Журнал ТЗ № 3 2013 | Что нам стоит СКУД построить? Часть 4. Контроль автомобильного транспорта. Алгоритмы обслуживания
  бюро находок  
  Где искать        
наши издания
наши анонсы






2013
№ 3
статьи



Журнал ТЗ № 3 2013



Раздел: КОНТРОЛЬ ДОСТУПА
Тема: СКУД (системы контроля и управления доступом)
Автор: Михаил КАМЕНЕЦКИЙ, член комитета УФИБ по образованию и повышению квалификации

Что нам стоит СКУД построить? Часть 4. Контроль автомобильного транспорта. Алгоритмы обслуживания

В этой части остановимся на алгоритмах обслуживания автомобилей в системах контроля доступа.
Я заострю внимание не на том, что могут некие конкретные системы, а на том, какой алгоритм обслуживания был бы оптимален для широкого круга задач СКУД на промышленном предприятии.
Как я утверждал ранее (часть 2 этой статьи), СКУД для организации контроля автомобильного транспорта должна содержать алгоритмы, разработанные специально для обслуживания автомобилей.
В зависимости от задач объекта и режимных правил может понадобиться изменить стандартную логику СКУД – разорвать связь между идентификацией пропуска пользователя и открытием преграждающих устройств. Для подавляющего большинства промышленных объектов такое условие обязательно – после идентификации пропуска пользователя СКУД должна последовать процедура досмотра и выяснения полномочий провоза товарно-материальных ценностей (ТМЦ). И только после этого может последовать команда открытия преграждающего устройства.
Рассмотрим традиционную задачу – организация СКУД автотранспорта с использованием бесконтактных карт в качестве электронных пропусков.
Для определения оптимальных алгоритмов обеспечения контроля пересечения периметра предприятия разобьем все автомобили на группы. Это необходимо, потому что для разных групп автомобилей могут понадобиться различные алгоритмы обслуживания. При построении алгоритма обслуживания автомобилей необходимо стремиться к тому, чтобы процесс досмотра автомобиля на контрольном пункте был максимально одинаков для различных групп. Это существенно облегчит работу охраны предприятия и снизит количество ошибок при обслуживании. Разными окажутся процедуры оформления пропусков, перечень документов, набор данных об автомобиле/водителе/грузе, который будет предоставляться охране.
Итак, группы автомобилей:
– автомобили предприятия – грузовой автотранспорт, специальные машины, легковой служебный автотранспорт. Автомобили предприятия снабжаются постоянными пропусками, данные электронных пропусков регистрируются в системе контроля доступа как пропуска автомобилей. В ряде случаев, и такие случаи не редки, на предприятиях водители не постоянно закреплены за конкретным автомобилем, а могут работать на разных. В этих случаях целесообразно использовать в качестве действующего пропуска личный пропуск водителя, который будет приписываться к данному автомобилю в системе документооборота предприятия при оформлении путевого листа. Или же использовать пару пропусков: пропуск водителя и пропуск автомобиля, но это значительно усложняет саму систему, поэтому для примера, остановимся на более простом варианте – будем считать, что водитель постоянно закреплен за автомобилем или автомобиль регистрируется в соответствии пропуску водителя при оформлении рейса;
– автомобили подрядных организаций – легковой и грузовой автотранспорт, специальные машины. Автомобили подрядных организаций снабжаются временными (срок действия ограничен сроком действия договора подряда) пропусками. Данные пропусков регистрируются в существующей системе контроля доступа. Данные на автомобили подрядных организаций для выдачи временных электронных пропусков вносятся в систему контроля доступа на основании списка, предоставленного подрядной организацией и согласованного в соответствии с установленным на предприятии порядком;
– автомобили подрядных организаций, допуск на территорию которых вызван производственной необходимостью. Снабжаются разовым пропуском, который оформляется в транспортном бюро пропусков на один цикл въезд/выезд согласно установленному на предприятии порядку;
– автомобили клиентов, которые обслуживаются предприятием, – автомобили, которым предприятие оказывает услуги обслуживания. Снабжаются разовым пропуском, который оформляется в транспортном бюро пропусков на один цикл въезд/выезд согласно установленному на предприятии порядку;
– автомобили аварийно-спасательных служб, «скорой помощи», автомобили делегаций (с автомобилями сопровождения), автомобили специальных служб или должностных лиц, которым разрешено беспрепятственное перемещение. Допускаются на территорию без оформления разрешительных документов, но с обязательным сопровождением представителем службы безопасности предприятия или с принятием соответствующих мер контроля;
– личный легковой автотранспорт руководителей подразделений и штатных сотрудников предприятия. Снабжаются постоянными пропусками, данные электронных пропусков регистрируются в системе контроля доступа как пропуска автомобилей. В данном случае целесообразно использовать в качестве действующего пропуска личный пропуск сотрудника.
Постоянными транспортными пропусками оснащаются исключительно автомобили предприятия. Для всех остальных категорий автомобилей предусматриваем выдачу исключительно временных или разовых пропусков. Для удобства учета перемещения товарно-материальных ценностей целесообразно ввести в действие такое понятие, как материальный пропуск. Пусть под материальным пропуском понимается некое дополнение к пропуску сотрудника, подрядчика или автомобиля, в котором содержатся сведения о материальных ценностях, которые разрешено перемещать через проходные предприятия. В большинстве случаев в качестве материального пропуска удобнее использовать бумажный бланк установленного (предприятием) образца. Для повышения уровня безопасности рекомендую бланк материального пропуска выдавать на один цикл ввоза-вывоза материальных ценностей, тогда будет удобно непосредственно в бланке делать отметки о фактическом перемещении ТМЦ из заявленного в бланке списка и проще вести отчетность на основании использованных бланков. Можно было бы вести материальный пропуск сразу в электронном виде, но это значительно удорожает систему и вряд ли сделает ее удобной и надежной в эксплуатации непосредственно в точках контроля.
Если посмотреть на процедуры оформления пропусков для посетителей и подрядчиков, тогда в большинстве случаев получится, что разовый или временный транспортный пропуск целесообразно оформлять в виде дополнения к пропуску пользователя. В этом случае транспортный пропуск будет являться модификацией материального пропуска с дополнительным указанием данных автомобиля. При оформлении транспортного пропуска пропуск пользователя (водителя автомобиля) будет получать дополнительные разрешения на проезд указанных контрольно-транспортных пунктов.
При проезде через КТП водитель предъявляет сотруднику охраны свой персональный пропуск и дополнение (транспортный пропуск), в котором указываются следующие данные:
– ФИО пользователя,
– номер постоянного пропуска, к которому выдан транспортный;
– перечень разрешенных к проезду контрольных пунктов;
– перечень разрешенных к перемещению ТМЦ;
– срок действия транспортного пропуска.
Так как мы решили, что транспортный пропуск является расширением материального пропуска, соответственно, процедуры оформления, изъятия, последующей регистрации перемещенных ТМЦ аналогичны процедурам обработки материального пропуска.
Например, водитель подрядной организации, для которого оформлена заявка на транспортный пропуск, получает в соответствующем бюро пропусков персональный (разовый ил временный) пропуск и оформленный бланк транспортного пропуска. При проезде на территорию предъявляет персональный пропуск и транспортный пропуск сотруднику охраны. Сотрудник охраны выполняет досмотр автомобиля и на бланке транспортного пропуска отмечает перемещаемые ТМЦ. Порядок обслуживания автомобиля при проезде рассмотрим ниже.
После использования транспортный пропуск подлежит изъятию.
Бланк транспортного пропуска должен иметь уникальный номер. Движение транспортных пропусков – выдача, изъятие, перемещение ТМЦ согласно пропуску – должно регистрироваться в специализированном учетном приложении системы контроля доступа или системы учета предприятия.
Пропуска на автомобили всех типов целесообразно логически связывать с государственными регистрационными знаками ТС. При проверке прав доступа ТС необходимо осуществлять сверку номера пропуска с номерным знаком автомобиля в зоне досмотра для блокирования возможности передачи пропуска другому автомобилю. Проезд должен разрешаться только в том случае, если номер автомобиля соответствует пропуску. В решении этой задачи нам как раз и пригодится система распознавания государственных регистрационных знаков (номеров) автомобилей.

Рассмотрим алгоритм обслуживания автомобилей. Пусть участок территории транспортного проезда перед преграждающим исполнительным устройством в направлениях проезда является зоной досмотра автомобиля. В зоне досмотра осуществляется визуальный досмотр неподвижного автомобиля и сверка перевозимого груза с сопроводительными документами контролером поста охраны. Зоны проезда автотранспорта оснастим системами видеорегистрации и распознавания государственных номерных знаков автомобилей.
Операции въезда транспортных средств (ТС) на территорию и выезда с территории предприятия отличаются незначительно, поэтому далее будем рассматривать описание технологического процесса в контексте въезда ТС на территорию предприятия, а отличия будут оговариваться отдельно. Исходное состояние проходных – зоны проезда свободны, шлагбаумы закрыты.
Пропуска оформляются заранее в транспортном бюро пропусков (до момента пересечения проходной) и выдаются на руки водителю. При оформлении пропуска регистрируется информация о перемещаемых ТМЦ.
После выполнения всех формальностей:
1. Для автомобилей с постоянными транспортными пропусками.
1.1. Автомобиль подъезжает к зоне проезда и останавливается перед стоп-линией в зоне досмотра. При этом автомобиль перекрывает проезд в направлении въезда, не позволяя проехать другим автомобилям.
1.2. Водитель подносит персональный пропуск к считывающему устройству, при этом обеспечивается регистрация разрешения (или запрета) пересечения КП. Чтение пропуска водителя является событием, определяющим начало цикла обработки автомобиля при пересечении КП.
1.3. Система читает персональный пропуск водителя и данные выданного ему в соответствие транспортного пропуска. Если персональной карте в соответствие не поставлен транспортный пропуск, въезд автомобиля не разрешается.
1.4. Система распознавания государственных номеров автомобилей осуществляет распознавание номера и записывает его с сопутствующей информацией в базу данных (БД) системы в соответствии с обрабатываемым автомобилем. Если номер автомобиля не совпал с номером, привязанным к пропуску (комбинации персональный + транспортный пропуск), операция допуска ТС блокируется до разрешения конфликта: на экран оператора КП выводим соответствующее сообщение (и звуковой сигнал) и предоставляем возможность либо исправить полученный номер (в случае если номер распознан с ошибкой по причине загрязнения или частичного перекрытия номера) и разрешить дальнейшую обработку ТС, либо запретить ее и вернуть ТС за пределы зоны досмотра. Все данные о конфликтной ситуации заносятся в архив системы и доступны сотрудникам службы охраны предприятия для просмотра, в том числе и в оперативном режиме.
1.5. При несовпадении номера автомобиля, полученного от системы распознавания и привязанного к пропуску, контролер КП требует удаления автомобиля из зоны проезда. 1.6. При совпадении номеров начинается этап досмотра ТС – контролер поста охраны производит сверку транспортного пропуска, разрешительных документов на проезд автомобиля, производит досмотр содержимого ТС (если такая операция для данного типа автомобилей предусмотрена режимом предприятия).
1.7. После завершения досмотра контролер поста охраны дает разрешение на проезд автомобиля путем поднесения своего пропуска к считывающему устройству (в системе должны определяться права контролеров, позволяющие прикладыванием пропуска (на том или ином КП) открывать шлагбаум, при этом в системе должна вестись история указанных событий). При поднесении пропуска контролера производится завершение цикла обработки автомобиля, передается команда в СКУД на открытие шлагбаума. Шлагбаум может быть открыт только в случае существующего открытого цикла обработки ТС. Поднесение пропуска контролера охраны к считывателю за пределами цикла обработки не должно приводить к открытию шлагбаума.
1.8. Через заданное время (или по событию проезда автомобиля) шлагбаум закрывается, цикл проезда ТС через КП завершается.
1.9. Вся процедура должна записываться системой видеорегистрации.

2. Для автомобилей с материальными и временными пропусками.
2.1. Автомобиль подъезжает к зоне проезда и останавливается перед стоп-линией в зоне досмотра. При этом автомобиль перекрывает проезд в направлении въезда, не позволяя проехать другим автомобилям.
2.2. Водитель подносит персональный пропуск к считывающему устройству, при этом обеспечивается регистрация разрешения (или запрета) пересечения КП. Чтение пропуска на автомобиль является событием, определяющим начало цикла обработки автомобиля при пересечении КП.
2.3. Система читает персональный пропуск водителя и данные выданного ему в соответствие транспортного пропуска. Если персональной карте в соответствие не поставлен транспортный пропуск, въезд автомобиля не разрешается.
2.4. Система распознавания государственных номеров автомобилей осуществляет распознавание номера и записывает его с сопутствующей информацией в базу данных (БД) системы в соответствии с обрабатываемым автомобилем. Если номер автомобиля не совпал с номером, привязанным к пропуску, операция допуска ТС блокируется до разрешения конфликта: на экран оператора КП выводим соответствующее сообщение (и звуковой сигнал) и предоставляем возможность либо исправить полученный номер (в случае если номер распознан с ошибкой по причине загрязнения или частичного перекрытия номера) и разрешить дальнейшую обработку ТС, либо запретить ее и вернуть ТС за пределы зоны досмотра. Все данные о конфликтной ситуации заносятся в архив системы и доступны сотрудникам службы охраны предприятия для просмотра, в том числе и в оперативном режиме.
2.5. При несовпадении номера автомобиля, полученного от системы распознавания и привязанного к пропуску, контролер КП требует удаления автомобиля из зоны проезда. 2.6. При совпадении номеров начинается этап досмотра ТС.
2.7. Если в транспортном пропуске автомобиля указан перечень перемещаемых ТМЦ, соответствующая информация отображается на дисплее АРМ охраны.
2.8. Охранник подтверждает сведения о провозимых ТМЦ путем ввода/считывания идентификаторов указанного количества ТМЦ, дополнительных материальных пропусков, делает соответствующие пометки в бланках транспортного и материальных пропусков.
2.9. На основании информации на дисплее АРМ охранник производит досмотр автомобиля и груза.
2.10. После завершения досмотра контролер поста охраны дает разрешение на проезд автомобиля путем поднесения своего пропуска к считывающему устройству (в системе должны определяться права контролеров, позволяющие прикладыванием пропуска (на том или ином КП) открывать шлагбаум, при этом в системе должна вестись история указанных событий). При поднесении пропуска контролера производится завершение цикла обработки автомобиля, передается команда в СКУД на открытие шлагбаума. Шлагбаум может быть открыт только в случае существующего открытого цикла обработки ТС. Поднесение пропуска контролера охраны к считывателю за пределами цикла обработки не должно приводить к открытию шлагбаума.
2.11. Через заданное время (или по событию проезда автомобиля) шлагбаум закрывается, цикл проезда ТС через КП завершается.
2.12. Вся процедура должна записываться системой видеорегистрации.

На выезде бланки транспортных и материальных пропусков должны изыматься, отметки в них о перемещении ТМЦ, времени и направлении перемещения должны регистрироваться в системе учета.
Для допуска на территорию ограниченного числа автомобилей (руководство предприятия, патрульные автомобили УБ и т. п.) в системе должна быть организована специализированная группа, автомобили которой будут пропускаться системой без операции досмотра (по предъявлении разрешенного персонального пропуска водителя или по результату распознавания номера автомобиля).
Для допуска на территорию автомобилей аварийно-спасательных служб, «скорой помощи», делегаций (с автомобилями сопровождения), специальных служб или должностных лиц, которым разрешено беспрепятственное перемещение, рекомендую реализовывать специальный режим, который должен активироваться программно (оператором КПП) с обязательным подтверждением открытия шлагбаума картой оператора и фиксацией видеоданных событий проезда. Указанные автомобили допускаются на территорию без оформления разрешительных документов, но с обязательным сопровождением представителем службы охраны предприятия или с принятием соответствующих мер контроля.
Специальный режим должен активироваться авторизованным оператором – контролером контрольно-транспортного поста, например, путем нажатия на экранную кнопку программы АРМ оператора КП соответствующего направления движения в интерфейсе АРМ. После этого контролер выходит в зону проезда и открывает шлагбаум поднесением своей карты к считывающему устройству. При этом шлагбаум должен открываться только для проезда одного автомобиля по одному поднесению карты. Процесс проезда (от момента считывания карты до момента получения команды закрытия шлагбаума) должен записываться видеокамерами обзорного наблюдения.
Деактивация специального режима должна выполняться путем программного выключения режима, например, путем повторного нажатия на указанную экранную кнопку.
Перемещение через транспортные проезды автомобилей с пассажирами (за исключением водителя ТС) должно быть запрещено. Эта норма должна обеспечиваться организационными мерами. Все пассажиры ТС обязаны выйти из автомобиля и пересечь периметр через пешеходную проходную, используя личный пропуск. Такая норма не касается специального режима пересечения транспортного проезда.
Описанный алгоритм обслуживания транспортных средств на проходных предприятий является обобщенным. И тем не менее он подойдет для большинства предприятий.
Если вы пришли к решению реализовывать данный алгоритм на практике и согласовали его с заказчиком, дело за малым: подобрать систему контроля и управления доступом, которая позволит все это сделать.


Внимание! Копирование материалов, размещенных на данном сайте допускается только со ссылкой на ресурс http://www.tzmagazine.ru

Рады сообщить нашим читателям, что теперь нашем сайте работает модуль обратной связи. Нам важна ваша оценка наших публикаций! Также вы можете задавать свои вопросы.Наши авторы обязательно ответят на них.
Ждем ваших оценок, вопросов и комментариев!
Добавить комментарий или задать вопрос

Правила комментирования статей

Версия для печати

Средняя оценка этой статьи: 5  (голосов: 1)
Ваша оценка:

назад
|

Axis представляет сетевой радар для точного обнаружения вторжений в контролируемых зонах
Компания Axis дополняет свой обширный портфель продукции сетевыми радарами. Радарные датчики вторжения не реагируют на многие распространенные сигналы, которые приводят к ложным срабатываниям, и легко устанавливаются и интегрируются в существующие системы.



Новинка от компании IDIS: 5Мп IP-видеокамера DC-T3533HRX
Тенденции развития индустрии IP-видеонаблюдения демонстрируют погоню производителей за увеличением разрешающей способности видеокамер. При этом часто оказывается так, что озвучиваемые цифры в 4, 9, 12 и даже 20 мегапикселей оказываются несопоставимыми с физическими размерами сенсоров, используемых в этих камерах. Поэтому подобные разрешения реализуются лишь на уровне соответствующих цифр в настройках камеры и не приводят к какому-либо улучшению изображения.



IBM меняет представление о передаче и хранении видео. Впервые на All-over-IP 2017!
Сравните ваш взгляд на интеллектуальное видеонаблюдение с мнением руководителей корпорации IBM на 10-м форуме All-over-IP 2017.



Реклама
Подписка на новости
Имя
E-mail
Анти-спам код
Copyright © 2008 —2017 «Технологии защиты».