Журнал ТЗ № 2 2013 | Системы мониторинга и оповещения о ЧС
  бюро находок  
  Где искать        
наши издания
наши анонсы






2013
№ 2
статьи



Журнал ТЗ № 2 2013



Раздел:
Тема: Системы оповещения
Автор: Михаил Левчук, руководитель департамента маркетинга и продаж компании "Аргус-спектр"

Системы мониторинга и оповещения о ЧС

В настоящее время вопрос оснащения объектов системами мониторинга на слуху у всех, кто связан с проектированием, монтажом и обслуживанием пожарной сигнализации. Причиной том – у требования Федерального закона № 123-ФЗ, которые обязывают к 2014 г. иметь подобные системы на целом ряде объектов. В то же время в соответствии с указом президента РФ № 1522 до конца этого года в России должна быть создана комплексная система экстренного оповещения населения о ЧС. О правовых аспектах и технических вопросах создания систем мониторинга и оповещения о ЧС читайте в данной статье.
Для обеспечения безопасности людей в условиях ЧС необходимо решить 2 первоочередные задачи:
1. Мониторинг состояния объектов – передача информации с объектов службам реагирования.
2. Оповещение населения об опасности – передача информации широкому кругу людей.
С одной стороны, эти задачи смежные, так как связаны с передачей информации, которая позволяет обезопасить людей. С другой стороны, эти задачи противоположные, так как отправитель и получатель информации меняются местами. Задумайтесь, насколько было бы логично и экономически эффективно реализовать функции мониторинга и оповещения на базе единой системы.

Нормативно-правовая база
Мониторинг
Идея пожарного мониторинга существует уже давно. ППБ 01-03, который уже не действует, гласил: «39. Организации с массовым пребыванием людей, а также потенциально опасные в пожарном отношении предприятия нефтепереработки, деревообработки, химической промышленности и др. необходимо обеспечивать прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи населенных пунктов».
Впоследствии возникла идея замены «прямой телефонной связи» на автоматическую систему передачи извещений. В настоящее время найти в нормативных документах определение термина «системы передачи извещений» проблематично. При этом целый ряд документов требует применения подобных систем для различных категорий объектов.
1. СП 5.13130.2009 (Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования) с учетом Изменения № 1.
«На объектах класса функциональной опасности Ф 1.1 и Ф 4.1 извещения о пожаре должны передаваться в подразделения пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме без участия персонала объектов и любых организаций, транслирующих эти сигналы».
«При отсутствии на объекте персонала, ведущего круглосуточное дежурство, извещения о пожаре должны передаваться в подразделения пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме».
На других объектах аналогичное требование является рекомендуемым.
2. СНиП 31-06-2009 (ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ)
«Здания дошкольных образовательных учреждений, школ, домов-интернатов для инвалидов и престарелых, домов для детей-инвалидов должны быть оборудованы каналом передачи информации автоматической пожарной сигнализации в пожарную часть».
3. 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», статья 83.
«7. Системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 – с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации» (вступает в силу c 13.07.2014).
Под указанные объекты попадают следующие категории:
Ф1.1 – здания детских дошкольных образовательных учреждений, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений;
Ф1.2 – гостиницы, общежития, спальные корпуса санаториев и домов отдыха общего типа, кемпингов, мотелей и пансионатов;
Ф4.1 – здания общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений дополнительного образования детей, образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования;
Ф4.2 – здания образовательных учреждений высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов.

Перечисленные выше документы обязывают передавать сигналы в подразделения пожарной охраны или пожарную часть. Соответственно, в подразделениях пожарной охраны необходимо обеспечить прием этой информации с помощью пультового оборудования. Сложно себе представить, чтобы собственники какого-либо объекта самостоятельно занимались установкой пультового оборудования за свой счет. Поэтому собственник вынужден использовать тот тип объектового оборудования, ответная часть которого (пультовая) уже принята на снабжение и установлена в подразделениях пожарной охраны.

Оповещение
13 ноября 2012 г. президент России Владимир Путин подписал указ № 1522 «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций».
Комплексная система экстренного оповещения населения должна обеспечить своевременное и гарантированное доведение до каждого человека достоверной информации о ЧС и способах защиты в такой ситуации. Правительству поручено создать такую систему до 1 января 2014 г.
Необходимость такого указа обусловлена недавними чрезвычайными событиями в различных регионах России, включая наводнение в Крымске. А ведь еще были чернобыльская катастрофа, техногенные аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, утечка брома на железнодорожном вокзале Челябинска и др.
Важность вопроса защиты жителей в окрестностях потенциально опасных районов подчеркивается наличием отдельного Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Первоочередной задачей по спасению людей из зоны ЧС является их эвакуация, которая может быть решена только при своевременном оповещении о возможной угрозе.

Закон вводит понятие «Специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей». Средства массовой информации, sms-рассылки также могут использоваться, но в качестве дополнительных средств. Однако на практике эти способы оповещения не работают, особенно если катастрофа происходит в ночное время.
В условиях развивающейся аварии наиболее эффективными являются специализированные средства, такие как сирены, речевые уличные громкоговорители, табло «Бегущая строка», видеотерминалы. К сожалению, многие используемые на данный момент системы и комплексы морально и технически устарели и не соответствуют современным требованиям.

Линии связи
Для выбора линий связи между компонентами систем мониторинга и оповещения необходимо учитывать типы объектов и их территориальное распределение в населенном пункте.
Поскольку к объектам, которые должны быть оборудованы системами пожарного мониторинга, относятся школы, больницы, дома престарелых, гостиницы, санатории и др., то становится очевидным, что в крупном населенным пункте такие учреждения разнесены по большой территории.
Самое важное требование, которое предъявляется к линиям связи подобной распределенной системы, – их надежность. Для систем пожарного мониторинга, когда произошел пожар на конкретном объекте, воздействие на такие линии связи минимально. Но для систем оповещения ситуация обратная – подвергнуться разрушительному воздействию может большая территория или целый населенный пункт.
Для локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов определены необходимые зоны действия:
• для ядерно и радиационно опасных объектов – в радиусе 5 км от объекта;
• для химически опасных объектов – в радиусе 2,5 км от объекта;
• для гидротехнических объектов – в радиусе 6 км от объекта.
Основная часть локальной системы оповещения располагается непосредственно на потенциально опасном объекте и должна выполнить свою задачу в случае чрезвычайной ситуации на самом объекте. При этом управление локальной системой оповещения осуществляется с самого опасного объекта. Авария, опасное природное явление, катастрофа, стихийное бедствие не должны повлиять на систему оповещения, что предъявляет повышенные требования к отказоустойчивости таких систем и их надежности.

Таким образом, проблема линий связи выходит на первое место не только с точки зрения трудоемкости, временных и денежных затрат, но и с точки зрения надежности их работы в случае ЧС. От линий связи требуется не столько скорость передачи данных, как надежность.

Проводные системы
Надежность проводных коммутируемых линии связи (например, телефонной сети) в случае ЧС вызывает большие сомнения.
Во-первых, они могут быть повреждены. Одиночный разрыв линии связи выводит часть системы из строя. Многосвязные проводные системы если и применяются, то это уже опять сети интернет-провайдеров. А гарантировать работу интернет-каналов связи и работу коммутационного оборудования в чрезвычайной ситуации практически невозможно.
Кроме того, такие сети во время ЧС будут просто перегружены.
Говорить можно только о выделенных сетях. Использовать выделенные линии только для целей мониторинга и оповещения как для бюджетных, так и коммерческих объектов достаточно накладно. За свои деньги всегда хочется получить что-то еще, да чтобы осязаемое. В данном случае наиболее логичным будет использовать такие каналы связи еще и для целей доступа в интернет. Но тогда возникает зависимость от провайдера. А в законе сказано: «без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации».

Мобильная связь
Как показывает практика, открытые каналы связи не работают в условиях чрезвычайной ситуации. Например, после взрывов на станции метро «Лубянка» 29 марта 2010 г. GSM-сеть оставалась недоступной для звонков и передачи данных в течение 3 часов после теракта.

Радиоканал на общедоступных частотах
Общедоступность и возможность свободного использования частоты имеет свои плюсы и минусы. К плюсам можно отнести возможность его бесплатного использования. Минусы – возможная загрузка данного диапазона. Нельзя забывать, что для всех разрешенных для свободного использования частот накладывается ограничение на максимальную излучаемую мощность (единицы – десятки мВт), а это уже ограничение на дальность.
«Размазанность» по территории города объектов, которые подлежат мониторингу, является хорошей основой для создания сети ретрансляции. Но необходимо учитывать, что большинство этих объектов имеют малую этажность, а в районах новостроек они окружены протяженными многоэтажками. То есть дальность будет сильно ограничена. Работоспособность такой сети (наличие хотя бы 1 связи между объектами) даже в дежурном режиме может оказаться под вопросом, что уж тут говорить про «многосвязность».

Выделенный радиоканал
Радиоканал является менее затратным по сравнению с проводными аналогами. Важным преимуществом является возможность организации многосвязных, а значит, еще более надежных систем. Это определяется возможностью автоматически изменять маршрут доставки сообщений при выходе промежуточных узлов из строя, т. е. динамическая маршрутизация (как в интернет-сетях).
Причем «многосвязность» реализуется с минимальными материальными затратами – на уровне «железа» с двухсторонней связью, а не прокладкой множества дублирующих кабельных линий.
Добавим к этому независимость такого радиоканала от операторов связи и возможность реально отказаться от «участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации», как того требуют закон и другие нормативные документы по пожарной безопасности.

Применение именного выделенного радиоканала позволяет минимизировать влияние других внешних источников, а также использовать приемопередатчики мощностью до нескольких Вт. Это позволяет повысить дальность связи в разы и обеспечить реальную «многосвязность» даже в условиях городской застройки. В том числе и по этим причинам именно выделенный радиоканал выбран в качестве основного в «Концепции построения комплексной радиоканальной системы адресного мониторинга безопасности объектов», утвержденной МЧС России.

Интеграция систем оповещения
Совместный приказ МЧС (№ 422), Минкомсвязи (№ 90) и Минкультуры России (№ 376) от 25.07.2006 «Об утверждении положения о системах оповещения населения» определяет 5 уровней системы оповещения:
• федеральный – федеральная система оповещения (на всей территории России);
• межрегиональный – межрегиональная система оповещения (на территории федерального округа);
• региональный – региональная система оповещения (на территории субъекта РФ);
• муниципальный – местная система оповещения (на территории муниципального образования);
• объектовый – локальная система оповещения ЛСО (в районе размещения потенциально опасного объекта).

Обязательным требованием является программное и техническое сопряжение систем оповещения всех уровней. Это делает, например, локальные системы оповещения кирпичиками, из которых выстраивается система оповещения муниципального уровня и т. д.
На практике это означает возможность трансляции сигналов из системы с более высокого уровня вниз. Например, с муниципального уровня на объектовый и далее интеграция с СОУЭ (Системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре) объекта в зоне действия ЛСО. Для системы оповещения – это требование к возможности ее масштабирования и интеграции, что должно быть предусмотрено еще на этапе ее создания.

Оповещение + мониторинг
Задачи систем оповещения и СПИ зеркальны – в СПИ информация собирается с большого количества объектов и передается в единую дежурно-диспетчерскую службу (ЕДДС), в системах оповещения же все наоборот – информация из единого центра распределяется к конечным устройствам оповещения. Объединение функционала систем оповещения и СПИ позволит обеспечить более эффективное использование радиочастотного ресурса.
Использование двустороннего радиоканала, когда каждое устройство в системе имеет приемник и передатчик, позволяет уже сейчас интегрировать между собой эти системы. Объединение двух таких систем в единую позволяет увеличить число станций (они же ретрансляторы) в рамках единой системы. А это ведет к увеличению плотности покрытия территории, числа возможных связей многосвязной системы, а, следовательно, и к увеличению надежности системы.

Выводы
В последнее время особенно остро встал вопрос обеспечения безопасности населения как при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, так и с точки зрения пожарной безопасности объектов.
Никто не отменяет необходимость различных организационных мероприятий, но этого уже явно недостаточно. Сегодня уже не обойтись без технических средств, в которых использованы современные технологии и достижения.
Системы автоматического мониторинга и оповещения на практике доказали свою эффективность. Такие специализированные системы дают людям реальный шанс спастись или быть спасенным.
Применение современных систем оповещения на промышленных объектах, в торговых, гостиничных комплексах и других зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей обеспечит значительное сокращение времени эвакуации и позволит спасти жизни. Это время особенно важно, если мы говорим об объектах, быстрая эвакуация из которых затруднена, – дома престарелых, больницы, школы, детские сады.
С технической точки зрения одним из самых эффективных решений является построение таких систем на базе радиоканального оборудования. Динамическая маршрутизация в радиосистеме позволяет добиться максимальной надежности, скорости развертывания и гибкости системы. Отсутствие проводных линий связи не только обеспечивает значительную экономию при инсталляции системы, но и позволяет легко изменять ее конфигурацию и наращивать систему.


Внимание! Копирование материалов, размещенных на данном сайте допускается только со ссылкой на ресурс http://www.tzmagazine.ru

Рады сообщить нашим читателям, что теперь нашем сайте работает модуль обратной связи. Нам важна ваша оценка наших публикаций! Также вы можете задавать свои вопросы.Наши авторы обязательно ответят на них.
Ждем ваших оценок, вопросов и комментариев!
Добавить комментарий или задать вопрос

Правила комментирования статей

Версия для печати

Средняя оценка этой статьи: 0  (голосов: 0)
Ваша оценка:

назад
|

Axis представляет сетевой радар для точного обнаружения вторжений в контролируемых зонах
Компания Axis дополняет свой обширный портфель продукции сетевыми радарами. Радарные датчики вторжения не реагируют на многие распространенные сигналы, которые приводят к ложным срабатываниям, и легко устанавливаются и интегрируются в существующие системы.



Новинка от компании IDIS: 5Мп IP-видеокамера DC-T3533HRX
Тенденции развития индустрии IP-видеонаблюдения демонстрируют погоню производителей за увеличением разрешающей способности видеокамер. При этом часто оказывается так, что озвучиваемые цифры в 4, 9, 12 и даже 20 мегапикселей оказываются несопоставимыми с физическими размерами сенсоров, используемых в этих камерах. Поэтому подобные разрешения реализуются лишь на уровне соответствующих цифр в настройках камеры и не приводят к какому-либо улучшению изображения.



IBM меняет представление о передаче и хранении видео. Впервые на All-over-IP 2017!
Сравните ваш взгляд на интеллектуальное видеонаблюдение с мнением руководителей корпорации IBM на 10-м форуме All-over-IP 2017.



Реклама
Подписка на новости
Имя
E-mail
Анти-спам код
Copyright © 2008 —2017 «Технологии защиты».