...Запад, Восток, Евразийство, Сакральность?
Короче, оглобли куда повернуть?
Тимур Шаов
...Таким вопросом часто задаются клиенты, находящиеся в процессе выбора поставщика услуг хостинга: не важно, идет ли речь об аренде пары серверов для корпоративного сайта и почты, колокейшне десятка юнитов, об аренде стойки или целого периметра. В большинстве случаев выбирают всего из двух сценариев: разместиться в российском ЦОДе или предпочесть европейскую площадку.
Наша компания имеет широкую партнерскую сеть по всему миру. В Европе нашим стратегическим партнером является чешский хостинг-провайдер Host-Telecom.com s.r.o. со штаб-квартирой в городе Чешске Будеевице. Благодаря этому творческому союзу мы имеем возможность сравнивать специфику работы хостера в России и на территории ЕС, в частности, в Чехии.
Какие факторы оказывают влияние на выбор места хранения данных? Посмотрим на эту проблему глазами клиентов. Во-первых, конечно, политический и юридический контексты. С одной стороны, хранить данные в России боязно: конкуренты могут натравить силовиков на вашу ИТ-инфраструктуру под самыми разными предлогами. Достаточно сообщить, что вы используете нелицензионное ПО или предоставляете доступ к информации, запрещенной на территории Российской Федерации. К сожалению, российское законодательство последовательно предоставляет сотрудникам полиции все новые и новые права, в частности, право проникать на территорию объектов, являющихся частной собственностью. Об арендованных помещениях и говорить нечего. Достаточно, повторюсь, формального повода для того, чтобы ваши серверы забрали на экспертизу. Она может длиться месяцами. А если ваш бизнес зависит от этой инфраструктуры, то рейд может закончиться банкротством. Юридическая незащищенность и специфика российской правоприменительной практики делают европейские площадки особенно привлекательными для представителей отечественного среднего и малого бизнеса.
Но тут на пути российского бизнеса в Европу встает закон о защите персональных данных, согласно которому хранить и обрабатывать личные данные граждан нашей страны можно только на ее территории. Другими словами, процессинг всех банковских, большинства логистических и коммерческих операций, в которых участвуют россияне, можно осуществлять только внутри страны. Это создает ощутимые сложности для иностранных компаний, работающих на российском рынке. С другой стороны, этот же закон провоцирует спрос на услуги российских хостинг-провайдеров со стороны этих самых иностранных компаний.
Получается, что российский бизнес хочет хостинг в Европе, но может размещать там только некоторые виды данных или сервисов, а западные фирмы, может быть, и не хотят хостинга в России, но не могут обойтись без этой услуги, работая на российском рынке.
Сегодня одной из основных проблем развития высокотехнологичного бизнеса в России стоит считать зарегулированность. Это можно с уверенностью сказать и про рынок услуг хостинга. Но перспективы у этого бизнеса, безусловно, есть. В нашем случае этому способствуют такие обстоятельства, как удачное географическое положение: Россия может и должна стать своего рода информационным (в инфраструктурном смысле) мостом между Азией и Европой. Кроме того, наш климат позволяет активно использовать фрикулинг охлаждение за счет низких среднегодовых температур на улице (ниже +13 градусов Цельсия). Наконец, в России сравнительно дешевая электроэнергия. А еще стоит отметить такое важное обстоятельство, как наличие у нас мощной инженерной школы, что сказывается на качестве услуг технической поддержки и на уровне администрирования серверов и создания хостинговых сервисов (клауды и т. п.). Но при богатом выборе высококлассных технических специалистов у нас довольно слабый уровень менеджмента. Впрочем, всегда есть исключения. Иначе на рынке не появились бы действительно крупные компании.
Но это уже не совсем хостинговые компании, это провайдеры инфраструктуры. Все-таки хостинг как сервис в моем понимании обязательно предполагает услуги технической поддержки. Если вы – крупная компания с большой ИТ-командой, то вам нужна чистая инфраструктура, место, куда поставить стойки, хорошие каналы, надежная энергосистема и качественное охлаждение. Если же вы средний или малый бизнес, то вам нужно сосредоточиться на своей работе, а не на управлении ИТ-инфраструктурой. А именно малые и средние компании составляют большинство среди клиентов хостинг-провайдера. Крупные корпоративные клиенты и хостинг-провайдеры, в свою очередь, являются клиентами провайдеров инфраструктуры. .
Подведем предварительные итоги: хостинг-провайдер в России имеет возможность пользоваться сравнительно дешевым электричеством, нанимать специалистов высокого уровня на зарплаты существенно ниже европейских, экономить на охлаждении. Но чрезмерное государственное регулирование тормозит развитие рынка, который мог бы стать в высшей степени прибыльным, ведь транзит данных в эпоху информационной экономики не менее (если не более) значимый сервис, чем транзит нефти и газа. Даже если суммы пока не сопоставимы, влияние, которое может дать развитие информационных супермагистралей, трудно переоценить.
Теперь посмотрим на ситуацию в Европе. Она довольно неоднородная. Например, в Германии хостинг-провайдер будет гораздо менее мотивирован защищать прайвеси клиентов, напротив, он будет обязан быть в курсе данных, хранящихся на серверах, размещаемых в его ЦОДе. И при малейшей претензии сервер будет отключен. Для того чтобы восстановить работу, вам понадобится несколько дней плотно общаться со службой технической поддержки. А вот чешские хостеры, напротив, до решения суда и не подумают каким-то образом приостанавливать работу сервера клиента. Вообще, Чехия, с точки зрения хостинга очень напоминает Россию в части плюсов, но не имеет специфических рисков «отечественного производства».
Например, климатически Чехия очень напоминает среднюю полосу России. А значит, фрикулинг тоже можно использовать. В отличие от большинства стран Европы Чехия не отказалась от атомной энергии. Это значит, что электричество там сравнительно дешевое. А многие инженеры выращены той же инженерной школой, что и большинство российских специалистов. Кроме того, Чехия – географический центр Европы, страна, расположенная недалеко от основных площадок обмена интернет-трафиком (в Праге, Франкфурте, Амстердаме). Хорошая канальная связанность с Россией и через нее с Азией делает Чехию привлекательной площадкой для западноевропейских компаний, имеющих бизнес-интересы восточнее границ ЕС. Не менее важным фактором привлекательности Чехии с точки зрения хостинга является лояльное законодательство, которое позволяет клиентам снижать риски, а хостерам и провайдерам инфраструктуры – сокращать операционные расходы.
России, пожалуй, стоило бы учесть опыт Чешской Республики, однако он идет вразрез с идеями «суверенного интернета» и «импортозамещения», так что вряд ли ближайшее время отечественные хостинг-провайдеры станут мостом между Европой и Азией. Но клиенты, в том числе из стран Западной Европы, все равно будут пользоваться услугами хостинга в России просто для того, чтобы сохранить свое присутствие на нашем рынке. Однако делать это будут с неохотой, под давлением законов, регламентирующих процедуру оказания любых высокотехнологичных услуг россиянам. Печально, что российские хостинг-провайдеры в большинстве случаев не будут заинтересованы в повышении стандартов качества оказываемых услуг. Зачем? Ведь государственные загонщики и так обеспечат спрос. В итоге российским хостинг-провайдерам, привыкшим к реалиям замкнутого отечественного рынка, даже в случае изменения курса в сторону большей открытости не с чем будет выйти на глобальный рынок: не будет возможности создать конкурентный продукт, упакованный на экспорт. Потому что зарубежные рынки за время нашей добровольной самоизоляции уйдут далеко вперед.
|