Журнал ТЗ № 2 2014 | Бизнес и этика
  бюро находок  
  Где искать        
наши издания
наши анонсы






2014
№ 2
статьи



Журнал ТЗ № 2 2014



Раздел: ТЕХНОЛОГИИ ПРОДАЖ
Тема: Комплексные системы безопасности
Автор: Елена КАЛЯГИНА, генеральный директор ТД «Амиком»

Бизнес и этика

Мораль, этика – это философские категории, а не экономические термины. Для многих этика и бизнес – понятия скорее взаимоисключающие. Этика как философская наука изучает мораль. Этика бизнеса изучает проблемы, которые встают перед нравственным человеком, который занимается бизнесом и который должен свои моральные нормы подчинить деятельности и целям торгового предприятия и соотнести свои интересы с интересами инвесторов, работников, заказчиков и поставщиков.

В своей книге «Основы маркетинга» Филипп Котлер предлагает вниманию 14 затруднительных с этической точки зрения ситуаций, в которых нужно принять решение. Вот некоторые из них:
«У одного из ваших дилеров на важной сбытовой территории недавно начались неурядицы в семье, и показатели его продаж упали. В прошлом это был один из самых лучших клиентов. Как скоро войдет в норму его семейная жизнь, неясно, есть возможность заменить его. Как вы поступите?»
Или другая ситуация и вопрос из книги Котлера:
«Вы беседуете с женщиной, которая еще совсем недавно была руководителем отдела продаж в конкурирующей фирме, и считаете, что ее можно взять на работу. Она с удовольствием расскажет вам обо всех планах конкурента на предстоящий год. Как вы поступите?»
Подобного рода вопросы возникают ежедневно в жизни каждого руководителя, и многие принимают решения, не задумываясь об их морально-этической стороне. Довольно часто предприниматели видят в своих клиентах только источник получения дохода, а не своего собрата по общему делу. Предприниматели и менеджеры принимают решения, основываясь на их экономическом обосновании. Для многих действие можно считать этически оправданным в том случае, если оно приносит выгоду или пользу предприятию. Просчитать последствия, определить, чьими интересами поступитьс,я – трудоемкая, а иногда невыполнимая задача. Многие вопросы остаются риторическими.
Как совместить мораль и бизнес? Мораль и бизнес совместимы настолько, насколько человек способен согласовать их ценности. Абсолютизация выгоды приглушает ориентацию на нравственные принципы, но также справедливо и то, что ориентация только на добро парализует волю бизнесмена, делая его нежизнеспособным в его сфере деятельности. Носителем этого противоречия является сам человек, и от его нравственной культуры зависит примирение этих противоположностей.
У руководителей компаний сферы продаж технических средств безопасности также ежедневно возникают морально-этичные проблемы и вопросы, схожие с вопросами из книги Котлера.
– Насколько этично завышать технические характеристики продуктов в рекламных целях или рекомендовать клиентам купить не то, что соответствует его реальным требованиям, а активно сбывать залежавшийся товар на складе.
– Этично или нет производителю или поставщику какого-либо бренда лоббировать интересы одного из дилеров, предоставляя ему дополнительные скидки и другие преференции.
– Правильно ли для вендора вести переговоры с клиентами своего же дистрибутора о прямых контрактах в ущерб интересам существующего партнера.
– Уместен ли шантаж? Часто поставщики, которые занимают важное место в товарообороте покупателя, начинают им манипулировать, предлагая отказаться от других товаров того же сегмента. Или же предлагают невыгодные коммерческие операции под угрозой прекращения сотрудничества.
– Нормально ли менять договоренности в одностороннем порядке, учитывая только свои интересы, создавая новых дистрибуторов на одной территории, которые начинают жестко конкурировать.
– Можно ли позволять себе демпинг? Во многих торговых марках существуют правила предоставления максимальных скидок, и они зафиксированы в договорах, которые подписывают руководители компаний. Можно ли нарушить эти правила и обманывать своих коллег, чтобы заполучить клиента?
– Этично ли полное копирование идей, решений и стратегии своего конкурента?
Вот ряд вопросов, над которыми может задуматься руководитель компании. Очень часто бизнесмены проводят параллели между бизнесом и игрой.

Бизнес как игра. Этичен ли блеф в бизнесе?
Садясь играть в покер, игрок знает, что он готов обмануть и быть обманутым. Обман становится искусством, и выигрывает тот, кто искуснее. Окончив игру, ее участник возвращается в другую, общечеловеческую систему правил, где у него другие цели, другие ценности. Возможно, точно так же обстоит дело и с бизнесом, в котором свои правила игры и представления о справедливости, согласующиеся с целями предпринимателей и с готовностью выиграть или проиграть. Может быть, от бизнесменов точно так же, как от игроков в покер, бессмысленно требовать общегражданской морали в их игре – бизнесе?
Этика относительна и зависит от многих обстоятельств. Наедине с собой человек может придерживаться одних принципов, а в какой-то ситуации он может склоняться к другим: руководитель должен соотносить свои личные чувства и коммерческие интересы компании. Именно поэтому мы часто слышим фразу «Ничего личного, это только бизнес». Осуждая какие-то действия, следует рассматривать всю ситуацию и роль человека в ней.
Наиболее полное воплощение этики бизнеса приходится на корпоративную культуру современных западных компаний, но очень много российских бизнесменов отвергают идеалистические трактовки бизнеса как честной конкуренции и игры по общим для всех правилам, а воспринимают бизнес как битву на выживание.

Бизнес как война. Цель оправдывает средства?
Для многих бизнес, как и война, – это прежде всего искусство манипуляции сознанием масс. И если кто-то идет на войну или в бизнес, то понятия добра и зла, честности или нечестности нужно применять только с целью манипуляции. Такие бизнесмены верят, что военные методы ведения бизнеса дают им неоспоримые преимущества перед конкурентами, обучавшимися по западным книгам, для которых бизнес – это мирные переговоры джентльменов.
По их мнению, как на любой войне, в бизнесе побеждают не наивные романтики, верящие в высшую справедливость и честный бизнес, а те, кто готов вступить в смертельную схватку с противником и драться до конца. Приверженцы военных методов в бизнесе считают, что только так можно заработать большие деньги.
Каждый бизнесмен решает сам, что ему нужно и по какому пути пойти.
Я не вправе решать, что есть добро или зло, но очень бы хотелось, чтобы было больше честности, порядочности и открытости в отношениях между партнерами. Огромное количество сделок совершается на основе взаимного доверия. Доверие – фундамент бизнеса, поскольку никакой договор не в состоянии предусмотреть всех возможных нюансов. Обман доверия может стоить несоизмеримо дорого. Предприниматель не более и не менее нравствен, чем большинство граждан данного общества, и сам для себя решает, переступить или не переступать свой внутренний барьер.
Но мне кажется, что человек, в котором есть вера в добро и справедливость и воспитан стыд за нечестные поступки, вряд ли способен строить свой бизнес на обмане других.


Внимание! Копирование материалов, размещенных на данном сайте допускается только со ссылкой на ресурс http://www.tzmagazine.ru

Рады сообщить нашим читателям, что теперь нашем сайте работает модуль обратной связи. Нам важна ваша оценка наших публикаций! Также вы можете задавать свои вопросы.Наши авторы обязательно ответят на них.
Ждем ваших оценок, вопросов и комментариев!
Добавить комментарий или задать вопрос

Правила комментирования статей

Версия для печати

Средняя оценка этой статьи: 0  (голосов: 0)
Ваша оценка:

назад
|

Axis представляет сетевой радар для точного обнаружения вторжений в контролируемых зонах
Компания Axis дополняет свой обширный портфель продукции сетевыми радарами. Радарные датчики вторжения не реагируют на многие распространенные сигналы, которые приводят к ложным срабатываниям, и легко устанавливаются и интегрируются в существующие системы.



Новинка от компании IDIS: 5Мп IP-видеокамера DC-T3533HRX
Тенденции развития индустрии IP-видеонаблюдения демонстрируют погоню производителей за увеличением разрешающей способности видеокамер. При этом часто оказывается так, что озвучиваемые цифры в 4, 9, 12 и даже 20 мегапикселей оказываются несопоставимыми с физическими размерами сенсоров, используемых в этих камерах. Поэтому подобные разрешения реализуются лишь на уровне соответствующих цифр в настройках камеры и не приводят к какому-либо улучшению изображения.



IBM меняет представление о передаче и хранении видео. Впервые на All-over-IP 2017!
Сравните ваш взгляд на интеллектуальное видеонаблюдение с мнением руководителей корпорации IBM на 10-м форуме All-over-IP 2017.



Реклама
Подписка на новости
Имя
E-mail
Анти-спам код
Copyright © 2008 —2017 «Технологии защиты».