Журнал ТЗ № 6 2017 |
  бюро находок  
  Где искать        
наши издания
наши анонсы






2017
№ 6
статьи



Журнал ТЗ № 6 2017



Раздел: СТОП-КАДР
Тема: CCTV (системы видеонаблюдения)
Автор: Андрей ХРИСТОФОРОВ, коммерческий директор ITV | AxxonSoft

Как извлечь максимальную пользу из интегрированных систем безопасности?


ИСБ: результат эволюции или выдумка маркетологов?
«Интегрированные системы безопасности – это маркетинг в чистом виде», – довольно часто приходится слышать это от людей, с которыми мы общаемся. Они считают, что ИСБ не нужны, что они снижают надежность и увеличивают сложность системы. Есть пожарная сигнализация, выполняющая свою функцию, – вот и прекрасно. А видео пусть будет отдельно. Не нужно их соединять, иначе получится сложная система, которой трудно управлять, в которой системы будут влиять друг на друга с непредсказуемыми результатами и т. д. Поэтому мы задались вопросом: имеет ли ИСБ право на жизнь или это выдумка маркетологов? Давайте разбираться.

Сизифов труд

Первые системы безопасности появились одновременно с частной собственностью. Уверен, что добытую ногу мамонта древний человек уже охранял от соплеменников, если не хотел ею делиться. И исторически все системы безопасности решали одни и те же задачи. Они типичны: это, с одной стороны, как можно раньше зафиксировать угрозу, например, увидеть издали огонь или неприятеля, чтобы успеть как следует подготовиться к ее решению. С другой стороны, нужно с помощью технических средств не дать возможность злоумышленникам причинить вред – например, проникнуть куда-то. В данном случае техническим средством сначала служили замки (которые, кстати, были известны еще в Древнем Египте), затем охранники, и, наконец, они эволюционировали в СКУД.

Я называю развитие технических средств именно эволюцией, потому что в масштабах большой истории они развиваются не скачкообразно, а постепенно. И в этом поступательном движении есть прямая корреляция с эволюцией проблем. Извечная борьба проблем с их решением. Эволюция проблем и идущая с ней рука об руку эволюция технических средств напоминает мне древнегреческого Сизифа – чем выше он катит камень в гору, тем больше проблем у него возникает. Чем изощреннее становятся технические средства, тем изощреннее становятся и окружающие проблемы, и люди, которые их создают. И наоборот, чем более опасной и техногенной становится среда и более развитым криминальный ум, тем быстрее эволюционируют технические средства.

Однако если мы протянем вектор из древних времен к нашим дням, то поймем, что функционально ничего практически не изменилось, как бы это странно ни звучало. Ведро с водой превратилось в систему пожаротушения, амбарный замок – в электронный замок с удаленным управлением, старушка ключница – в бюро пропусков, пожарная каланча – в сеть датчиков, а наблюдатель на башне сначала обзавелся подзорной трубой, потом биноклем и, в конце концов, эволюционировал в машинное зрение, видеоаналитику и т. д. То есть изменения произошли в техническом качестве – все стало мощнее, быстрее, удобнее. Но с точки зрения решаемых задач все как было, так и осталось. Вряд ли найдется техническое средство, у которого принципиально не было аналогов в древности.

Интеграция – двигатель прогресса

И все же есть то, что поспособствовало по-настоящему качественному скачку и появлению совершенно нового инструментария, которого действительно прежде не было. Это интеграция. Именно она придает импульс развитию и изменению не технической составляющей, а пользовательского опыта. И появлению совершенно нового функционала.
Простым и показательным примером являются электронные таблицы – VisiCalc, Lotus 1-2-3 и др. Как известно, первые персональные компьютеры решали две задачи – игры (класс компьютеров Atari, Commodore Amiga и т. д.) и работа с электронными таблицами. Крупнейшие производители ПК фокусировались в то время на возможностях программирования и работы с таблицами. Затем появились текстовые редакторы.

Все они повторяли функционал, привычный для людей в повседневной жизни. Если таблицы были аналогом расчерченной линейкой тетрадки и калькулятора одновременно, то текстовый редактор был блокнотом, карандашом и ластиком. А потом кто-то интегрировал Excel и Word – и в текстовом документе появились картинки и таблицы. Это был настоящий инновационный скачок, а все до него было обычной эволюцией отдельных технических средств. В результате этой интеграции появилась совершенно новая сущность. И, конечно, новые возможности для пользователя. Теперь даже трудно себе представить, что когда-то было иначе.

Движение от простого к сложному – естественный путь развития

Если смотреть шире не только на рынок безопасности, но и на развитие технологий вообще, получится, что интеграция и объединение систем, решающих разные задачи, – естественный процесс. В природе происходит нечто похожее. Эволюционная интеграция – взаимодействие различных видов и рождение совершенно новых видов эволюционным путем – это норма. Поэтому можно сделать вывод, что маркетологи не имеют никакого отношения к возникновению ИСБ, они лишь идут следом за естественной природой вещей. А сами по себе ИСБ – результат естественного пути развития рынка безопасности, как и любое движение от простого к сложному в природе.

ИСБ: дефиниция

Теперь давайте разберемся, что же в целом представляют собой ИСБ и в чем их особенности. У этого термина есть несколько определений, но мне (и многие специалисты разделяют мое мнение) ближе следующее: ИСБ – это платформа, интегрирующая различные технические средства на уровне протоколов взаимодействия в единое информационное пространство. Подчеркиваю, информационное пространство. Естественно, у ИСБ есть общие признаки, отличающие их от набора разрозненных технических средств. Главный из них – единые интерфейсы. Также это появляющиеся общие протоколы передачи событий, в связи с чем становится возможным плотное взаимодействие между системами: выстраивание событийно-реактивных связей любых систем по любым событиям, которые генерируются внутри ИСБ. И, естественно, централизованное управление и мониторинг. Весь этот комплекс позволяет получить информационную точность, экономическую целесообразность и новый пользовательский опыт.

Три точки зрения и одна истина

На рынке безопасности есть три главных игрока: вендор, интегратор и пользователь. Чем же для каждого из них является ИСБ? Кто из них играет первую скрипку и является драйвером эволюции развития технических средств?

ИСБ, с точки зрения вендора, – это некая «моя прелесть» на одном конце, т. е. компонента, над которой он работает, и «непонятное нечто» на другом конце, а между ними правила и протоколы взаимодействия. Соответственно, для вендора, как создателя платформы, конечно же, доминирует «моя прелесть». Поэтому зачастую продукт растет именно в этом направлении. Хорошо еще, если вендор учитывает пожелания конечного заказчика. Но бывает и такое, что он настаивает на своем, утверждая, что заказчик сам не знает, что ему нужно.

ИСБ, с точки зрения интегратора, – это продукт, в котором он максимально разобрался. Разобрался и в «моей прелести», и в «непонятном нечто», и в том, как они взаимодействуют между собой. После этого он предлагает конечному пользователю свое видение решения его задачи с помощью ИСБ, и как только конечный пользователь соглашается, интегратор становится главным. Потому что только он знает, что он построи, и как все это работает. И зачастую бывает так, что, обслуживая конкретный объект, интегратор диктует свои условия, понимая, что конечному пользователю без него теперь никуда.

Наконец, для конечного пользователя ИСБ – это Терминатор, Робокоп, Супермен и Человек-паук в одном лице. Это нечто, что за определенную стоимость решит все его проблемы. И чаще всего это представление впоследствии приводит к появлению недоверия к системе. Потому что оказывается, что ИСБ преступников сама не ловит, решений не принимает и все проблемы разом не решает. Заказчик остается крайне удивленным, ведь он хотел Терминатора, а получил калькулятор. Оба, в общем-то, считают неплохо, только немного по-разному выглядят.

А на самом деле ИСБ можно сравнить с хорошим мультитулом, который легко раскладывается, долго служит и решает много разных задач. Но не стоит забывать, что, каким бы хорошим ни был этот инструмент, работает с ним все же человек. Так и ИСБ, несмотря на то что является эволюционировавшим, сложным и интересным, но все-таки техническим средством, подверженным воздействию человеческого фактора. Можно возле каждого окна в доме положить по резиновой дубинке, а рядом со входом поставить целый ящик с ними. Но это не сделает дом защищенным от воров, потому что дубинки без участия человека не работают.

Техническая составляющая ИСБ – всего 20%

Если же отбросить представление о том, что ИСБ – это исключительно техническое средство, и посмотреть на нее комплексно, то выяснится, что ИСБ – это в первую очередь регламенты. Вся техническая подноготная должна работать на соблюдение регламентов. Если это происходит, то вероятность влияния человеческого фактора значительно снижается. Во-вторых, любая качественная ИСБ – это отражение бизнес-процессов внутри организма, который она защищает, – компании, предприятия и т. д. И в-третьих, это возможности и инструменты, которые позволяют контролировать человеческий фактор. В сумме это значит, что хорошо построенная ИСБ позволяет контролировать, насколько люди, задействованные в бизнес-процессах, выполняют предписанные им регламенты. Эти аспекты составляют порядка 80% ИСБ. И только 20% –технические средства, которые являются, по сути, резиновой дубинкой, разве что более сложной, подключаемой к сети, розетке, монитору и датчикам.

Стратегии инвестирования в ИСБ

Очевидно, что ИСБ требует вложений. Ведь это не просто резиновая дубинка, а та, которую подобрали с учетом ее пользователя – по весу, размеру рукоятки; описали регламенты – как он ею будет пользоваться и кого охаживать – и подключили бизнес-процессы: какую пользу принесет это охаживание. Все это, само собой, стоит дороже, чем обычная дубинка. Какую стратегию инвестирования в ИСБ стоит выбрать вендору, интегратору и конечному пользователю для достижения наилучшего результата?

Для вендора это инвестирование в оптимизацию разработки. Когда появляется какое-то новое оборудование, например видеокамера, вендор обязательно рано или поздно столкнется в проекте с просьбой заказчика добавить ее поддержку в ИСБ. Если разработчик хочет оставаться на плаву, он, конечно, пойдет навстречу. Но если он продолжит это делать для каждого проекта, придется нанимать по программисту на проект. И однажды настанет момент, когда вендору придется сделать выбор: либо уходить с рынка, либо, если он сообразительный, разработать универсальные средства интеграции, чтобы добавлять поддержку любых устройств с минимальными затратами. Таким образом будет оптимизирована разработка. А так как этот процесс уже будет запущен, то можно говорить и о мультивендорности – интеграции всего, до чего дотянутся руки.

Возможна и противоположная модель бизнеса – монобрендовая. Например, компания начинает производить совершенно разные устройства и для каждого из них требуется отдельное программное обеспечение, а значит, несколько команд разработчиков. Через некоторое время приходит понимание, что вместо этого можно создать единую программную платформу, которая будет работать со всеми техническими средствами, производимыми компанией, и поддержку которой сможет осуществлять единая команда программистов. В результате получается пусть и монобрендовая, но все равно ИСБ, работающая с различным оборудованием одного производителя.

Для интегратора, работающего с ИСБ, безусловно, стратегия должна заключаться в развитии внутренней компетенции. Чем больше знают и умеют его сотрудники, тем он более незаменим на объекте, тем дороже стоит его работа, тем более сложные и мощные системы он спроектирует и затем будет обслуживать. И будет уверен, что его не заменят на этом объекте, потому что он «подсадит заказчика на иглу» в хорошем смысле – на иглу своих знаний и компетенции.

Для заказчика наиболее удачной стратегией станет инвестирование в эффективное решение задач, т. е. в такую платформу, которая одна сможет ответить на максимальное количество возникающих вызовов. Например, мы часто сталкиваемся с такой ситуацией. На объектах, где присутствуют несколько ведомств, на одном участке могут висеть по 3–4 камеры и смотреть в одну и ту же точку, потому что каждая из этих камер принадлежит разным ведомствам. При этом легко можно было бы обойтись одной камерой, если бы задача решалась с помощью ИСБ, умеющей работать с разными регламентами и бизнес-процессами одновременно и грамотно разделять права доступа к техническим средствам. Поэтому заказчику в самом начале работы над проектом стоит рассмотреть стратегию инвестирования в платформу, которая позволит ему впоследствии безболезненно развиваться и добавлять новые технические средства, не задумываясь о революционной смене платформы, топологии и т. д.

Вывод

Поводя итог, напомню, что ИСБ – это естественный результат эволюции систем безопасности, и нет смысла отрицать их целесообразность. Однако не стоит забывать, что ИСБ не волшебная палочка, а резиновая дубинка, которая не решит все проблемы сама, без участия человека. Поэтому всем трем игрокам рынка – вендору, интегратору и пользователю – важно иметь четкое понимание, что собой представляет ИСБ, а также реалистичные ожидания от ее применения. Только тогда можно грамотно выстроить стратегию инвестирования в нее и получить действительно высокие результаты как в экономическом плане, так и в функциональном.

Внимание! Копирование материалов, размещенных на данном сайте допускается только со ссылкой на ресурс http://www.tzmagazine.ru

Рады сообщить нашим читателям, что теперь нашем сайте работает модуль обратной связи. Нам важна ваша оценка наших публикаций! Также вы можете задавать свои вопросы.Наши авторы обязательно ответят на них.
Ждем ваших оценок, вопросов и комментариев!
Добавить комментарий или задать вопрос

Правила комментирования статей

Версия для печати

Средняя оценка этой статьи: 0  (голосов: 0)
Ваша оценка:

назад
|
Реклама
Подписка на новости
Имя
E-mail
Анти-спам код
Copyright © 2008 —2022 «Технологии защиты».