Автор: Сергей Хлопков, консультант компании IPICA

Видеонаблюдение в школах



Оборудование современной школы многофункциональной системой видеонаблюдения решает следующие задачи:

• антитеррористическая защищенность школы с учетом требований национального законодательства;
• контроль родителями посещения школы (приход в школу / уход из школы), online-трансляции открытых уроков, спортивных мероприятий, концертов и праздников;
• доступ к online-трансляции публичных лекций / уроков для учеников, временно не посещающих занятия либо находящихся на дистанционном обучении.

Особенность системы видеонаблюдения в школе
– многообразие задач, а также подходов к их решению; государственное регулирование в сфере антитеррористической защищенности социальных объектов и объектов с массовым пребыванием людей. Системы видеонаблюдения в школе могут быть как чисто охранные, так и многофункциональные: дистанционное телеобучение (по аналогии с телемедициной), живые трансляции публичных мероприятий школы, персональный доступ родителей к видео с части камер видеонаблюдения с гибким и динамичным управлением правами доступа. При планировании важно правильно выбрать задачи наблюдения и связанные с задачами цели наблюдения. В совокупности задачи и цели определяют требования к оборудованию и применяемым технологиям, например, обосновывая необходимость использовать программные комплексы VMS или облачные сервисы VSaaS.

Главный вход

Одна из основных задач любой охранной системы видеонаблюдения – фиксация лиц, входящих в помещение людей для их дальнейшей идентификации. Если на объекте установлена система контроля и управления доступом (СКУД), то к задаче идентификации добавляется задача верификации пользователя СКУД, сличение охраной живого потока с камеры и фотографии из базы данных системы.

Точно такая же задача существует и в школе, но с важными особенностями:

• важно фиксировать не только приход, но и уход из школы ребенка;
• большой разброс высот целей наблюдения: нужно идентифицировать и детей начальной школы, и взрослых родителей

Три критерия для задачи идентификации:

• лицо должно попасть в зону обзора камеры;
• детальность изображения лица (в том числе, число пикселей, приходящихся на лицо) - должно быть достаточным для решения задачи идентификации – 250–1000 пикселей/метр;
• угол наклона камеры к горизонту не должен приводить к превышению максимально допустимого угла между направлением на камеру и горизонталью.

На угол между направлением лица на камеру и горизонталью влияет как расположение самой камеры, так и особенности цели наблюдения: наличие головного убора, направление и наклон головы человека. Автоматизировать работу охраны по идентификации посетителей может видеоаналитический модуль распознавания лиц. На данном этапе развития технологий данные модули достаточно дороги и сложны в настройке.

Помимо чисто охранных целей, изображение с камер на главном входе могут использоваться для автоматической отправки уведомления родителям о приходе / уходе ученика. Для этого необходимо использовать расширенные возможности Video Management System (VMS), где, кроме интеграции с системой контроля доступа, необходимо хранить расширенную базу данных пользователей-учеников с информацией о телефонном номере и e-mail почте родителей, а также интеграцию со сторонними почтовыми сервисами e-mail-рассылок и sms-шлюзами. Для родителей также представляет интерес информация о раннем уходе или позднем приходе в школу с фото- видеоподтверждением с камеры наблюдения. Для реализации данной функции необходима интеграция с информационными системами школы для получения временных параметров расписания конкретного ученика (с учетом расписания его класса и внеклассных занятий в кружках и секциях). При этом необходимо соблюдать законодательство в сфере защиты персональных данных и принимать необходимые меры информационной безопасности инфраструктуры.

Запасные и эвакуационные выходы

Помимо основного входа, в любое здание можно попасть с «черного»: служебного, запасного, эвакуационного. Они, разумеется, есть в любой школе, и их также требуется контролировать. Иначе система видеонаблюдения не будет эффективно выполнять охранные функции.

Использование традиционных решений – уличных цилиндрических bullet-камер на фасаде – крайне неэффективно, – слишком большой угол наклона камеры не позволяет уверенно идентифицировать входящих людей. Камера, встроенная в видеодомофон, а также FishEye камера, установленные на высоте лица человека чуть более эффективны, но рекомендовать применять их для задач идентификации также затруднительно, - вертикальный угол небольшой, но горизонтальный все равно слишком велик для уверенного опознавания ранее незнакомого человека при использовании записи для нужд расследования произошедшего инцидента. Лучше использовать длиннофокусные камеры в коридоре перед запасным входом.

Данные зоны наблюдения используются исключительно в целях охраны и в некоторых случаях для контроля работы подрядчиков школы (например, по данным камерам можно отследить фактическое время привоза продуктов для буфета школы).


Рис. Видеонаблюдение за запасными и эвакуационными выходами

Вестибюль, гардероб и коридоры

Данные локации представляют интерес только для охранного наблюдения: поиск пропавших вещей (расследование краж), пресечение хулиганских действий учащихся. Как правило, для контроля коридоров используются две встречные длиннофокусные камеры, контролирующие мертвые зоны друг друга.


Рис. Проект видеонаблюдения в IP Video System Design-Tool

Рис. Видеонаблюдение за гардеробами, вестибюлями и коридорами в школе

Столовая

Столовая – это общественная зона, которая может представлять интерес для родительского комитета школы. Важно не только контролировать дисциплину учащихся и работу сотрудников буфета (в том числе, кассовые операции), но и иметь возможность проверить посещение столовой ребенком. Для оплаты завтраков, полдников и обедов часто применяются смарт-карты (Mifare, iClass и др.) - так называемые карта учащегося, которые одновременно являются и идентификатором СКУД и электронным кошельком школьника. При планировании мест установки камер нужно стремиться избегать встречной засветки объектива от окон.


Рис. Видеонаблюдние за школьной столовой

Территория

Требования по просмотру периметра территории могут содержаться в антитеррористическом законодательстве, данное решение также может быть принято комиссией, которая занимается категорированием объекта и утверждает паспорт безопасности. В РФ основным нормативным документом, определяющим мероприятия по обеспечению антитеррористической безопасности школ является постановление правительства РФ от 7 октября 2017 г. № 1235 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)». Основные задачи: контроль ограждения периметра, распознавание въезжающих на территорию школы и выезжающих автомобилей.


Рис.Контроль школьной территории при помощи видеонаблюдения


Рис. Видеонаблюдение за спортивным залом


Рис. Установка камер в актовом зале


Рис.Видеонаблюдение за детьми на стадионе


Актовый зал

Аналогичные требования к системе видеонаблюдения могут предъявляться и при проведении открытых концертов, спектаклей и лекций. При этом нужно различать камеры, используемые для охранных функций. Как правило, это обзорные камеры с короткофокусным объективом, контролирующие сам актовый зал.

А для публичных трансляций и online-доступа учениками дистанционного формата обучения требуется устанавливать отдельные камеры с длиннофокусным объективом, позволяющие крупным планом снимать сцену.

Отдельная задача – запись и синхронизация звука с микрофонов. Наиболее предпочтительный вариант – использовать камеры со встроенным аудиовходом. В этом случае необходимо подключить микрофонный / линейный вход с камеры на выход микшерного пульта.


Рис.Видеонаблюдение за школьным актовым залом


Рис. Проведение-online-трансляций-в-школе


Рис. Расстановка камер в актовом зале школы

Учебные классы

Для учебных классов есть два типа задач. Первая связана с безопасностью учеников и контролем дисциплины в классе, а также контролем учебного процесса родителями учеников. Эта задача требует установки обзорной широкоугольной камеры, зона обзора которой охватывает весь класс. Для доступа родителей к видео с данной камеры нужно решить весьма сложную задачу. Во-первых, использовать облачный сервис VSaaS, который позволит забирать с камеры только один видеопоток на серверы сервиса. А программное обеспечение VSaaS создаст необходимые потоки для мобильных и десктоп устройств родителей учеников. Во-вторых, это интеграция VSaaS сервиса с информационными системами школы для получения расписания конкретного ученика – в каком помещении (классе) школы он должен находиться в данный момент времени. Это весьма сложная задача, требующая скрупулезной работы интегратора.

Далеко не каждая школа может позволить себе вложить столько ресурсов в создание данного функционала.


Рис.Видеонаблюдение в учебных классах

Чуть более простая, но при этом не менее важная и интересная задача – доступ к online-трансляции публичных лекций / уроков для учеников, временно не посещающих занятия либо находящихся на дистанционном обучении. Для этого потребуется камера с длиннофокусным объективом, позволяющая снимать крупным планом учебную доску. Для записи звука, как правило, не подходят решения со встроенным микрофоном. Правильнее использовать отдельный направленный микрофон с шумоподавлением, установленный рядом со школьной доской и / или со столом учителя. При использовании нескольких микрофонов необходимо применять аудиомикшер или двухканальный микрофон и камеру с микрофонным входом. Для трансляции видео придется использовать облачный VSaaS сервис, видеоплеер которого можно интегрировать в дистанционную обучающую платформу школы.


Рис. Проведение online лекций и уроков

Выводы

Видеонаблюдение в школе может быть самым разным: от простой системы охранного наблюдения с аналоговыми камерами и регистратором, стоящим у вахтера, до современной многофункциональной системы, где, помимо охранных функций, решаются задачи взаимодействия школы и родителей, а также дистанционное обучение учеников с ограниченными возможностями, отсутствующих по болезни или находящихся на домашнем обучении.

Для проектирования систем видеонаблюдения в школах удобно применять компьютерное моделирование. Это позволяет визуализировать зоны обзора камер, оценить области распознавания и идентификации, выбрать оптимальные места установки камер и избежать ошибок проектирования. При планировании системы видеонаблюдения в школе необходимо учитывать требования законодательства, в том числе антитеррористические. Видеонаблюдение в школе должно соответствовать национальным требованиям по защите персональных данных учеников, учителей и родителей.

В современных системах видеонаблюдения с доступом в интернет обязательно необходимо решать вопросы информационной безопасности и защиты передаваемых данных.


Внимание! Копирование материалов, размещенных на данном сайте допускается только со ссылкой на ресурс http://www.tzmagazine.ru