Чем отличаются «дальнобойные» RFID-системы от стандартных систем на основе proximity- и smart-технологий, к которым мы уже привыкли. Прежде всего частотным диапазоном, который они используют. Обычно этот частотный диапазон составляет 2,4–2,6 ГГц. Второе, что необходимо отметить, – это применение идентификаторов активного типа, снабженных источником питания. Эти технические решения направлены на увеличение дальности считывания карт (меток, тэгов и проч.). Все это связано с тем, что для решения вопросов идентификации транспортных средств, причем в широком понимании этого слова (не только автомобили, но и железнодорожный транспорт, контейнеры и т. д.), дальность распознавания является критичным параметром и должна составлять не менее 3 м.
В простейших системах, которые могут использоваться на автоматизированных парковках, вполне достаточной будет дальность 2,5–4 м, но если это серьезная система индустриального типа, предназначенная для регистрации грузового автотранспорта или использующаяся для идентификации вагонов на железной дороге, то лучше иметь дальность от 6 до10 м. Такие характеристики обеспечивают потребности большинства данных систем в настоящее время. Существует также оборудование, способное работать и на больших расстояниях, – до 50 м. Наиболее совершенные системы позволяют проводить регистрацию транспорта на скоростях до 400 км/час.
Другой важный технический аспект систем для дальней идентификации – наличие в номенклатуре большинства производителей идентификаторов индустриального типа. Что имеется в виду? Все мы уже привыкли к пассивным идентификаторам в виде карточек, брелоков, браслетов, наклеек и т. д., активно использующихся при решении классических задач систем контроля и управления доступом (СКУД). Для решения задач дистанционной регистрации транспорта они в большинстве своем малопригодны, поскольку в этом случае есть свои особенности, которые диктуются самой сферой применения. Для решения таких задач требуются идентификаторы индустриального типа с высокой степенью механической, климатической и даже химической защиты. Карточку вряд ли целесообразно прикреплять к автомобилю, вагону или контейнеру, есть большая степень вероятности, что ее повредят механически или она выйдет из строя в результате попадания на нее активных химических реагентов, масел, топлива и проч. Специализированные идентификаторы для железнодорожного и автотранспорта обычно имеют повышенную защиту от механических и химических повреждений и часто даже внешне не похожи на классические карты СКУД. Такие требования, как вибростойкость, ударопрочность, устойчивость к агрессивным средам, масло- и бензостойстойкость, для данного оборудования не являются чем-то экзотическим. Некоторые идентификаторы имеют даже специальные демпфирующие вставки для снижения динамических нагрузок.
К этому можно добавить, что у proximity- и smart-карт невысокая дальность считывания. Знакомые большинству потребителей карточки таких типов, которые работают в частотных диапазонах 125 кГц (proximity) и 13,56 МГц (smart), являются пассивными и используют для формирования сигнала излучение самого считывателя. Идентификаторы, которые применяются для транспортных средств, относятся к активному типу, т. е. они имеют свой источник питания и, соответственно, не требуют увеличения мощности считывателя, обеспечивая при этом намного большую дальность считывания, о чем уже говорилось в самом начале.
Естественно, наличие источника питания имеет свои минусы. Батареи идентификаторов со временем садятся, сами идентификаторы приходится заменять. Наиболее качественные из них рассчитаны на работу не менее 5–8 лет, а самые мощные – до 10 лет, но источник питания не будет работать вечно, это зависит еще и от интенсивности работы идентификатора. Большинство идентификаторов ведущих мировых производителей имеют незаменяемые источники питания (правда, эта тенденция начинает изменяться). Приобрел потребитель метку, прошло энное количество лет, и хочешь не хочешь, а ее надо заменить. Можно к этому добавить, что за это время закончится амортизация данного оборудования, но это уже не относится к технической сфере.
На российском рынке из зарубежных производителей представлена продукция компаний NEDAP (Голландия), TagMaster (Швеция). Из отечественной продукции можно упомянуть считыватели и идентификаторы, выпускаемые под торговой маркой PARSEC (компания «РЕЛВЕСТ»).
Профессионалы, знакомые с данным направлением техники, могут добавить, что считыватель MaxiProx компании HID, который читает стандартные пассивные карты на расстоянии до 70 см, может также применяться с активной меткой ProxPass. Дальность ее чтения составляет до 2,5 м, и последняя ее модификация имеет выключатель, а также позволяет менять источник питания, однако данное решение вряд ли можно отнести к стандартным и невысокая максимальная дальность – все это сильно сужает возможную сферу применения. Для идентификации легковых машин его еще можно использовать, но для промышленного применения – грузовых автомобилей, контейнерных перевозок, железнодорожного транспорт – дальности в 2,5 м недостаточно.
Если говорить о характеристиках считывателей, то кроме необходимой для эффективной работы большой дальности чтения метки обязателен высокий класс защиты (желательно IP65) и возможность внешней установки. То есть это прежде всего подразумевает герметизированные входы, защиту от осадков и конденсата, возможность работы в диапазоне отрицательных температур и проч.
Еще есть другая сторона вопроса, которая касается удобства работы, обслуживания и установки. Если сравнить изделия 5–6-летней давности с ныне выпускаемой продукцией, нельзя не отметить, что ведущие западные производители пошли навстречу потребителям и монтажникам – считыватели стали эстетически более привлекательными, более функциональными и простыми при установке и обслуживании. Такие функции, как откидывающиеся крышки, возможность дистанционной диагностики и оценки работоспособности считывателей, перенастройка с ноутбука или удаленного компьютера, возможность подключения по сети и проч., перестали быть экзотикой. Это сильно упрощает жизнь как монтажнику, так и клиенту. Функциональность и широкие возможности – это важно, но эстетика была упомянута не просто так. Требовательность потребителей возросла по всем направлениям, и помимо технических параметров, как-то: дальность считывания, мощность, отказоустойчивость, стало важным удобство в работе и обслуживании, а также привлекательный внешний вид. Эра унылых и безликих серых ящиков уходит в прошлое. Изделия стали более интересными внешне, потому что достойному дизайну ведущие производители уделяют сегодня должное внимание.
Возвращаясь от считывателей к идентификаторам, нельзя не упомянуть, что кроме индустриальных меток есть более привычные для потребителей изделия. Это карты, похожие на привычные карты СКУД. Карточка эта, выражаясь на профессиональном жаргоне, «толстая», толщина ее примерно в 2 раза больше, чем у карты ProxCard II компании HID. Форм-фактор – близкий к стандартному, привычный для людей, и не возникает психологического дискомфорта. Расстояние идентификации таких карт обычно составляет не более 4–6 м, а область применения – корпоративные, ведомственные и элитные платные парковки.
Еще одна особенность, о которой следует знать пользователям, – возможность интеграции систем в классические СКУД, где используются стандартные proximity- или smart-карты. Производители решают эту проблему разными путями. Один путь – это идентификаторы двойной технологии. То есть выпускается RFID-карта, которая относится к активному типу с чипом на 2,5ГГц, но в эту карту дополнительно ставятся proximity- или smart-чипы. Такую карту можно использовать как для идентификации автотранспорта, так и при преодолении точек прохода внутри объекта.
Есть и другой путь. Например, компания NEDAP предложила интересное решение, выпустив целую серию меток Booster HID, позволяющих интегрировать классические СКУД для учета персонала на основе proximity- или smart-технологий и специализированные СКУД для учета автотранспорта на основе RFID-считывателей 2,45 ГГц компании NEDAP. Главная идея – усиление сигнала пассивных proximity- или smart-карт и передача его на расстояние до 10 м на считыватель, подключаемый к любой СКУД, работающей с форматом Виганда 26. Главная идея в том, что Booster на лобовом стекле машины размером не более портсигара передает оба кода: код пассивной карточки водителя и собственный код Booster, который приписан к автомобилю. Сменился водитель – поставил свою карточку в Booster, пошел на объект – забрал свою карту. С таким устройством заказчик может использовать много интересных алгоритмов работы системы – например, задать в СКУД правило двух карт, и тогда посторонний человек не сможет воспользоваться машиной, даже имея собственную разрешенную карту. Мультиформатные метки Transition-Booster позволяют работать с proximity-картами стандартов HID, EM или Nedap либо бесконтактными smart-картами Mifare, iClass или Legic.
Есть также третий вариант интеграции. Есть считыватель, позволяющий читать код RFID-карт не только высокочастотного диапазона, но и рroximity- и smart-карт, например, для чтения меток 2,4 ГГц производства NEDAP, proximity-меток 125 кГц EM-Marin, HID, а также smart-карт 13,56 МГц Mifare и iClass. Если идентифицируется транспортное средство, оно опознается по активной метке на большом расстоянии, если речь идет о клиенте с пассивной картой, идущем пешком, – идентификация происходит на небольшом расстоянии от считывателя уже по этой рoximity- или smart-карте.
Большинство дальнобойных RFID считывателей имеют распространенные индустриальные интерфейсы, позволяющие использовать их с большинством известных контроллеров СКУД. Сегодня, приобретая такого рода считыватель, клиенты могут практически без проблем интегрировать его в существующую систему доступа: добавить в систему функционал, связанный с учетом транспортных средств. Требуется всего лишь грамотно сформулировать задачу и выбрать конкретную модель считывателя и идентификатора.
Кстати, если затронуть вопрос о практике применения. У нас был случай, когда заказчик, имея подземную парковку с традиционными рroximity-считывателями, был не удовлетворен тем, что при въезде и выезде надо было останавливать машину, опускать стекло, высовываться и подносить карточку к считывателю. Через некоторое время заказчик решил поменять всю систему на «дальнобойную». Решающим фактором явились удобство, сервис и функционал, который она предоставляет, – все остались довольны. Применительно к человеку активные метки могут использоваться в основном в складских помещениях, где у работника могут быть заняты руки грузом или тележкой.
Что же касается транспорта, то здесь всё однозначно. Других, более удобных решений пока нет.
|