Журнал ТЗ № 6 2016 |
  бюро находок  
  Где искать        
наши издания
наши анонсы






2016
№ 6
статьи



Журнал ТЗ № 6 2016



Раздел: ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Тема:
Автор: Сергей СЕРЁГИН, советник президента Национального союза организаций в области обеспечения пожарной безопасности (НСОПБ), Дарья ВАГАНОВА, руководитель пресс-службы НСОПБ

Проверка работоспособности систем и элементов в условиях перехода на риск-ориентированную модель контроля и надзора

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» для защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров в Российской Федерации создана система обеспечения пожарной безопасности. Данная система определяет условия по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты, в том числе путем использования средств противопожарной защиты.

К средствам противопожарной защиты относят автоматическую пожарную сигнализацию, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, устройство пожаротушения, первичные средства пожаротушения, огнезащитную обработку (пропитку) и др. Наличие данных систем и элементов противопожарной защиты может эффективно и своевременно предупреждать возникновение пожара, быстрое его обнаружение, эвакуацию людей и локализацию пожара с последующей его ликвидацией только в том случае, если они отвечают обязательным требованиям, предъявляемым к ним нормативными документами по пожарной безопасности. Уверенность в работоспособности данных систем возможна только при проверке значений всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, которую проводят специалисты (эксперты-аудиторы), имеющие необходимые специальные технические знания, умения и навыки, с применением аттестованного испытательного оборудования и проверенных средств измерения. В настоящее время деятельность экспертных организаций, привлекаемых к проверке работоспособности систем и элементов противопожарной защиты государственными органами, к сожалению, не регулируется и не оценивается.

Обязательная проверка работоспособности систем и элементов противопожарной защиты предусмотрена п. 61 постановления правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» (далее – ППР РФ).

Помимо проверки работоспособности систем и элементов противопожарной защиты, которую может проводить сам собственник, также должны осуществляться техническое обслуживание и ремонт этих систем и элементов в соответствии с требованиями п. 63 ППР РФ, предусматривающими, что руководитель организации обеспечивает в соответствии с годовым планом-графиком, составленным с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ, проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений.

Проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту систем и элементов противопожарной защиты должно осуществляться организацией, имеющей специальный вид разрешения на монтаж, техническое обслуживание и ремонт средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – 99-ФЗ).

Однако зачастую подменяются понятия «техническое обслуживание» и «проверка работоспособности». Постараемся разобраться в данной ситуации.

В соответствии с ГОСТ 18322-78 техническое обслуживание – это комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности изделия при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортирования.

Ремонт – комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности изделий и восстановлению ресурсов изделий или их составных частей.

В ГОСТ 27.002-89 под работоспособностью понимается состояние объекта, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации.

Ведь чтобы быть уверенными в исправности автомобиля, мы периодически проводим его диагностику, проверяем соответствие (работоспособность) всех систем и элементов, узлов и механизмов заданным параметрам завода-изготовителя. В результате чего получаем диагностическую карту, в которой указано, что подлежит замене, настройке, а что соответствует параметрам. После чего мы проводим ремонт непосредственно только выявленных неполадок, а техническое обслуживание будет заключаться в замене масла, фильтров и других составляющих с определенной периодичностью без их проверки в соответствии с эксплуатационными характеристиками завода-изготовителя.

Таким образом, исходя из анализа законодательства и судебной практики, можно сделать вывод, что понятие «проверка работоспособности» не тождественно понятию «техническое обслуживание» и тем более понятию ремонта. Данной позиции придерживается и МЧС России – разъяснение от 18 октября 2013 № 19-3-13-4466.

Проверка работоспособности включает в себя только контроль состояния (экспертизу технического состояния) и эксплуатационные испытания. И данные виды работ не требуют лицензии в области пожарной безопасности. А государство в соответствии с 99-ФЗ выдает специальный вид разрешения (лицензию) на монтаж, техническое обслуживание и ремонт средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Для проведения монтажа, технического облуживания и ремонта средств обеспечения пожарной безопасности руководитель организации привлекает лицензионную компанию, однако ответственность за состояние и обеспечение пожарной безопасности несет сам. Сроки проведения технического обслуживания руководитель организации утверждает в плане-графике регламентных работ в соответствии с документацией завода-изготовителя систем. В настоящее время ряд производителей предписывает периодичность технического обслуживания на свою выпускаемую продукцию раз в год и более.

Таким образом, вся ответственность за содержание в надлежащем состоянии возлагается на руководителя организации, при этом содержание в штате высококвалифицированных специалистов, обладающих специальными техническими знаниями, приобретение испытательного оборудования и средств измерений с постоянной их аттестацией и поверкой экономически нецелесообразно.

Проведение самостоятельной проверки работоспособности систем и элементов противопожарной защиты


1. Основание для проверки
2. Заказчик
3. Изучение нормативных правовых актов
4. Проверка органами ГПН
5. Штраф
6. Ответственность собственника

А законодательством четко не определено, что организация, выполняющая работы по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту, не может выполнять проверку работоспособности. Однако при выполнении работ по проверке работоспособности лицензионной компанией беспристрастность и независимость отнюдь не гарантированы. Так как организация, выполнявшая монтаж, техническое обслуживание и ремонт системы противопожарной защиты, не может самостоятельно объективно оценивать качество выполненных ею работ. Она напрямую заинтересована в том, чтобы работа была принята заказчиком, расходы, связанные с производством данных видов работ, снижены с целью извлечения наибольшей прибыли и выдано положительное заключение по работоспособности систем и соответствию их требованиям нормативных документов по пожарной безопасности. А ответственность за требования пожарной безопасности в соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» все равно будет нести лицо, владеющее или управляющее на законном основании объектом защиты.

С целью защиты интересов лиц, владеющих или управляющих на законном основании объектом защиты, создана добровольная система сертификации в области пожарной безопасности, компетенция которой подтверждена Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.

Данная система должна помочь руководителю организации в компетентном выборе подрядчика, оказывающего услуги по проверке работоспособности, и снизить расходы собственников объектов или лиц, управляющих на законном основании объектом защиты, на обучение и аттестацию своих специалистов, закупку необходимого испытательного оборудования и средств измерений, а также последующую системную аттестацию и поверку, выделение площадей под их хранение.

Проведение проверки работоспособности систем и элементов противопожарной защиты специализированной организацией


1. Основание для проверки
2. Заказчик
3. Наличие сертификата
4. Проверка органами ГПН
5. Отсутствие штрафов

Помимо прочего, если руководитель организации примет решение самостоятельно проводить проверку работоспособности систем и элементов противопожарной защиты, то может направить своих специалистов для обучения и аттестации. При аттестации специалист получит специальные знания и навыки для выполнения данных видов работ, а также будет осуществлена подборка специального оборудования и измерительных приборов.

В рамках социально-экономических и надзорных реформ наша страна переходит на рискоориентированную модель контроля и надзора с принятием соответствующих нормативных правовых документов. Так, постановлением правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806 «О применении риско-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации» проведение плановых проверок объектов защиты в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:
- для категории высокого риска – один раз в 3 года;
- для категории значительного риска – один раз в 4 года;
- для категории среднего риска – не чаще чем один раз в 7 лет;
- для категории умеренного риска не чаще чем один раз в 10 лет.

В отношении объектов защиты, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.

Одновременно принят Федеральный закон от 03.07.2016 № 277-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации», которые предусматривают индикаторы риска нарушений обязательных требований, являющиеся основанием для проведения внеплановой проверки.


Внимание! Копирование материалов, размещенных на данном сайте допускается только со ссылкой на ресурс http://www.tzmagazine.ru

Рады сообщить нашим читателям, что теперь нашем сайте работает модуль обратной связи. Нам важна ваша оценка наших публикаций! Также вы можете задавать свои вопросы.Наши авторы обязательно ответят на них.
Ждем ваших оценок, вопросов и комментариев!
Добавить комментарий или задать вопрос

Правила комментирования статей

Версия для печати

Средняя оценка этой статьи: 0  (голосов: 0)
Ваша оценка:

назад
|

Axis представляет сетевой радар для точного обнаружения вторжений в контролируемых зонах
Компания Axis дополняет свой обширный портфель продукции сетевыми радарами. Радарные датчики вторжения не реагируют на многие распространенные сигналы, которые приводят к ложным срабатываниям, и легко устанавливаются и интегрируются в существующие системы.



Новинка от компании IDIS: 5Мп IP-видеокамера DC-T3533HRX
Тенденции развития индустрии IP-видеонаблюдения демонстрируют погоню производителей за увеличением разрешающей способности видеокамер. При этом часто оказывается так, что озвучиваемые цифры в 4, 9, 12 и даже 20 мегапикселей оказываются несопоставимыми с физическими размерами сенсоров, используемых в этих камерах. Поэтому подобные разрешения реализуются лишь на уровне соответствующих цифр в настройках камеры и не приводят к какому-либо улучшению изображения.



IBM меняет представление о передаче и хранении видео. Впервые на All-over-IP 2017!
Сравните ваш взгляд на интеллектуальное видеонаблюдение с мнением руководителей корпорации IBM на 10-м форуме All-over-IP 2017.



Реклама
Подписка на новости
Имя
E-mail
Анти-спам код
Copyright © 2008 —2017 «Технологии защиты».