Журнал ТЗ № 6 2017 |
  бюро находок  
  Где искать        
наши издания
наши анонсы






2017
№ 6
статьи



Журнал ТЗ № 6 2017



Раздел: ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Тема: ОПС (Охранно пожарная сигнализация )
Автор: Сергей СЕРЕГИН, президент Национального союза организаций в области обеспечения пожарной безопасности (НСОПБ) Ирина ЗЕНКОВА, начальник отдела организации обучения и пропаганды НСОПБ

Лицензирование видов деятельности в области пожарной безопасности: анализ зарубежного опыта


Анализ зарубежного опыта при организации и осуществлении лицензирования отдельных видов деятельности в области пожарной безопасности проводился на примере ряда стран, применяемых лицензирование в качестве механизма государственного регулирования: Республика Беларусь, Китайская Народная Республика, Соединенные Штаты Америки и Австралийский Союз.

Законодательная система Республики Беларусь имеет структуру, во многом совпадающую с правовой системой Российской Федерации. Однако именно организация и осуществление лицензирования деятельности в области пожарной безопасности, принятая в Беларуси, имеет принципиальные отличия. Например, используется принцип «одного окна», при котором предоставление лицензий осуществляется Республиканским центром сертификации и экспертизы лицензируемых видов деятельности МЧС Республики Беларусь.

Также сотрудники центра проводят очную экспертную оценку возможности заявителей осуществлять деятельность в области пожарной безопасности. При этом проверяют знание работниками соискателя лицензии или лицензиата нормативных правовых актов и технических документов в области лицензируемой деятельности. Решение о предоставлении лицензии принимается коллегией МЧС Республики Беларусь на основании результатов проведенной экспертизы.

В Китайской Народной Республике (далее – КНР) для осуществления коммерческой деятельности на законном основании требуется наличие двух лицензий:
– бизнес-лицензии (в которой указывается сфера деятельности);
– административной лицензии (если указанная деятельность входит в перечень административно лицензируемых видов деятельности).

Бизнес-лицензия предоставляется Главным государственным управлением торгово-промышленной администрации КНР, а административные лицензии – министерствами и ведомствами в соответствии с отдельными нормативно-правовыми актами, издаваемыми Государственным советом КНР. На сегодняшний день лицензирование деятельности в области пожарной безопасности министерством общественной безопасности КНР не осуществляется.

В Соединенных Штатах Америки (далее – США) лицензирование деятельности, связанной с обеспечением пожарной безопасности, осуществляется следующим образом. Во-первых, лицензируется деятельность ряда профессиональных специалистов (профессиональный инженер, профессиональный электрик и т .п.), при этом лицензии на данные виды деятельность делятся на два типа:
– лицензия для организаций (подрядчиков) – индивидуальных предпринимателей или компаний, использующих наемный труд профессиональных специалистов;
– лицензия для физических лиц (профессиональных специалистов) – квалифицированных работников, получающих возможность работать, или на подрядчика, имеющего соответствующую лицензию, или напрямую, на отдельные лица или компании.

Решение о выдачи лицензии принимается администрацией штата после подведения итогов экзамена на знание теоретических и общих вопросов, а также требований, содержащихся в серии документов Национальной противопожарной ассоциации – NFPA.

Организационное сопровождение проведения экзамена осуществляют некоммерческие профессиональные организации, так как в их полномочия входит разработка программы экзаменов, проведение аттестации специалистов, администрирование экзаменов, а также взаимодействие с администрациями штатов для выдачи лицензий. Экзамены на подтверждение профессионального уровня проводятся по единой схеме и могут отличаться только включением в них некоторого числа законодательных требований, установленных в штате.

Во-вторых, в состав департамента пожарной службы каждого штата входит отдел пожарной безопасности, осуществляющий лицензирование таких видов деятельности, как:
– осуществление фейерверков, взрывных работ, взрывчатых веществ, специальных эффектов, применение пушек и минометного обстрела;
– подтверждение компетенции при проведении работ по пожаротушению;
– обслуживание переносных огнетушителей и стационарных систем пожаротушения и т. д.

Следует отметить, что в каждом штате существует собственный перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, который может отличаться от приведенного выше.

Лицензия на их осуществление также предоставляется по итогам тестирования. Таким образом, лицензирование видов деятельности, связанных с обеспечением пожарной безопасности, осуществляется в целом по общей схеме. Однако в каждом отдельном штате страны существуют различия в количестве лицензируемых видов деятельности и (или) в объеме экзаменационного материала.

Особенности лицензирования, характерные для Австралийского Союза (далее – Австралия), заключаются в том, что исторически сложившая законодательная структура страны состоит из множества конституционных норм, присущих каждому штату отдельно:
– каждый штат имеет свой перечень лицензируемых профессий;
– лицензионные условия, которым должны соответствовать заявители, имеют значительные отличия для одних и тех же видов деятельности;
– отличаются требования для подтверждения квалификации (образование, повышение квалификации, опыт работы);
– лицензии являются территориальными.

Предоставление лицензий осуществляется организациями, созданными для обеспечения требований законодательства, регулирующего осуществление профессиональных видов деятельности. Такие организации осуществляют регулирование процесса лицензирования и предоставления необходимых консультаций, так как в рамках одного вида профессиональной деятельности предусмотрено категорирование в зависимости от степени компетенции и уровня ответственности специалиста.

В настоящее время в стране завершена работа по внедрению единой Национальной системы лицензирования, в которую вошли виды профессиональной деятельности, связанные с выполнением работ, направленных на обеспечение пожарной безопасности, – строительство, монтаж электротехнических изделий, водопроводное и газовое оборудование. Для осуществления работ на всех территориях страны были выработаны критерии, позволяющие заявителю, имеющему действующую лицензии одного из штатов, осуществить процедуру взаимного признания путем подачи заявления на получение сопоставимой лицензии или регистрации действующей лицензии на территории другого штата.

Таким образом, в каждом штате создан регулирующий орган, уполномоченный на проведение указанной процедуры. Наименование регулирующего органа, область действия и штат специалистов определяются правительством штата и не являются идентичными друг другу.

По результатам проведенного анализа можно сделать вывод о том, что алгоритм лицензирования деятельности в области пожарной безопасности в Российской Федерации является уникальным и не имеет в мире прямых аналогов.

Внимание! Копирование материалов, размещенных на данном сайте допускается только со ссылкой на ресурс http://www.tzmagazine.ru

Рады сообщить нашим читателям, что теперь нашем сайте работает модуль обратной связи. Нам важна ваша оценка наших публикаций! Также вы можете задавать свои вопросы.Наши авторы обязательно ответят на них.
Ждем ваших оценок, вопросов и комментариев!
Добавить комментарий или задать вопрос

Правила комментирования статей

Версия для печати

Средняя оценка этой статьи: 0  (голосов: 0)
Ваша оценка:

назад
|

Axis представляет сетевой радар для точного обнаружения вторжений в контролируемых зонах
Компания Axis дополняет свой обширный портфель продукции сетевыми радарами. Радарные датчики вторжения не реагируют на многие распространенные сигналы, которые приводят к ложным срабатываниям, и легко устанавливаются и интегрируются в существующие системы.



Новинка от компании IDIS: 5Мп IP-видеокамера DC-T3533HRX
Тенденции развития индустрии IP-видеонаблюдения демонстрируют погоню производителей за увеличением разрешающей способности видеокамер. При этом часто оказывается так, что озвучиваемые цифры в 4, 9, 12 и даже 20 мегапикселей оказываются несопоставимыми с физическими размерами сенсоров, используемых в этих камерах. Поэтому подобные разрешения реализуются лишь на уровне соответствующих цифр в настройках камеры и не приводят к какому-либо улучшению изображения.



IBM меняет представление о передаче и хранении видео. Впервые на All-over-IP 2017!
Сравните ваш взгляд на интеллектуальное видеонаблюдение с мнением руководителей корпорации IBM на 10-м форуме All-over-IP 2017.



Реклама
Подписка на новости
Имя
E-mail
Анти-спам код
Copyright © 2008 —2017 «Технологии защиты».