Журнал ТЗ № 5 2017 |
  бюро находок  
  Где искать        
наши издания
наши анонсы






2017
№ 5
статьи



Журнал ТЗ № 5 2017



Раздел: ВЗГЛЯД
Тема:
Автор: Герман ТЕПЛЯКОВ, эксперт в области визуальной психодиагностики

Антропология финансовой безопасности

С незапамятных времен люди заботились о защите своих ресурсов. Обидно было не досчитаться добычи, которая досталась на нелегкой охоте. Ведь на протяжении всей истории человечества честных тружеников сопровождали и другие персонажи, которые были падкими на чужое добро. В отличие от грабителей и разбойников, мошенники всех эпох действовали бескровно и без применения физической силы. Хрестоматийным примером стал литературный персонаж Остап Бендер, который знал «400 сравнительно честных способов отъема денег у населения».

Так уж устроен мир, что мошенничество было, есть и будет всегда. И не только среди людей. Жульничать умудряются даже дрожжевые грибы. В их колонии обязательно находятся те, что питаются готовым продуктом, который произвели их собратья. В этом отношении высшие млекопитающие не просто дают дрожжам фору – их действиям порой позавидуют мошенники вида хомо сапиенс.


Во время Второй мировой войны в одной лондонской семье жил кот, который задолго до сигнала воздушной тревоги чувствовал приближение фашистских бомбардировщиков и шел прятаться в бомбоубежище. Хозяева знали об этом и всегда тут же следовали за своим питомцем. Однажды во время обеда кот соскочил и двинулся в укрытие. Когда хозяева послушно пошли за ним и надежно спрятались, кот вернулся к обеденному столу и попировал на славу. Налета гитлеровской авиации в этот день так и не случилось.

Однако вернемся к человеческому роду. В начале третьего тысячелетия впервые в истории мы попали в удивительное время, когда арсенал трюков ловкачей расширяется необыкновенно стремительно, подобно Большому взрыву. С одной стороны, остались старые как мир разводы – «вы уронили кошелек», «нитка дружбы» и прочее из разряда «купи кирпич» или «пожертвуйте на домик для бездомных поросят». С другой стороны, в цифровую эпоху мошенничество активно переходит в киберпространство – «ваша карта заблокирована», «мама, срочно переведи деньги, после все объясню», «поздравляем, ваш номер выиграл миллион» и т. д.

Независимо от среды, в которой действуют злоумышленники, самый частый сценарий один и тот же: создать проблему и предложить решить ее за деньги. И, что очень важно, во всех без исключения случаях мошенники играют на одном из основных инстинктов человека. При всем разнообразии жульнических техник они имеют очень узнаваемые общие черты. Которых к тому же совсем немного, и это хорошая новость. Достаточно распознать эти признаки (а это легко!), и ситуация уже под вашим контролем, а злоумышленник почтет за благо поскорее оставить вас в покое.

Главный признак мошенничества – неравноценность результатов взаимодействия. Обманщик всегда действует так, чтобы обеспечить себе максимальный выигрыш за ваш счет. Всегда надо помнить о том, что при общении друг с другом люди получают только один из четырех типов выгоды: материальный, сексуальный, интеллектуальный и эмоциональный. И во всех случаях надо помнить о том, чтобы обмен оставался равноценным. Способы мошенничества и технологии противостояния им изучает интереснейший раздел бизнес-антропологии – антропология финансовой безопасности. Правда, сферы ее действия ограничены лишь тем полем, где действует человеческий фактор.

Антропология финансовой безопасности располагает богатым арсеналом средств, позволяющих выявить мошенников: от методов математического анализа до визуальной психодиагностики и этологии человека (науки о биологических основах поведения). Один из таких инструментов – так называемый байесовский подход, который дает вероятностную оценку прогноза поведения людей на основании их принадлежности к определенной группе. Приведем пример.

Каждому туристу, побывавшему в Юго-Восточной Азии, хорошо известно: если к тебе подходит местный житель, который улыбается, протягивает руку и на хорошем английском языке начинает завязывать контакт, то почти на 100% можно предположить, что его цель – развести вас на деньги. Конечно, с определенной долей вероятности он действительно ничего от вас не хочет, однако проверять, так это или нет, далеко не всегда разумно из-за высокого риска потери времени и денег. Поэтому всегда полезно знать, как выглядят и как ведут себя определенные категории людей, от взаимодействия с которыми ничего хорошего ждать не приходится.

Честные отношения – это всегда равноценный обмен. Он предусматривает взаимную выгоду, соглашение на уступку, а также последовательность исходя из полученного ресурса. Именно эти законы мошенники всегда норовят нарушить.

Возьмем, например, правило взаимного обмена. Манипулятор предлагает «подарок», после чего предлагает что-нибудь купить или совершить определенное действие. Не особенно задумываясь, человек принимает это предложение, пусть даже если его или ее денежный взнос будет непропорционально выше. Так действуют бродячие распространители «эксклюзивных товаров с уникальными свойствами по космическим технологиям», иеговисты и кришнаиты со своей литературой, а также мелкие жулики, которые в туристических местах норовят одеть вам на руку (разумеется, совершенно бесплатно!) «браслет дружбы».

Можно обыграть и сценарий «согласие уступить». Хитрец выставляет товар или услугу по несуразной цене, которую после непродолжительного торга готов снизить. Поскольку у каждого нормального человека в подсознании прочно сидит алгоритм взаимовыгодного обмена, он поневоле соглашается. Манипулятор при этом остается в выгоде. В этом отношении показательный пример – особенности торга по-китайски. Сын Поднебесной предлагает вам «чудо-штуку» за 1000 юаней. Вы предлагаете 50 юаней. Сходитесь, в конце концов, на 100 юанях, и, судя по счастливой улыбке продавца, переплатили вы при этом раз этак в десять.

Или взять прием «последовательность, исходя из полученного ресурса». Манипулятор склоняет вас к поступку, логичным продолжением которого станет ваш ответ с выгодой для противоположной стороны. Самый безобидный пример – тактика продавцов на знаменитом одесском рынке Привоз. На дегустацию они дают шматок такого размера, что им вполне можно позавтракать. Уйти после такой любезности к другому продавцу не позволяет совесть. Исход – покупка продукта, в сотни раз превышающего стоимость «кусочка на пробу».

Вряд ли большинство мошенников читали Фрейда, который утверждал, что миром правят три вещи: жажда власти, секс и чувство голода. Вместе с тем практически любые виды манипуляций основаны на том, что злоумышленники играют как минимум на одном из этих инстинктов: иерархическом, половом и пищевом (сюда смело можно добавить инстинкт самосохранения). И здесь есть свои особенности, в том числе связанные с полом объекта мошенничества.

Пищевой инстинкт. Сюда относится все, связанное с ресурсами, – еда, имущество, деньги. Ресурсы (наряду с обостренной потребностью в защите и гарантиях) – важная женская ценность, выработанная всем ходом эволюции. Поэтому жертвами имущественных и финансовых мошенничеств чаще становятся, увы, женщины.

Половой инстинкт. В числе обманутых уверенно лидируют мужчины. Не к чести сильного пола, у большинства из них мозги отключаются, как только их начинают технично и профессионально соблазнять. Даже если мужчина уже понял, к чему все идет, выйти из сексуального транса очень сложно, необходимо сознательным усилием воли стряхнуть с себя морок. Женщинам в этом отношении проще. С одной стороны, мы постоянно узнаем о новых жертвах альфонсов, брачных аферистов и проходимцев всех мастей. С другой стороны, хорошо известно: мужчина может обмануть женщину в вопросах любви и секса только в одном случае – если она сама хочет быть обманутой.

Инстинкт самосохранения. По вполне понятным причинам он сильнее развит у женщин, что хорошо известно манипуляторам. Как правило, даже самая крутая с виду леди на самом деле ужасная трусиха – так уж распорядилась природа. Поэтому женщины легко ведутся на всевозможные хитрости, создающие видимость повышенной безопасности, гарантий стабильности и сохранения ресурсов. Женщинам (и не только им) полезно знать еще один секретный прием мошенников: пугать надо тихо, а успокаивать громко, и так по кругу несколько раз, пока не будет достигнут желаемый эффект.

Порой мошенники действуют настолько профессионально, что не верится, что здесь обошлось без знания закрытых психотехнологий. Показательный пример, когда две представительницы известного этноса обрабатывают жертву. Одна из них монотонно бубнит в правое ухо, другая что-то отрывисто кричит в левое и при этом размахивает перед глазами клиента растопыренными пальцами. С точки зрения нейрофизиологии – исключительно грамотное воздействие на каналы доступа, устанавливающее функциональную доминанту и блокирующее критику. Результат – трансовое состояние жертвы, которая приходит в себя, когда уже поздно. Противоядие здесь одно: как можно быстрее разорвать контакт и не дать мошенникам возможность заставить себя играть по их правилам.

Один из излюбленных способов манипуляций – стратегия малых шагов, когда уступка следует за уступкой. Каждый из этих шагов настолько мал, что человек слишком поздно осознает, насколько далеко он уже зашел. Простой пример – известный многим сценарий от представителей уже упомянутого этноса: «Сколько времени? Дай копеечку ребенку на водичку. И пятачок ему на хлебушек. Спасибо тебе за доброту твою, яхонтовая-бриллиантовая. Дай тебе за это погадаю, всего рубль будет стоить. Ох, какие у тебя дела неважные. Дай десять рублей, что-то видно плохо. А, вот так уже лучше, только еще сто рублей надо. Порча на тебе, дай сюда золото. Ишь, почернело, возьму очистить. Сколько у тебя при себе денег? Давай все, беду сводить через них с тебя будем». Исходы таких общений хорошо известны из криминальной хроники. Впрочем, эта стратегия работает и в других обстоятельствах, почти всегда с неизменным успехам для мошенников.

В любой организм, от бактерии до человека, вмонтирован механизм распознавания своих и чужих. Неудивительно, что мошенники лезут из кожи вон, чтобы сломать эту систему и овладеть вашим доверием. Самые продвинутые из них делают это исключительно эффективно. Поэтому в случае, когда после нескольких минут знакомства с человеком у вас возникло чувство, что вы знаете его уже сто лет, есть повод задуматься: это действительно та самая долгожданная вторая половинка вашей души или же просто холодная психотехника высокого уровня.

И наконец, главный отличительный признак манипуляторов. Они всегда торопят. И терпеть не могут волшебную фразу, которую рекомендуется применять во всех сомнительных случаях: «Я подумаю». Любая попытка навязать вам свой ритм и свои правила – нечестная игра. Отказ от нее тут же приводит к тому, что мошенники быстро оставляют вас в покое. Они не любят тратить время на трудных клиентов и быстро переключаются на тех, кто верит в их желание бескорыстно поделиться рыбными местами. И главное. Мошенники никогда не обращаются к тем, кто ведет себя как успешные, уверенные и уважающие себя люди. Быть таким человеком, чувствовать себя так и выглядеть соответствующим образом – лучшая гарантия того, что манипуляторы будут обходить вас стороной. Ведь самое сильное оружие разумного человека – это осознанность.

Внимание! Копирование материалов, размещенных на данном сайте допускается только со ссылкой на ресурс http://www.tzmagazine.ru

Рады сообщить нашим читателям, что теперь нашем сайте работает модуль обратной связи. Нам важна ваша оценка наших публикаций! Также вы можете задавать свои вопросы.Наши авторы обязательно ответят на них.
Ждем ваших оценок, вопросов и комментариев!
Добавить комментарий или задать вопрос

Правила комментирования статей

Версия для печати

Средняя оценка этой статьи: 0  (голосов: 0)
Ваша оценка:

назад
|

Axis представляет сетевой радар для точного обнаружения вторжений в контролируемых зонах
Компания Axis дополняет свой обширный портфель продукции сетевыми радарами. Радарные датчики вторжения не реагируют на многие распространенные сигналы, которые приводят к ложным срабатываниям, и легко устанавливаются и интегрируются в существующие системы.



Новинка от компании IDIS: 5Мп IP-видеокамера DC-T3533HRX
Тенденции развития индустрии IP-видеонаблюдения демонстрируют погоню производителей за увеличением разрешающей способности видеокамер. При этом часто оказывается так, что озвучиваемые цифры в 4, 9, 12 и даже 20 мегапикселей оказываются несопоставимыми с физическими размерами сенсоров, используемых в этих камерах. Поэтому подобные разрешения реализуются лишь на уровне соответствующих цифр в настройках камеры и не приводят к какому-либо улучшению изображения.



IBM меняет представление о передаче и хранении видео. Впервые на All-over-IP 2017!
Сравните ваш взгляд на интеллектуальное видеонаблюдение с мнением руководителей корпорации IBM на 10-м форуме All-over-IP 2017.



Реклама
Подписка на новости
Имя
E-mail
Анти-спам код
Copyright © 2008 —2017 «Технологии защиты».