Автор: Николай ОВЧЕНКОВ, председатель совета директоров ООО ПСЦ «Электроника», кандидат технических наук Лев ЕЛИСОВ, доктор технических наук, профессор

Интегральная безопасность воздушного транспорта


В современных условиях существования человеческого сообщества безопасность отдельного индивидуума или социальной группы людей становится одним из главных факторов жизнедеятельности человека, доминирующим критерием функционирования сложных систем, обеспечивающих комфортные условия его жизни и профессиональной деятельности.

Безопасность – многозначное понятие, характеризующее защищенность и низкий уровень риска для человека, общества или любых других субъектов, объектов или их систем. Это такое состояние сложной системы, когда действие внешних и внутренних факторов не приводит к ухудшению системы или невозможности ее функционирования и развития [1].

Особую значимость имеет безопасность в транспортной сфере и в особенности в области воздушного транспорта, поскольку отсутствие таковой или ее недостаточный уровень резко снижает востребованность транспортных услуг и ставит под сомнение существование и развитие отрасли. Поэтому проблема обеспечения безопасности воздушного транспорта возникла одновременно с формированием гражданского воздушного флота как отрасли, обеспечивающей воздушные перевозки. При этом все проблемы гражданской авиации, связанные с безопасностью, рассматривались в рамках безопасности полетов. В дальнейшем это понятие трансформировалось и возникли новые направления, связанные с безопасностью в различных сферах производственной деятельности в гражданской авиации.

На современном этапе развития гражданской авиации требования по обеспечению безопасности воздушного транспорта существенно возросли и функционально трансформировались, что неотвратимо ставит задачу принципиального переосмысливания и пересмотра проблем, задач и подходов к их решению с точки зрения соответствия новым реальностям. Отметим несколько принципиально важных моментов.

Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г. [2] вводит понятие безопасность личности, под которой понимается такое состояние и условия жизни личности, при которых реализуются ее права и свободы, прежде всего право на жизнь и личную неприкосновенность. При этом в качестве основных угроз безопасности личности отмечаются негативное состояние отечественной безопасности, угроза криминализации общественных отношений, рост организованных форм преступности, ухудшение экологической ситуации в стране, риск технических катастроф.

В международно-правовой сфере широко используются понятия «единой» и «неделимой» безопасности, которые связаны с обеспечением государственной безопасности [3]. В данном случае эти понятия используются в отношении субъектов безопасности, под которыми понимаются различные государства, и определяют их взаимную обусловленность.

Анализ понятий «безопасность личности», «единая безопасность» и «неделимая безопасность» применительно к гражданской авиации дает несколько неожиданный и интересный результат. Дело в том, что на сегодняшний день в авиационной транспортной системе фигурируют и используются несколько видов безопасности, различающихся с точки зрения понятийного аппарата, функциональной принадлежности, предметной области применимости, методов, средств и процедур исследования. Основными из них являются безопасность полетов, авиационная безопасность, транспортная безопасность, промышленная безопасность, производственная безопасность, экономическая безопасность, информационная безопасность, экологическая безопасность и некоторые другие. Каждая из них имеет прямое отношение к безопасности личности, но парадокс состоит в том, что достижение приемлемого уровня, например безопасности полетов, абсолютно не гарантирует приемлемого уровня безопасности личности, если, например, не удается достичь приемлемый уровень авиационной безопасности. Это справедливо по отношения к любому типу безопасности, правда, в различной степени. В таком случае становится актуальным понятие «единая и неделимая безопасность».

На основании вышеизложенного авторы предлагают ввести новое понятие – «интегральная безопасность воздушного транспорта». Тогда появляется новое научное направление, включающее совокупность исследований, направленных на идентификацию нового понятия и разработку принципов, стратегии и методологии исследования новой предметной области.

Интегральная безопасность воздушного транспорта – это такое состояние авиационной транспортной системы, которое гарантирует приемлемый уровень безопасности личности в условиях реализации исчерпывающего перечня авиационных услуг и авиационных работ.

Если согласиться с предложенной трактовкой понятия «интегральная безопасность», то с целью дальнейшего его совершенствования и развития нового научного направления необходимо решить несколько принципиальных вопросов.

1. Предметная область нового научного направления включает совокупность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; совокупность угроз в отношении их безопасности и субъектов реализации этих угроз; совокупность средств, методов и форм обеспечения безопасности во всем многообразии их структурного, функционального, информационного и других различий [4,5]. Поскольку понятие интегральная безопасность в своем содержательном смысле базируется на всех этих совокупностях, возникает проблема идентификации понятия через некоторое пространство состояний гипотетической среды, отражающей эти совокупности. На данном этапе нашего понимания этой среды в качестве ее отображения можно воспользоваться аппаратом теории поля. Авторы предлагают безопасность личности отождествить с некоторым полем безопасности. В таком случае правомочно ввести гипотетические поля угроз и защиты. Тогда появляется триада гипотетических полей, результатом взаимодействия которых является интегральная безопасность. Такая интерпретация интегральной безопасности нам представляется вполне правомочной, поскольку само понятие «безопасность» является гипотетическим и все исследования в области безопасности осуществляются на уровне умозрительных представлений.

2. Методология изучения безопасности в конечном итоге как результат сводится к оценке уровня безопасности и решения вопроса о его приемлемости [6,7]. При переходе к интегральной безопасности для решения вопроса о ее приемлемом уровне необходимо разработать методологию оценочных процедур, для чего необходимо решить проблемы формализации и моделирования. Авторы полагают, что из того множества методов, которые предлагает теория поля, наиболее адекватным для формализации является математический аппарат теории краевых задач, которые описываются системой дифференциальных уравнений в частных производных. Теория краевых задач достаточно хорошо проработана и предлагает широкий выбор методов моделирования и решения для различных условий реализации предметной области.

3. Возвращаясь к понятию «неделимость безопасности», являющемуся одним из базовых понятий интегральной безопасности, прежде всего необходимо решить проблему комплексирования отдельных видов безопасности. Интуитивно понятно, что каждая безопасность в предложенном выше перечне однозначно связана с понятием «интегральная безопасность», но характер этих связей далеко не определен. Более того, вероятно, существуют определенные взаимосвязи между ними, характер которых также нуждается в идентификации. Таким образом, возникает проблема глубокого исследования содержательного смысла выделенных безопасностей и разработки их адекватной проекции на формальное отображение интегральной безопасности. Авторы полагают, что единой платформой здесь может быть информационная составляющая, представляемая через некоторое пространство множеств. Математический аппарат теории множеств в данном случае хорошо стыкуется с аппаратом теории поля.

Понятно, что перечень вопросов, с одной стороны, должен быть существенно расширен, с другой – каждый ответ требует достаточно глубокого исследования. Авторы полагают, что в рамках данной работы можно ограничиться рассмотренными вопросами, однако главный вывод состоит в том, что интегральная безопасность должна быть базовым понятием теории безопасности воздушного транспорта [8].

Важно отметить, что предлагаемый подход безальтернативен, поскольку другого пути в направлении создания теории безопасности воздушного транспорта просто нет, а вопрос о необходимости создания теории не обсуждается, в противном случае наступит время, когда приемлемый уровень безопасности воздушного транспорта потребует ресурсов, соизмеримых с ресурсами всей авиационной транспортной системы.

ЛИТЕРАТУРА
1. Заплатинский В. М. Терминология науки о безопасности. // Zbornik prispevkov z medzinarodnev vedeckej konferencie «Bezhecnostna veda a bezpecnstne vzdelanie».- Liptovsky Mikulas: AOS Liptovskom Vikulasi, 2006.
2. Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года. Указ президента РФ от 12 мая 2009 № 537
3. Федеральный закон в области обеспечения транспортной безопасности. ФЗ от 9 февраля 2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»
4. Елисов Л. Н. Качество профессиональной подготовки авиационного персонала и безопасность воздушного транспорта: монография. М.: ИЦППС, 2006. 244 с.
5. Елисов Л. Н., Баранов В. В. Управление и сертификация в авиационной транспортной системе: монография. М: Воздушный транспорт, 1999. 52 с.
6. Елисов Л. Н., Елисеев Б. П. Системотехническое управление образовательными комплексами: монография. М: МГТУГА, 2012. 208 с.
7. Елисов Л. Н. К вопросу о точности эвристических алгоритмов при решении оптимизационных задач в эксплуатации. Научный вестник МГТУГА № 179. М.: МГТУГА, 2012. с.123–127
8. Елисов Л. Н. Введение в теорию авиационной безопасности // Елисов Л. Н., Овченков Н. И., Фадеев Р. С. [под. ред. Л. Н. Елисова]. Ярославль: Филигрань, 2016. 320 с.


Внимание! Копирование материалов, размещенных на данном сайте допускается только со ссылкой на ресурс http://www.tzmagazine.ru