдение за запасными и эвакуационными выходами

Вестибюль, гардероб и коридоры

Данные локации представляют интерес только для охранного наблюдения: поиск пропавших вещей (расследование краж), пресечение хулиганских действий учащихся. Как правило, для контроля коридоров используются две встречные длиннофокусные камеры, контролирующие мертвые зоны друг друга.


Рис. Проект видеонаблюдения в IP Video System Design-Tool

Рис. Видеонаблюдение за гардеробами, вестибюлями и коридорами в школе

Столовая

Столовая – это общественная зона, которая может представлять интерес для родительского комитета школы. Важно не только контролировать дисциплину учащихся и работу сотрудников буфета (в том числе, кассовые операции), но и иметь возможность проверить посещение столовой ребенком. Для оплаты завтраков, полдников и обедов часто применяются смарт-карты (Mifare, iClass и др.) - так называемые карта учащегося, которые одновременно являются и идентификатором СКУД и электронным кошельком школьника. При планировании мест установки камер нужно стремиться избегать встречной засветки объектива от окон.


Рис. Видеонаблюдние за школьной столовой

Территория

Требования по просмотру периметра территории могут содержаться в антитеррористическом законодательстве, данное решение также может быть принято комиссией, которая занимается категорированием объекта и утверждает паспорт безопасности. В РФ основным нормативным документом, определяющим мероприятия по обеспечению антитеррористической безопасности школ является постановление правительства РФ от 7 октября 2017 г. № 1235 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)». Основные задачи: контроль ограждения периметра, распознавание въезжающих на территорию школы и выезжающих автомобилей.


Рис.Контроль школьной территории при помощи видеонаблюдения


Рис. Видеонаблюдение за спортивным залом


Рис. Установка камер в актовом зале


Рис.Видеонаблюдение за детьми на стадионе


Актовый зал

Аналогичные требования к системе видеонаблюдения могут предъявляться и при проведении открытых концертов, спектаклей и лекций. При этом нужно различать камеры, используемые для охранных функций. Как правило, это обзорные камеры с короткофокусным объективом, контролирующие сам актовый зал.

А для публичных трансляций и online-доступа учениками дистанционного формата обучения требуется устанавливать отдельные камеры с длиннофокусным объективом, позволяющие крупным планом снимать сцену.

Отдельная задача – запись и синхронизация звука с микрофонов. Наиболее предпочтительный вариант – использовать камеры со встроенным аудиовходом. В этом случае необходимо подключить микрофонный / линейный вход с камеры на выход микшерного пульта.


Рис.Видеонаблюдение за школьным актовым залом


Рис. Проведение-online-трансляций-в-школе


Рис. Расстановка камер в актовом зале школы

Учебные классы

Для учебных классов есть два типа задач. Первая связана с безопасностью учеников и контролем дисциплины в классе, а также контролем учебного процесса родителями учеников. Эта задача требует установки обзорной широкоугольной камеры, зона обзора которой охватывает весь класс. Для доступа родителей к видео с данной камеры нужно решить весьма сложную задачу. Во-первых, использовать облачный сервис VSaaS, который позволит забирать с камеры только один видеопоток на серверы сервиса. А программное обеспечение VSaaS создаст необходимые потоки для мобильных и десктоп устройств родителей учеников. Во-вторых, это интеграция VSaaS сервиса с информационными системами школы для получения расписания конкретного ученика – в каком помещении (классе) школы он должен находиться в данный момент времени. Это весьма сложная задача, требующая скрупулезной работы интегратора.

Далеко не каждая школа может позволить себе вложить столько ресурсов в создание данного функционала.


Рис.Видеонаблюдение в учебных классах

Чуть более простая, но при этом не менее важная и интересная задача – доступ к online-трансляции публичных лекций / уроков для учеников, временно не посещающих занятия либо находящихся на дистанционном обучении. Для этого потребуется камера с длиннофокусным объективом, позволяющая снимать крупным планом учебную доску. Для записи звука, как правило, не подходят решения со встроенным микрофоном. Правильнее использовать отдельный направленный микрофон с шумоподавлением, установленный рядом со школьной доской и / или со столом учителя. При использовании нескольких микрофонов необходимо применять аудиомикшер или двухканальный микрофон и камеру с микрофонным входом. Для трансляции видео придется использовать облачный VSaaS сервис, видеоплеер которого можно интегрировать в дистанционную обучающую платформу школы.


Рис. Проведение online лекций и уроков

Выводы

Видеонаблюдение в школе может быть самым разным: от простой системы охранного наблюдения с аналоговыми камерами и регистратором, стоящим у вахтера, до современной многофункциональной системы, где, помимо охранных функций, решаются задачи взаимодействия школы и родителей, а также дистанционное обучение учеников с ограниченными возможностями, отсутствующих по болезни или находящихся на домашнем обучении.

Для проектирования систем видеонаблюдения в школах удобно применять компьютерное моделирование. Это позволяет визуализировать зоны обзора камер, оценить области распознавания и идентификации, выбрать оптимальные места установки камер и избежать ошибок проектирования. При планировании системы видеонаблюдения в школе необходимо учитывать требования законодательства, в том числе антитеррористические. Видеонаблюдение в школе должно соответствовать национальным требованиям по защите персональных данных учеников, учителей и родителей.

В современных системах видеонаблюдения с доступом в интернет обязательно необходимо решать вопросы информационной безопасности и защиты передаваемых данных.

Внимание! Копирование материалов, размещенных на данном сайте допускается только со ссылкой на ресурс http://www.tzmagazine.ru

Рады сообщить нашим читателям, что теперь нашем сайте работает модуль обратной связи. Нам важна ваша оценка наших публикаций! Также вы можете задавать свои вопросы.Наши авторы обязательно ответят на них.
Ждем ваших оценок, вопросов и комментариев!
Добавить комментарий или задать вопрос

Правила комментирования статей

Версия для печати

Средняя оценка этой статьи: 0  (голосов: 0)
Ваша оценка:

назад
|

Axis представляет сетевой радар для точного обнаружения вторжений в контролируемых зонах
Компания Axis дополняет свой обширный портфель продукции сетевыми радарами. Радарные датчики вторжения не реагируют на многие распространенные сигналы, которые приводят к ложным срабатываниям, и легко устанавливаются и интегрируются в существующие системы.



Новинка от компании IDIS: 5Мп IP-видеокамера DC-T3533HRX
Тенденции развития индустрии IP-видеонаблюдения демонстрируют погоню производителей за увеличением разрешающей способности видеокамер. При этом часто оказывается так, что озвучиваемые цифры в 4, 9, 12 и даже 20 мегапикселей оказываются несопоставимыми с физическими размерами сенсоров, используемых в этих камерах. Поэтому подобные разрешения реализуются лишь на уровне соответствующих цифр в настройках камеры и не приводят к какому-либо улучшению изображения.



IBM меняет представление о передаче и хранении видео. Впервые на All-over-IP 2017!
Сравните ваш взгляд на интеллектуальное видеонаблюдение с мнением руководителей корпорации IBM на 10-м форуме All-over-IP 2017.



Реклама
Подписка на новости
Имя
E-mail
Анти-спам код
Copyright © 2008 —2017 «Технологии защиты».