В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» для защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров в Российской Федерации создана система обеспечения пожарной безопасности. Данная система определяет условия по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты, в том числе путем использования средств противопожарной защиты.
К средствам противопожарной защиты относят автоматическую пожарную сигнализацию, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, устройство пожаротушения, первичные средства пожаротушения, огнезащитную обработку (пропитку) и др. Наличие данных систем и элементов противопожарной защиты может эффективно и своевременно предупреждать возникновение пожара, быстрое его обнаружение, эвакуацию людей и локализацию пожара с последующей его ликвидацией только в том случае, если они отвечают обязательным требованиям, предъявляемым к ним нормативными документами по пожарной безопасности. Уверенность в работоспособности данных систем возможна только при проверке значений всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, которую проводят специалисты (эксперты-аудиторы), имеющие необходимые специальные технические знания, умения и навыки, с применением аттестованного испытательного оборудования и проверенных средств измерения. В настоящее время деятельность экспертных организаций, привлекаемых к проверке работоспособности систем и элементов противопожарной защиты государственными органами, к сожалению, не регулируется и не оценивается.
Обязательная проверка работоспособности систем и элементов противопожарной защиты предусмотрена п. 61 постановления правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» (далее – ППР РФ).
Помимо проверки работоспособности систем и элементов противопожарной защиты, которую может проводить сам собственник, также должны осуществляться техническое обслуживание и ремонт этих систем и элементов в соответствии с требованиями п. 63 ППР РФ, предусматривающими, что руководитель организации обеспечивает в соответствии с годовым планом-графиком, составленным с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ, проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений.
Проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту систем и элементов противопожарной защиты должно осуществляться организацией, имеющей специальный вид разрешения на монтаж, техническое обслуживание и ремонт средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – 99-ФЗ).
Однако зачастую подменяются понятия «техническое обслуживание» и «проверка работоспособности». Постараемся разобраться в данной ситуации.
В соответствии с ГОСТ 18322-78 техническое обслуживание – это комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности изделия при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортирования.
Ремонт – комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности изделий и восстановлению ресурсов изделий или их составных частей.
В ГОСТ 27.002-89 под работоспособностью понимается состояние объекта, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации.
Ведь чтобы быть уверенными в исправности автомобиля, мы периодически проводим его диагностику, проверяем соответствие (работоспособность) всех систем и элементов, узлов и механизмов заданным параметрам завода-изготовителя. В результате чего получаем диагностическую карту, в которой указано, что подлежит замене, настройке, а что соответствует параметрам. После чего мы проводим ремонт непосредственно только выявленных неполадок, а техническое обслуживание будет заключаться в замене масла, фильтров и других составляющих с определенной периодичностью без их проверки в соответствии с эксплуатационными характеристиками завода-изготовителя.
Таким образом, исходя из анализа законодательства и судебной практики, можно сделать вывод, что понятие «проверка работоспособности» не тождественно понятию «техническое обслуживание» и тем более понятию ремонта. Данной позиции придерживается и МЧС России – разъяснение от 18 октября 2013 № 19-3-13-4466.
Проверка работоспособности включает в себя только контроль состояния (экспертизу технического состояния) и эксплуатационные испытания. И данные виды работ не требуют лицензии в области пожарной безопасности. А государство в соответствии с 99-ФЗ выдает специальный вид разрешения (лицензию) на монтаж, техническое обслуживание и ремонт средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Для проведения монтажа, технического облуживания и ремонта средств обеспечения пожарной безопасности руководитель организации привлекает лицензионную компанию, однако ответственность за состояние и обеспечение пожарной безопасности несет сам. Сроки проведения технического обслуживания руководитель организации утверждает в плане-графике регламентных работ в соответствии с документацией завода-изготовителя систем. В настоящее время ряд производителей предписывает периодичность технического обслуживания на свою выпускаемую продукцию раз в год и более.
Таким образом, вся ответственность за содержание в надлежащем состоянии возлагается на руководителя организации, при этом содержание в штате высококвалифицированных специалистов, обладающих специальными техническими знаниями, приобретение испытательного оборудования и средств измерений с постоянной их аттестацией и поверкой экономически нецелесообразно.
Проведение самостоятельной проверки работоспособности систем и элементов противопожарной защиты
1. Основание для проверки
2. Заказчик
3. Изучение нормативных правовых актов
4. Проверка органами ГПН
5. Штраф
6. Ответственность собственника
|