Журнал ТЗ № 5 2014 | Обучение технического персонала охранных предприятий и служб безопасности: с 2014 года все по-новому
  бюро находок  
  Где искать        
наши издания
наши анонсы






2014
№ 5
статьи



Журнал ТЗ № 5 2014



Раздел: Инсталляция
Тема:
Автор: Александр МАМАЕВ, ректор Сибирской академии систем безопасности

Обучение технического персонала охранных предприятий и служб безопасности: с 2014 года все по-новому

1. ФЗ 273 «Об образовании» – дополнительное образование и профессиональное обучение.
1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который определил вектор развития всей системы образования в России. Применительно к вопросу подготовки технических специалистов охранных предприятий закон содержит два важнейших раздела, посвященных организации профессионального обучения и дополнительного образования. Наверное, нет смысла говорить о том, что профессионально грамотные кадры – залог успешного функционирования любого предприятия. Речь в данной статье пойдет о том, чему обучаться и какие требования выдвигает современная нормативная база к учреждениям, которым предприятия и организации платят деньги за обучение персонала.
Начнем с профессионального обучения (273-ФЗ, глава 9). Этот вид обучения идеален для тех, кто по каким-либо причинам не имеет вообще никакого профессионального образования либо не имеет профильного профессионального образования. Наиболее актуальной профессией для технических служб ЧОП и служб безопасности является профессия «электромонтер охранно-пожарной сигнализации». Эта профессия официально включена в приказ Министерства образования и науки РФ от 2 июля 2013 г. № 513, в котором каждой профессии и должности указана присваиваемая квалификация. К сожалению, многие руководители путают тарифный разряд с квалификационным. Тарифный разряд устанавливается при приеме на работу на основании документа о квалификации, подтверждающего наличие соответствующего квалификационного разряда, выдает этот документ образовательная организация, имеющая лицензию на право его выдачи. Попытки присвоить квалификационный разряд предприятием, не имеющим лицензию на образовательную деятельность, напрямую нарушают федеральное законодательство (273-ФЗ, гл. 9, ст. 74, п. 2). Ну не выдается же предприятием диплом о высшем образовании при принятии на работу, например, инженера? Здесь ситуация аналогичная.
Профессиональное обучение (273-ФЗ, гл. 9, ст. 73, п. 2–4) включает в себя три вида обучения: профессиональную подготовку для лиц, ранее не имевших профессии вообще, профессиональную переподготовку для лиц, имеющих любую другую профессию, а также повышение квалификации для лиц, уже имеющих интересующую профессию и желающих получить по ней более высокий квалификационный разряд.
Профессиональное обучение заканчивается сдачей квалификационного экзамена, по итогам профессионального обучения выдается документ о квалификации – «Свидетельство о профессии» (273-ФЗ, гл. 6, ст. 60, п. 10.2). Один из возможных образцов свидетельства о профессии приведен на рисунке 1.
Далее поговорим о дополнительном профессиональном образовании (273-ФЗ, гл. 10, ст. 76). Это отдельный вид образовательной деятельности, важнейшим отличием его от профессионального обучения является то, что дополнительное профессиональное образование могут получать только те лица, которые уже имеют какой-либо уровень профессионального образования (273-ФЗ, гл. 10, ст. 76.3). Если человек окончил среднюю школу, он имеет право получить дополнительное профессиональное образование только после получения основного.
Дополнительное профессиональное образование подразумевает обучение по образовательным программам повышения квалификации и программам профессиональной переподготовки.
По итогам обучения по программам повышения квалификации проводится итоговая аттестация, по результатам которой выдается документ о квалификации – «Удостоверение о повышении квалификации». Один из возможных образцов «Удостоверения о повышении квалификации» представлен на рисунке 2.


По итогам обучения по программам профессиональной переподготовки также проводится итоговая аттестация, по результатам которой выдается документ о квалификации – «Диплом о профессиональной переподготовке». Один из возможных образцов «Диплома о профессиональной переподготовке» представлен на рисунке 3.
Удостоверение о повышении квалификации, как правило, имеет определенный срок действия, например, при лицензировании деятельности в МЧС России он составляет пять лет, по истечении этого срока необходимо вновь пройти курсы повышения квалификации. Диплом о профессиональной переподготовке таких ограничений не имеет, также как и диплом о высшем образовании.

2. Отмена ранее действовавшей нормативной базы в области дополнительного образования – постановление правительства Российской Федерации от 29 марта 2014 г. N 245 г. Как ни странно, но некоторые (даже имеющие лицензию на образовательную деятельность) учреждения до сих пор работают по «Типовому положению об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования…» (постановление правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 610). Указанный документ отменен постановлением правительства Российской Федерации от 29 марта 2014 г. № 245 г., пункт 23. Не существует больше ни краткосрочных, ни тематических семинаров, нет и такого документа о квалификации, как «Свидетельство о повышении квалификации». Нет больше и государственной аккредитации учреждений дополнительного профессионального образования и дополнительных образовательных программ – не предусмотрено это современной нормативной базой. Удивительное дело, но юристы даже весьма уважаемых крупных предприятий до сих пор из перечня документов, необходимых для заключения договоров на обучение персонала, не убрали строчку про свидетельство о государственной аккредитации программ повышения квалификации и профпереподготовки. Читаем письмо Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки) от 9 октября 2013 г. № 06-735 «О дополнительном профессиональном образовании»:
«…Вопрос 17. Нужна ли государственная аккредитация по дополнительным профессиональным программам?
- Федеральным законом № 273-ФЗ не предусмотрено проведение государственной аккредитации образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам. В соответствии с частью 8 статьи 108 Федерального закона № 273-ФЗ со дня вступления его в силу свидетельства о государственной аккредитации в части имеющих государственную аккредитацию дополнительных профессиональных образовательных программ признается недействующими для всех образовательных организаций…».
Таким образом, тема государственной аккредитации для дополнительного профессионального образования закрыта и необходимо просто привести в соответствие листы согласования договорных документов.

3. Документы о квалификации, предусмотренные современной нормативной базой (ФЗ 273)
Не менее забавно ситуация складывается и с документами о квалификации. Не могу сказать, что у нас все законы идеальны, но в данном случае формулировки закона предельно ясны и понятны (273-ФЗ, гл. 6, ст. 60, п. 10):
«…10. Документ о квалификации подтверждает:
1) повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования (подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке);
2) присвоение разряда или класса, категории по результатам профессионального обучения (подтверждается свидетельством о профессии рабочего, должности служащего)…»
И всё! Три документа о квалификации предусмотрены законом, нет в нем ни квалификационных аттестатов, ни сертификатов, ни свидетельств о повышении квалификации, не предусмотрены они в качестве официальных документов о квалификации, как бы красиво их названия ни звучали. Только официально предусмотренные законом документы дают право заниматься определенной профессиональной деятельностью или выполнять конкретные трудовые функции. Все остальное, кроме официальных документов, указанных в данной статье закона, либо сугубо внутриведомственные документы, либо просто некие документы о том, что человек прослушал курс обучения без прохождения итоговой аттестации и без выдачи официального документа о квалификации, предусмотренного законом, по сути, просто справки об обучении.



4. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка работников в соответствии с приказами Минобрнауки № 499 и № 1244
Вместо отмененного 610-го положения в настоящее время действует ряд нормативных актов, предъявляющих требования к учреждениям дополнительного профессионального образования и к дополнительным образовательным программам. Основным документом с точки зрения организации и регламентации дополнительного профессионального образования является приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (1), с изменениями и дополнениями, внесенными в него приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 ноября 2013 г. № 1244.
Один из самых важных пунктов данного документа – пункт 12, в котором четко указано, что минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки – менее 250 часов. Ранее были принципиально другие сроки – даже краткосрочное повышение квалификации составляло не менее 72 часов, а профпереподготовка – не менее 500 часов.
Однако не следует забывать, что «…срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе…» (1). По нашему опыту для более-менее нормального изучения материала в рамках курсов повышения квалификации слушателю нужно от 32 и более очных учебных часов за исключением семинаров по конкретному типу оборудования.

5. Вопросы дополнительного образования для получения и продления лицензии МЧС в соответствии с постановлением правительства № 1225 (чему учить, кого и сколько человек)

Итак, читаем постановление правительства РФ от 30 декабря 2011 г. № 1225 «О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений» в части требований к подготовке персонала:
«…б) наличие в штате у соискателя лицензии (лицензиата) работников, заключивших с ним трудовые договоры, имеющих профессиональное образование (профессиональную подготовку), соответствующее выполнению работ…
…г) повышение квалификации лиц, указанных в подпунктах «б» и «в» настоящего пункта, в области лицензируемой деятельности не реже 1 раза в 5 лет…».
Четко обозначены два совершенно отдельных требования: наличие профильного профессионального образования и повышение квалификации 1 раз в 5 лет. Почему-то все начинают с повышения квалификации, а когда дело доходит до подачи документов, возникают вопросы по поводу невыполнения требований постановления в части наличия профильного образования. А ведь сейчас получить профильное образование не так сложно и совсем недолго – вполне подойдет диплом о профпереподготовке, тем более что с учетом сказанного ранее обучение можно пройти за полтора-два месяца.
Далее переходим к повышению квалификации. Тематика учебного курса повышения квалификации должна соответствовать тем видам работ, которые заявляет соискатель лицензии. На сегодня это 11 видов работ, перечислять эти виды нет смысла – их перечень есть в сети интернет в свободном доступе. Однако следует заметить, что 5 лет назад этот перечень был совершенно иным и тем, кто планирует обучение, необходимо с ним ознакомиться, иначе можно ошибиться в выборе нужного курса. Количество обучаемых по каждому виду работ желательно согласовать с подразделением МЧС, которое будет проводить процедуру лицензирования, – как ни странно, практика в этом вопросе различная в различных регионах России. Обычно обучают трех человек по трем видам деятельности, далее плюс один человек на каждый дополнительный вид деятельности, но еще раз напомним, что практика по регионам РФ многогранна. На самом деле, если территориальный орган лицензирования МЧС работает в строгом соответствии с законодательством (а так в абсолютном большинстве регионов и происходит), получить лицензию достаточно просто.

6. Особенности дистанционного обучения технического персонала (письмо Минобрнауки от 10.04.14 № 06-381)
Несколько моментов, связанных с применением дистанционных образовательных технологий. В письме Минобрнауки от 10.04.14 № 06-381 сформулированы методические рекомендации по использованию электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных профессиональных образовательных программ. В нем указывается, что образовательная организация, оказывающая услуги по удаленному обучению слушателей, должна иметь соответствующее материально-техническое обеспечение: доступ к сети интернет, электронные образовательные ресурсы, учебные материалы, размещенные на этих ресурсах и т. д.
Особое внимание потенциальных заказчиков услуг по дистанционному обучению хотелось бы обратить на то, что эти рекомендации содержат следующий пункт:
«…Перечень профессий, специальностей и направлений подготовки, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования…». Здесь речь идет о приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 января 2014 г. № 22 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий». Так вот, если заключен договор на полностью дистанционное обучение работника по профессии, включенной в этот перечень, и это указано в документе о квалификации, выданный в таком порядке документ противоречит законодательству и может быть аннулирован.


Ну и в целом с учетом сложности современной охранной техники хотелось бы всем рекомендовать по возможности обучаться на очных курсах, так как реальное практическое обучение на оборудовании более эффективно, чем дистанционное.

7. Опасность покупки фиктивных документов о квалификации, бланки документов и что в них должно быть указано (письмо Минобрнауки от 21.02.14 № 316-06)
Честно говоря, по поводу бланков документов о квалификации до сих пор полной ясности нет. С одной стороны, образовательные организации самостоятельны в разработке образцов выдаваемых документов, с другой – в качестве выдаваемых документов рекомендуют использовать защищенную полиграфическую продукцию, выпускаемую на предприятиях, имеющих лицензию ФНС России. Сначала в приказ 499 Минобрнауки было внесено требование об использовании защищенной от подделки полиграфической продукции для их изготовления, потом приказом этого же ведомства от 15 ноября 2013 г. № 1244 это требование было исключено.
Читаем «Методические рекомендации...» – письмо Минобрнауки от 21.02.14 № АК 316/06:
«…Организации, осуществляющие образовательную деятельность (далее – образовательные организации), вправе выдавать лицам, освоившим образовательные программы, по которым не предусмотрено проведение итоговой аттестации, документы об обучении по образцу и в порядке, которые установлены этими организациями самостоятельно…
…Использование бланков, являющихся защищенной от подделок полиграфической продукцией, позволяет: облегчить процесс подтверждения подлинности полученной квалификации конкретным лицом работодателями, кадровыми службами и др., экономить бюджеты образовательных организаций, повысить имидж дополнительного профессионального образования в условиях рамочной регламентации образовательной деятельности в сфере дополнительного профессионального образования; установить подлинность изготовленного бланка в связи со строгой отчетностью предприятий-изготовителей перед лицензирующим органом, что минимизирует выпуск фальшивых бланков недобросовестными хозяйствующими субъектами…».
Собственно, этим все сказано. На наш взгляд, если образовательная организация дорожит своим именем и не хочет, чтобы ее документы размножались посредством простейших копировальных средств, она будет применять защищенные номерные бланки. Тем более что не имеющим образовательной лицензии учреждениям официально такие бланки просто не сделают, а подделки вылезут при сверке номеров и серий бланков с договорами на их изготовление – напомним, что предприятия, изготавливающие эти бланки, работают по лицензии ФНС России.
Примеры заполнения документов о квалификации приведены выше, особо хотелось бы остановиться на удостоверениях о повышении квалификации, которые впоследствии предъявляются в МЧС при лицензировании. Помимо того что общая формулировка направлений обучения в них должна соответствовать заявленным для получения лицензии видам деятельности, крайне желательно, чтобы в них была четко прописана конкретная программа обучения, также отражающая обучение работника именно по этим лицензируемым видам деятельности.
Купить сейчас можно все, с этим проблем нет. Однако при покупке фиктивных документов о квалификации следует помнить, что в соответствии с постановлением правительство РФ от 26.08.2013 № 729 в настоящее время создается «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении», т. е. документ о квалификации можно будет проверить через единый реестр документов. Тут-то все и закончится – никогда МЧС не примет при лицензировании документ о квалификации, если его не будет в данном реестре. Это будет похоже на ситуацию, когда из государственных органов в массовом порядке увольняли лиц с дипломами, купленными в переходе метро. К сожалению, пока этот реестр работает только в части документов о среднем и высшем профессиональном образовании, но рано или поздно он будет создан и заработает в полном объеме, и произойдет это гораздо раньше, чем через срок действия удостоверения (5 лет).

8. Заключение

Вот вкратце все, что хотелось бы донести до сведения уважаемых заказчиков образовательных услуг. Хотелось бы верить, что эта небольшая подборка материалов поможет будущим слушателям понять, за что они будут платить деньги при заключении договора на обучение, а ответственным за обучение персонала и руководителям предприятий, направляющим на обучение своих работников, уверенно чувствовать себя на рынке образовательных услуг и ориентироваться в работе на современную нормативную базу в области образования.


Внимание! Копирование материалов, размещенных на данном сайте допускается только со ссылкой на ресурс http://www.tzmagazine.ru

Рады сообщить нашим читателям, что теперь нашем сайте работает модуль обратной связи. Нам важна ваша оценка наших публикаций! Также вы можете задавать свои вопросы.Наши авторы обязательно ответят на них.
Ждем ваших оценок, вопросов и комментариев!
Добавить комментарий или задать вопрос

Правила комментирования статей

Версия для печати

Средняя оценка этой статьи: 0  (голосов: 0)
Ваша оценка:

назад
|

Axis представляет сетевой радар для точного обнаружения вторжений в контролируемых зонах
Компания Axis дополняет свой обширный портфель продукции сетевыми радарами. Радарные датчики вторжения не реагируют на многие распространенные сигналы, которые приводят к ложным срабатываниям, и легко устанавливаются и интегрируются в существующие системы.



Новинка от компании IDIS: 5Мп IP-видеокамера DC-T3533HRX
Тенденции развития индустрии IP-видеонаблюдения демонстрируют погоню производителей за увеличением разрешающей способности видеокамер. При этом часто оказывается так, что озвучиваемые цифры в 4, 9, 12 и даже 20 мегапикселей оказываются несопоставимыми с физическими размерами сенсоров, используемых в этих камерах. Поэтому подобные разрешения реализуются лишь на уровне соответствующих цифр в настройках камеры и не приводят к какому-либо улучшению изображения.



IBM меняет представление о передаче и хранении видео. Впервые на All-over-IP 2017!
Сравните ваш взгляд на интеллектуальное видеонаблюдение с мнением руководителей корпорации IBM на 10-м форуме All-over-IP 2017.



Реклама
Подписка на новости
Имя
E-mail
Анти-спам код
Copyright © 2008 —2017 «Технологии защиты».