Автор: Сергей Хлопков, консультант компании IPICA | Видеонаблюдение в школах | |
Оборудование современной школы многофункциональной системой видеонаблюдения решает следующие
задачи:
• антитеррористическая защищенность школы с учетом
требований национального законодательства;
• контроль родителями посещения школы (приход в
школу / уход из школы), online-трансляции открытых уроков, спортивных мероприятий, концертов и
праздников;
• доступ к online-трансляции публичных лекций / уроков для учеников, временно не посещающих занятия
либо находящихся на дистанционном обучении.
Особенность системы видеонаблюдения в школе
– многообразие задач, а также подходов к их решению;
государственное регулирование в сфере антитеррористической защищенности социальных объектов и объектов
с массовым пребыванием людей. Системы видеонаблюдения в школе могут быть как чисто охранные, так и
многофункциональные: дистанционное телеобучение
(по аналогии с телемедициной), живые трансляции
публичных мероприятий школы, персональный доступ
родителей к видео с части камер видеонаблюдения с
гибким и динамичным управлением правами доступа.
При планировании важно правильно выбрать задачи
наблюдения и связанные с задачами цели наблюдения.
В совокупности задачи и цели определяют требования к
оборудованию и применяемым технологиям, например,
обосновывая необходимость использовать программные
комплексы VMS или облачные сервисы VSaaS.
Главный вход
Одна из основных задач любой охранной системы
видеонаблюдения – фиксация лиц, входящих в помещение людей для их дальнейшей идентификации. Если
на объекте установлена система контроля и управления
доступом (СКУД), то к задаче идентификации добавляется задача верификации пользователя СКУД, сличение
охраной живого потока с камеры и фотографии из базы
данных системы.
Точно такая же задача существует и в школе, но с важными особенностями:
• важно фиксировать не только приход, но и уход из
школы ребенка;
• большой разброс высот целей наблюдения: нужно
идентифицировать и детей начальной школы, и
взрослых родителей
Три критерия для задачи идентификации:
• лицо должно попасть в зону обзора камеры;
• детальность изображения лица (в том числе, число пикселей, приходящихся на лицо)
- должно быть достаточным для решения задачи идентификации –
250–1000 пикселей/метр;
• угол наклона камеры к горизонту не должен приводить к превышению максимально
допустимого угла между направлением на камеру и горизонталью.
На угол между направлением лица на камеру и горизонталью влияет как расположение самой
камеры, так и особенности цели наблюдения: наличие головного убора, направление и наклон
головы человека. Автоматизировать работу охраны по идентификации посетителей может
видеоаналитический модуль распознавания лиц. На данном этапе развития технологий данные
модули достаточно дороги и сложны в настройке.
Помимо чисто охранных целей, изображение с камер на главном входе могут использоваться
для автоматической отправки уведомления родителям о приходе / уходе ученика. Для этого
необходимо использовать расширенные возможности Video Management System (VMS), где,
кроме интеграции с системой контроля доступа, необходимо хранить расширенную базу данных
пользователей-учеников с информацией о телефонном номере и e-mail почте родителей, а
также интеграцию со сторонними почтовыми сервисами e-mail-рассылок и sms-шлюзами. Для
родителей также представляет интерес информация о раннем уходе или позднем приходе в
школу с фото- видеоподтверждением с камеры наблюдения. Для реализации данной функции
необходима интеграция с информационными системами школы для получения временных
параметров расписания конкретного ученика (с учетом расписания его класса и внеклассных
занятий в кружках и секциях). При этом необходимо соблюдать законодательство в сфере
защиты персональных данных и принимать необходимые меры информационной безопасности
инфраструктуры.
| Запасные и эвакуационные выходы
Помимо основного входа, в любое здание можно попасть с «черного»: служебного, запасного,
эвакуационного. Они, разумеется, есть в любой школе, и их также требуется контролировать.
Иначе система видеонаблюдения не будет эффективно выполнять охранные функции.
Использование традиционных решений – уличных цилиндрических bullet-камер на фасаде
– крайне неэффективно, – слишком большой угол наклона камеры не позволяет уверенно
идентифицировать входящих людей. Камера, встроенная в видеодомофон, а также FishEye
камера, установленные на высоте лица человека чуть более эффективны, но рекомендовать применять их для задач идентификации также затруднительно, - вертикальный угол
небольшой, но горизонтальный все равно слишком велик для уверенного опознавания
ранее незнакомого человека при использовании записи для нужд расследования произошедшего инцидента. Лучше использовать длиннофокусные камеры в коридоре перед
запасным входом.
Данные зоны наблюдения используются исключительно в целях охраны и в некоторых
случаях для контроля работы подрядчиков школы (например, по данным камерам можно
отследить фактическое время привоза продуктов для буфета школы).
| Рис. Видеонаблюдение за запасными и эвакуационными выходами
Вестибюль, гардероб и коридоры
Данные локации представляют интерес только для охранного наблюдения: поиск пропавших вещей (расследование краж), пресечение хулиганских действий учащихся. Как
правило, для контроля коридоров используются две встречные длиннофокусные камеры,
контролирующие мертвые зоны друг друга.
| Рис. Проект видеонаблюдения в IP Video System Design-Tool
| Рис. Видеонаблюдение за гардеробами, вестибюлями и коридорами в школе
Столовая
Столовая – это общественная зона, которая может представлять
интерес для родительского комитета школы. Важно не только
контролировать дисциплину учащихся и работу сотрудников
буфета (в том числе, кассовые операции), но и иметь возможность проверить посещение столовой ребенком. Для оплаты
завтраков, полдников и обедов часто применяются смарт-карты
(Mifare, iClass и др.) - так называемые карта учащегося, которые
одновременно являются и идентификатором СКУД и электронным кошельком школьника.
При планировании мест установки камер нужно стремиться
избегать встречной засветки объектива от окон.
| Рис. Видеонаблюдние за школьной столовой
Территория
Требования по просмотру периметра территории могут содержаться в антитеррористическом законодательстве, данное
решение также может быть принято комиссией, которая
занимается категорированием объекта и утверждает паспорт
безопасности. В РФ основным нормативным документом, определяющим мероприятия по обеспечению антитеррористической безопасности школ является постановление правительства
РФ от 7 октября 2017 г. № 1235 «Об утверждении требований
к антитеррористической защищенности объектов (территорий)
Министерства образования и науки Российской Федерации и
объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности
Министерства образования и науки Российской Федерации, и
формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)».
Основные задачи: контроль ограждения периметра, распознавание въезжающих на территорию школы и выезжающих
автомобилей.
| Рис.Контроль школьной территории при помощи видеонаблюдения
| | Рис. Видеонаблюдение за спортивным залом
| | Рис. Установка камер в актовом зале
| Рис.Видеонаблюдение за детьми на стадионе
Актовый зал
Аналогичные требования к системе видеонаблюдения могут предъявляться и при проведении открытых концертов, спектаклей и лекций. При этом нужно различать камеры,
используемые для охранных функций. Как правило, это обзорные камеры с короткофокусным объективом, контролирующие сам актовый зал.
А для публичных трансляций и online-доступа учениками дистанционного формата
обучения требуется устанавливать отдельные камеры с длиннофокусным объективом,
позволяющие крупным планом снимать сцену.
Отдельная задача – запись и синхронизация звука с микрофонов. Наиболее предпочтительный вариант – использовать камеры со встроенным аудиовходом. В этом случае необходимо
подключить микрофонный / линейный вход с камеры на выход микшерного пульта.
| Рис.Видеонаблюдение за школьным актовым залом
| Рис. Проведение-online-трансляций-в-школе
| Рис. Расстановка камер в актовом зале школы
Учебные классы
Для учебных классов есть два типа задач. Первая связана с
безопасностью учеников и контролем дисциплины в классе, а
также контролем учебного процесса родителями учеников. Эта
задача требует установки обзорной широкоугольной камеры,
зона обзора которой охватывает весь класс. Для доступа родителей к видео с данной камеры нужно решить весьма сложную
задачу. Во-первых, использовать облачный сервис VSaaS,
который позволит забирать с камеры только один видеопоток
на серверы сервиса. А программное обеспечение VSaaS создаст
необходимые потоки для мобильных и десктоп устройств родителей учеников. Во-вторых, это интеграция VSaaS сервиса с
информационными системами школы для получения расписания
конкретного ученика – в каком помещении (классе) школы
он должен находиться в данный момент времени. Это весьма
сложная задача, требующая скрупулезной работы интегратора.
Далеко не каждая школа может позволить себе вложить столько
ресурсов в создание данного функционала.
| Рис.Видеонаблюдение в учебных классах
Чуть более простая, но при этом не менее важная и интересная
задача – доступ к online-трансляции публичных лекций / уроков
для учеников, временно не посещающих занятия либо находящихся на дистанционном обучении. Для этого потребуется
камера с длиннофокусным объективом, позволяющая снимать
крупным планом учебную доску. Для записи звука, как правило,
не подходят решения со встроенным микрофоном. Правильнее
использовать отдельный направленный микрофон с шумоподавлением, установленный рядом со школьной доской и / или
со столом учителя. При использовании нескольких микрофонов
необходимо применять аудиомикшер или двухканальный микрофон и камеру с микрофонным входом. Для трансляции видео
придется использовать облачный VSaaS сервис, видеоплеер
которого можно интегрировать в дистанционную обучающую
платформу школы.
| Рис. Проведение online лекций и уроков
Выводы
Видеонаблюдение в школе может быть самым разным: от простой системы охранного наблюдения с
аналоговыми камерами и регистратором, стоящим
у вахтера, до современной многофункциональной
системы, где, помимо охранных функций, решаются
задачи взаимодействия школы и родителей, а также
дистанционное обучение учеников с ограниченными
возможностями, отсутствующих по болезни или
находящихся на домашнем обучении.
Для проектирования систем видеонаблюдения в
школах удобно применять компьютерное моделирование. Это позволяет визуализировать зоны обзора
камер, оценить области распознавания и идентификации, выбрать оптимальные места установки камер
и избежать ошибок проектирования.
При планировании системы видеонаблюдения в
школе необходимо учитывать требования законодательства, в том числе антитеррористические.
Видеонаблюдение в школе должно соответствовать
национальным требованиям по защите персональных
данных учеников, учителей и родителей.
В современных системах видеонаблюдения с доступом в интернет обязательно необходимо решать
вопросы информационной безопасности и защиты
передаваемых данных.
|
Внимание! Копирование материалов, размещенных на данном сайте допускается только со ссылкой на ресурс http://www.tzmagazine.ru
|
|