Журнал ТЗ № 5 2018 |
  бюро находок  
  Где искать        
наши издания
наши анонсы






2018
№ 5
статьи



Журнал ТЗ № 5 2018



Раздел: ВЗГЛЯД
Тема: Антропология безопасности
Автор: Герман ТЕПЛЯКОВ, бизнес-антрополог

Антропология транспортной безопасности. Часть

Продолжаем разговор о рисках, которые сопровождают такой неотъемлемый атрибут нашей жизни, как транспорт. Как и в прошлом номере, речь пойдёт об антропологической стороне этой сферы.

Безопасность дорожного движения: человеческий фактор

Алкогольное и наркотическое опьянение. Если человек вводит себя в измененное состояние сознания, лишь садясь за руль, то практически всегда это уже сформировавшееся состояние алкогольной, наркотической или химической зависимости. А это не что иное, как растянутое по времени самоубийство. Следовательно, на всех этапах жизни автомобилиста, начиная с автошколы, следует обращать внимание на проявленные во внешности признаки склонности к суициду. К ним относятся: вялые губы, расходящиеся зрительные оси (глаза как бы смотрят в разные стороны), удлинённый череп, широкие ноздри, тонкие ушные раковины, острый подбородок. Разумеется, каждый признак из этого перечня сам по себе ничего не значит, а вот наличие нескольких таких факторов у одного человека заставляет задуматься и вовремя принять профилактические меры.

Превышение допустимой скорости движения. В зоне риска обладатели нормостенического типа телосложения: от природы мускулистые, не склонные к полноте люди. Чаще всего они отличаются крепкой шеей, развитым плечевым поясом, мощной челюстью. Среди них также нередко встречается уже упомянутое расхождение зрительных осей. Поведение таких людей (в абсолютном большинстве это мужчины) в обычной жизни, как правило, уверенное, а порой вызывающее и доходящее до наглости — на дороге это становится особенно хорошо заметно.

Неиспользование ремней безопасности и специальных детских удерживающих средств. В цивилизованных странах такое поведение расценивается как социально неприемлемое. Наблюдения показывают, что люди, которым есть что терять и чем дорожить, куда более внимательно относятся к этой опции. Их поведение более рассудочно, и для них такие понятия, как смысл жизни, видение цели — отнюдь не пустые слова. Безусловно, есть резон не садиться в машину к водителю, который глубоко убеждён в никчёмности своего существования — вашу жизнь он точно оценит не выше собственной. Если он и пристегнёт ремень, то пропустит его за своей спиной, только чтобы не пищал надоедливый датчик на панели приборов.

Использование неисправного транспортного средства. Если подобная ситуация не продиктована крайней необходимостью или скрыта от внимания водителя, то управление таким транспортом (наземным, водным или воздушным) остаётся не только за гранью понимания, но и вообще по ту сторону добра и зла. Казалось бы, в обычной жизни поведение этих людей должно излучать олимпийское спокойствие (иначе, откуда уверенность в благоприятном исходе поездки?). Однако наблюдения показывают, что именно для таких водителей характерен высокий уровень беспокойства и несдержанности — при этом собственную жизнь они также особенно не ценят.

Усталость водителя (водитель при сильной усталости может заснуть за рулём). Увы, такое случается. Практически во всех случаях это удел мужчин, женщин природа оберегает не в пример больше, и вовремя включает защитное реле в виде неодолимой потребности съехать на обочину и отдохнуть. Похоже, Вселенная особо бережно хранит не только представительниц прекрасного пола, но и мужчин высокого ранга и статуса. Они всегда заботятся о себе и своём благополучии, поэтому не допускают опасного для жизни переутомления за рулём или штурвалом.

Несанкционированное умышленное использование транспортного средства лицом, не имеющим удостоверения на право управления определённой категории ТС. В эту формулировку укладываются, в том числе, и автоугонщики — автомобильные воры. Интересно, что в странах, где законодатель устраняет различия между воровством и угоном, а также резко повышает минимальный срок лишения свободы за подобные деяния, количество правонарушений в этой сфере существенно снижается. Согласно результатам исследований, для любителей покататься на чужом авто (зачастую с его последующей продажей) характерны следующие признаки: впалые щеки, выпяченная нижняя губа, высокая перегородка между носом и ртом, густые брови, прижатые внизу и оттопыренные сверху уши.


Использование транспортного средства лицами, имеющими противопоказания к управлению определенного вида транспортных средств (как умышленно, так и ввиду незаметного ухудшения здоровья). Самое частое из того, что здесь происходит: внезапная смерть от остановки сердца вследствие фатальной аритмии или острого инфаркта миокарда. Характерным набором признаков здесь являются возраст старше 46 лет, избыточный вес, короткая толстая шея, покраснение лица. Особо неблагоприятным считается наличие складки на мочке уха — этот симптом особенно ухудшает прогноз.

Сложные погодные условия. Здесь наибольшей опасности подвержены две группы: начинающие водители и лица старше сорока лет обоего пола. Если с первой группой всё достаточно понятно, то во втором случае дело не в недостатке опыта, а в возрастных изменениях органов зрения. Кстати, в сумерках и в темноте мужчины ориентируются гораздо увереннее женщин — так уж распорядилась природа. Зато женщины лучше различают цвета, поэтому дамские оправдания по поводу «не разглядела светофор» инспекторы ДПС всерьёз не воспринимают.

Плохое качество дорожного покрытия. Здесь важны предельная концентрация внимания и природный дар чувствовать окружающую обстановку. Антропологические преимущества в этом отношении имеют водители с более круглым черепом (внешне определяется как широкое лицо), полными губами и близко посаженными глазами.

Разговоры по мобильному телефону или обмен текстовыми сообщениями, разговор с пассажирами. Управление электронными устройствами (например, радио или GPS-навигатором) во время движения. Эти факторы риска в большей степени направлены на женщин-водителей, хотя и не обходят мужчин. Для дам остроту ситуации снижает присущая им многозадачность, а вот мужчинам, любителям поболтать, природа снисхождения не делает. Следует помнить и о том, что после 39 лет в организме неизбежно начинают развиваться процессы старения, и это тоже уменьшает шанс быстро переключиться с экрана смартфона на дорогу.

Курение за рулём и употребление пищи за рулем. Конечно, это следует делать лишь на остановках. Сдерживать свои желания, как правило, сложнее бывает женщинам (разумеется, далеко не всем), а также полным людям обоего пола. Наблюдения показывают, что к такому поведению более склонны лица с повышенным уровнем тестостерона, который можно определить по тёмным жёстким волосам, более смуглой коже, широким ладоням и стопам, более грубым чертам лица и крепкой челюсти, а также по увеличенному диаметру ноздрей.

Прослушивание музыки. Исследования показали, что водители, которые во время езды слушают музыку, более склонны к превышению скорости и чаще попадают в ДТП, так как становятся невнимательными. Впрочем, музыка музыке рознь. Откровенно плохую службу может оказать медитативный саунд-трек — под него немудрено и заснуть за рулём. В транс может вогнать и слишком громкая музыка, особенно усиленная в диапазоне низких частот, — и эта опасность в большей степени подстерегает молодых мужчин. По наблюдениям автора, отличная палочка-выручалочка в пути — музыка Ванессы Мэй. Она не только бодрит, но и заставляет мозги работать лучше.

Животные в салоне. Неожиданный, но существенный фактор риска. Даже мирно сидящий на заднем сиденье в своей сумке-переноске котик заставляет своего владельца или свою владелицу периодически отвлекаться на себя. А уж если питомца отправить в свободное путешествие по салону, то одним из наиболее привлекательных для него мест вполне может оказаться педальный узел. И тогда решение: выжимать в экстренной ситуации педаль газа или нет — может стать самым сложным выбором в жизни водителя.

Обувь на высоком каблуке. Действительно, большинство ТС не приспособлено для того, чтобы управлять ими на высоких каблуках. Пол и возраст водителей достаточно очевидны, поэтому не обсуждаются. Женские организации не раз предъявляли соответствующие претензии автопроизводителям, однако пока ничего принципиально не изменилось — видимо, эра беспилотников настанет скорее, чем автоконструкторы внесут гендерно выверенные правки в компоновку водительских мест.

Перечень возможных рисков можно продолжить. Большое значение имеют, например, национальные особенности стран. Этническая психология участников дорожного движения, безусловно, влияет на всю систему безопасности – многие с содроганием вспоминают уличный трафик в городах Вьетнама, Египта, ЮАР и других стран.

Время хороших новостей

Несмотря на многочисленные факторы риска, как в системе транспортной безопасности, так и в управлении безопасностью дорожного движения, хорошая новость состоит в том, что эти области можно и нужно вполне успешно контролировать. И если раньше это была забота государственных органов и профильных институтов, то сейчас стало понятным, насколько ценной становится помощь новой участницы этого процесса — антропологии транспортной безопасности.

Внимание! Копирование материалов, размещенных на данном сайте допускается только со ссылкой на ресурс http://www.tzmagazine.ru

Рады сообщить нашим читателям, что теперь нашем сайте работает модуль обратной связи. Нам важна ваша оценка наших публикаций! Также вы можете задавать свои вопросы.Наши авторы обязательно ответят на них.
Ждем ваших оценок, вопросов и комментариев!
Добавить комментарий или задать вопрос

Правила комментирования статей

Версия для печати

Средняя оценка этой статьи: 0  (голосов: 0)
Ваша оценка:

назад
|

Axis представляет сетевой радар для точного обнаружения вторжений в контролируемых зонах
Компания Axis дополняет свой обширный портфель продукции сетевыми радарами. Радарные датчики вторжения не реагируют на многие распространенные сигналы, которые приводят к ложным срабатываниям, и легко устанавливаются и интегрируются в существующие системы.



Новинка от компании IDIS: 5Мп IP-видеокамера DC-T3533HRX
Тенденции развития индустрии IP-видеонаблюдения демонстрируют погоню производителей за увеличением разрешающей способности видеокамер. При этом часто оказывается так, что озвучиваемые цифры в 4, 9, 12 и даже 20 мегапикселей оказываются несопоставимыми с физическими размерами сенсоров, используемых в этих камерах. Поэтому подобные разрешения реализуются лишь на уровне соответствующих цифр в настройках камеры и не приводят к какому-либо улучшению изображения.



IBM меняет представление о передаче и хранении видео. Впервые на All-over-IP 2017!
Сравните ваш взгляд на интеллектуальное видеонаблюдение с мнением руководителей корпорации IBM на 10-м форуме All-over-IP 2017.



Реклама
Подписка на новости
Имя
E-mail
Анти-спам код
Copyright © 2008 —2017 «Технологии защиты».