Журнал ТЗ №3 2017 |
  бюро находок  
  Где искать        
наши издания
наши анонсы






2017
№3
статьи



Журнал ТЗ №3 2017



Раздел: ВЗГЛЯД
Тема:
Автор: Николай ОВЧЕНКОВ, председатель совета директоров ООО ПСЦ «Электроника», кандидат технических наук Лев ЕЛИСОВ, доктор технических наук, профессор

Интегральная безопасность воздушного транспорта


В современных условиях существования человеческого сообщества безопасность отдельного индивидуума или социальной группы людей становится одним из главных факторов жизнедеятельности человека, доминирующим критерием функционирования сложных систем, обеспечивающих комфортные условия его жизни и профессиональной деятельности.

Безопасность – многозначное понятие, характеризующее защищенность и низкий уровень риска для человека, общества или любых других субъектов, объектов или их систем. Это такое состояние сложной системы, когда действие внешних и внутренних факторов не приводит к ухудшению системы или невозможности ее функционирования и развития [1].

Особую значимость имеет безопасность в транспортной сфере и в особенности в области воздушного транспорта, поскольку отсутствие таковой или ее недостаточный уровень резко снижает востребованность транспортных услуг и ставит под сомнение существование и развитие отрасли. Поэтому проблема обеспечения безопасности воздушного транспорта возникла одновременно с формированием гражданского воздушного флота как отрасли, обеспечивающей воздушные перевозки. При этом все проблемы гражданской авиации, связанные с безопасностью, рассматривались в рамках безопасности полетов. В дальнейшем это понятие трансформировалось и возникли новые направления, связанные с безопасностью в различных сферах производственной деятельности в гражданской авиации.

На современном этапе развития гражданской авиации требования по обеспечению безопасности воздушного транспорта существенно возросли и функционально трансформировались, что неотвратимо ставит задачу принципиального переосмысливания и пересмотра проблем, задач и подходов к их решению с точки зрения соответствия новым реальностям. Отметим несколько принципиально важных моментов.

Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г. [2] вводит понятие безопасность личности, под которой понимается такое состояние и условия жизни личности, при которых реализуются ее права и свободы, прежде всего право на жизнь и личную неприкосновенность. При этом в качестве основных угроз безопасности личности отмечаются негативное состояние отечественной безопасности, угроза криминализации общественных отношений, рост организованных форм преступности, ухудшение экологической ситуации в стране, риск технических катастроф.

В международно-правовой сфере широко используются понятия «единой» и «неделимой» безопасности, которые связаны с обеспечением государственной безопасности [3]. В данном случае эти понятия используются в отношении субъектов безопасности, под которыми понимаются различные государства, и определяют их взаимную обусловленность.

Анализ понятий «безопасность личности», «единая безопасность» и «неделимая безопасность» применительно к гражданской авиации дает несколько неожиданный и интересный результат. Дело в том, что на сегодняшний день в авиационной транспортной системе фигурируют и используются несколько видов безопасности, различающихся с точки зрения понятийного аппарата, функциональной принадлежности, предметной области применимости, методов, средств и процедур исследования. Основными из них являются безопасность полетов, авиационная безопасность, транспортная безопасность, промышленная безопасность, производственная безопасность, экономическая безопасность, информационная безопасность, экологическая безопасность и некоторые другие. Каждая из них имеет прямое отношение к безопасности личности, но парадокс состоит в том, что достижение приемлемого уровня, например безопасности полетов, абсолютно не гарантирует приемлемого уровня безопасности личности, если, например, не удается достичь приемлемый уровень авиационной безопасности. Это справедливо по отношения к любому типу безопасности, правда, в различной степени. В таком случае становится актуальным понятие «единая и неделимая безопасность».

На основании вышеизложенного авторы предлагают ввести новое понятие – «интегральная безопасность воздушного транспорта». Тогда появляется новое научное направление, включающее совокупность исследований, направленных на идентификацию нового понятия и разработку принципов, стратегии и методологии исследования новой предметной области.

Интегральная безопасность воздушного транспорта – это такое состояние авиационной транспортной системы, которое гарантирует приемлемый уровень безопасности личности в условиях реализации исчерпывающего перечня авиационных услуг и авиационных работ.

Если согласиться с предложенной трактовкой понятия «интегральная безопасность», то с целью дальнейшего его совершенствования и развития нового научного направления необходимо решить несколько принципиальных вопросов.

1. Предметная область нового научного направления включает совокупность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; совокупность угроз в отношении их безопасности и субъектов реализации этих угроз; совокупность средств, методов и форм обеспечения безопасности во всем многообразии их структурного, функционального, информационного и других различий [4,5]. Поскольку понятие интегральная безопасность в своем содержательном смысле базируется на всех этих совокупностях, возникает проблема идентификации понятия через некоторое пространство состояний гипотетической среды, отражающей эти совокупности. На данном этапе нашего понимания этой среды в качестве ее отображения можно воспользоваться аппаратом теории поля. Авторы предлагают безопасность личности отождествить с некоторым полем безопасности. В таком случае правомочно ввести гипотетические поля угроз и защиты. Тогда появляется триада гипотетических полей, результатом взаимодействия которых является интегральная безопасность. Такая интерпретация интегральной безопасности нам представляется вполне правомочной, поскольку само понятие «безопасность» является гипотетическим и все исследования в области безопасности осуществляются на уровне умозрительных представлений.

2. Методология изучения безопасности в конечном итоге как результат сводится к оценке уровня безопасности и решения вопроса о его приемлемости [6,7]. При переходе к интегральной безопасности для решения вопроса о ее приемлемом уровне необходимо разработать методологию оценочных процедур, для чего необходимо решить проблемы формализации и моделирования. Авторы полагают, что из того множества методов, которые предлагает теория поля, наиболее адекватным для формализации является математический аппарат теории краевых задач, которые описываются системой дифференциальных уравнений в частных производных. Теория краевых задач достаточно хорошо проработана и предлагает широкий выбор методов моделирования и решения для различных условий реализации предметной области.

3. Возвращаясь к понятию «неделимость безопасности», являющемуся одним из базовых понятий интегральной безопасности, прежде всего необходимо решить проблему комплексирования отдельных видов безопасности. Интуитивно понятно, что каждая безопасность в предложенном выше перечне однозначно связана с понятием «интегральная безопасность», но характер этих связей далеко не определен. Более того, вероятно, существуют определенные взаимосвязи между ними, характер которых также нуждается в идентификации. Таким образом, возникает проблема глубокого исследования содержательного смысла выделенных безопасностей и разработки их адекватной проекции на формальное отображение интегральной безопасности. Авторы полагают, что единой платформой здесь может быть информационная составляющая, представляемая через некоторое пространство множеств. Математический аппарат теории множеств в данном случае хорошо стыкуется с аппаратом теории поля.

Понятно, что перечень вопросов, с одной стороны, должен быть существенно расширен, с другой – каждый ответ требует достаточно глубокого исследования. Авторы полагают, что в рамках данной работы можно ограничиться рассмотренными вопросами, однако главный вывод состоит в том, что интегральная безопасность должна быть базовым понятием теории безопасности воздушного транспорта [8].

Важно отметить, что предлагаемый подход безальтернативен, поскольку другого пути в направлении создания теории безопасности воздушного транспорта просто нет, а вопрос о необходимости создания теории не обсуждается, в противном случае наступит время, когда приемлемый уровень безопасности воздушного транспорта потребует ресурсов, соизмеримых с ресурсами всей авиационной транспортной системы.

ЛИТЕРАТУРА
1. Заплатинский В. М. Терминология науки о безопасности. // Zbornik prispevkov z medzinarodnev vedeckej konferencie «Bezhecnostna veda a bezpecnstne vzdelanie».- Liptovsky Mikulas: AOS Liptovskom Vikulasi, 2006.
2. Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года. Указ президента РФ от 12 мая 2009 № 537
3. Федеральный закон в области обеспечения транспортной безопасности. ФЗ от 9 февраля 2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»
4. Елисов Л. Н. Качество профессиональной подготовки авиационного персонала и безопасность воздушного транспорта: монография. М.: ИЦППС, 2006. 244 с.
5. Елисов Л. Н., Баранов В. В. Управление и сертификация в авиационной транспортной системе: монография. М: Воздушный транспорт, 1999. 52 с.
6. Елисов Л. Н., Елисеев Б. П. Системотехническое управление образовательными комплексами: монография. М: МГТУГА, 2012. 208 с.
7. Елисов Л. Н. К вопросу о точности эвристических алгоритмов при решении оптимизационных задач в эксплуатации. Научный вестник МГТУГА № 179. М.: МГТУГА, 2012. с.123–127
8. Елисов Л. Н. Введение в теорию авиационной безопасности // Елисов Л. Н., Овченков Н. И., Фадеев Р. С. [под. ред. Л. Н. Елисова]. Ярославль: Филигрань, 2016. 320 с.

Внимание! Копирование материалов, размещенных на данном сайте допускается только со ссылкой на ресурс http://www.tzmagazine.ru

Рады сообщить нашим читателям, что теперь нашем сайте работает модуль обратной связи. Нам важна ваша оценка наших публикаций! Также вы можете задавать свои вопросы.Наши авторы обязательно ответят на них.
Ждем ваших оценок, вопросов и комментариев!
Добавить комментарий или задать вопрос

Правила комментирования статей

Версия для печати

Средняя оценка этой статьи: 0  (голосов: 0)
Ваша оценка:

назад
|

Axis представляет сетевой радар для точного обнаружения вторжений в контролируемых зонах
Компания Axis дополняет свой обширный портфель продукции сетевыми радарами. Радарные датчики вторжения не реагируют на многие распространенные сигналы, которые приводят к ложным срабатываниям, и легко устанавливаются и интегрируются в существующие системы.



Новинка от компании IDIS: 5Мп IP-видеокамера DC-T3533HRX
Тенденции развития индустрии IP-видеонаблюдения демонстрируют погоню производителей за увеличением разрешающей способности видеокамер. При этом часто оказывается так, что озвучиваемые цифры в 4, 9, 12 и даже 20 мегапикселей оказываются несопоставимыми с физическими размерами сенсоров, используемых в этих камерах. Поэтому подобные разрешения реализуются лишь на уровне соответствующих цифр в настройках камеры и не приводят к какому-либо улучшению изображения.



IBM меняет представление о передаче и хранении видео. Впервые на All-over-IP 2017!
Сравните ваш взгляд на интеллектуальное видеонаблюдение с мнением руководителей корпорации IBM на 10-м форуме All-over-IP 2017.



Реклама
Подписка на новости
Имя
E-mail
Анти-спам код
Copyright © 2008 —2017 «Технологии защиты».