Автор: Михаил Левчук, руководитель департамента маркетинга и продаж компании "Аргус-спектр"

Системы мониторинга и оповещения о ЧС

В настоящее время вопрос оснащения объектов системами мониторинга на слуху у всех, кто связан с проектированием, монтажом и обслуживанием пожарной сигнализации. Причиной том – у требования Федерального закона № 123-ФЗ, которые обязывают к 2014 г. иметь подобные системы на целом ряде объектов. В то же время в соответствии с указом президента РФ № 1522 до конца этого года в России должна быть создана комплексная система экстренного оповещения населения о ЧС. О правовых аспектах и технических вопросах создания систем мониторинга и оповещения о ЧС читайте в данной статье.
Для обеспечения безопасности людей в условиях ЧС необходимо решить 2 первоочередные задачи:
1. Мониторинг состояния объектов – передача информации с объектов службам реагирования.
2. Оповещение населения об опасности – передача информации широкому кругу людей.
С одной стороны, эти задачи смежные, так как связаны с передачей информации, которая позволяет обезопасить людей. С другой стороны, эти задачи противоположные, так как отправитель и получатель информации меняются местами. Задумайтесь, насколько было бы логично и экономически эффективно реализовать функции мониторинга и оповещения на базе единой системы.

Нормативно-правовая база
Мониторинг
Идея пожарного мониторинга существует уже давно. ППБ 01-03, который уже не действует, гласил: «39. Организации с массовым пребыванием людей, а также потенциально опасные в пожарном отношении предприятия нефтепереработки, деревообработки, химической промышленности и др. необходимо обеспечивать прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи населенных пунктов».
Впоследствии возникла идея замены «прямой телефонной связи» на автоматическую систему передачи извещений. В настоящее время найти в нормативных документах определение термина «системы передачи извещений» проблематично. При этом целый ряд документов требует применения подобных систем для различных категорий объектов.
1. СП 5.13130.2009 (Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования) с учетом Изменения № 1.
«На объектах класса функциональной опасности Ф 1.1 и Ф 4.1 извещения о пожаре должны передаваться в подразделения пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме без участия персонала объектов и любых организаций, транслирующих эти сигналы».
«При отсутствии на объекте персонала, ведущего круглосуточное дежурство, извещения о пожаре должны передаваться в подразделения пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме».
На других объектах аналогичное требование является рекомендуемым.
2. СНиП 31-06-2009 (ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ)
«Здания дошкольных образовательных учреждений, школ, домов-интернатов для инвалидов и престарелых, домов для детей-инвалидов должны быть оборудованы каналом передачи информации автоматической пожарной сигнализации в пожарную часть».
3. 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», статья 83.
«7. Системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 – с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации» (вступает в силу c 13.07.2014).
Под указанные объекты попадают следующие категории:
Ф1.1 – здания детских дошкольных образовательных учреждений, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений;
Ф1.2 – гостиницы, общежития, спальные корпуса санаториев и домов отдыха общего типа, кемпингов, мотелей и пансионатов;
Ф4.1 – здания общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений дополнительного образования детей, образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования;
Ф4.2 – здания образовательных учреждений высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов.

Перечисленные выше документы обязывают передавать сигналы в подразделения пожарной охраны или пожарную часть. Соответственно, в подразделениях пожарной охраны необходимо обеспечить прием этой информации с помощью пультового оборудования. Сложно себе представить, чтобы собственники какого-либо объекта самостоятельно занимались установкой пультового оборудования за свой счет. Поэтому собственник вынужден использовать тот тип объектового оборудования, ответная часть которого (пультовая) уже принята на снабжение и установлена в подразделениях пожарной охраны.

Оповещение
13 ноября 2012 г. президент России Владимир Путин подписал указ № 1522 «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций».
Комплексная система экстренного оповещения населения должна обеспечить своевременное и гарантированное доведение до каждого человека достоверной информации о ЧС и способах защиты в такой ситуации. Правительству поручено создать такую систему до 1 января 2014 г.
Необходимость такого указа обусловлена недавними чрезвычайными событиями в различных регионах России, включая наводнение в Крымске. А ведь еще были чернобыльская катастрофа, техногенные аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, утечка брома на железнодорожном вокзале Челябинска и др.
Важность вопроса защиты жителей в окрестностях потенциально опасных районов подчеркивается наличием отдельного Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Первоочередной задачей по спасению людей из зоны ЧС является их эвакуация, которая может быть решена только при своевременном оповещении о возможной угрозе.

Закон вводит понятие «Специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей». Средства массовой информации, sms-рассылки также могут использоваться, но в качестве дополнительных средств. Однако на практике эти способы оповещения не работают, особенно если катастрофа происходит в ночное время.
В условиях развивающейся аварии наиболее эффективными являются специализированные средства, такие как сирены, речевые уличные громкоговорители, табло «Бегущая строка», видеотерминалы. К сожалению, многие используемые на данный момент системы и комплексы морально и технически устарели и не соответствуют современным требованиям.

Линии связи
Для выбора линий связи между компонентами систем мониторинга и оповещения необходимо учитывать типы объектов и их территориальное распределение в населенном пункте.
Поскольку к объектам, которые должны быть оборудованы системами пожарного мониторинга, относятся школы, больницы, дома престарелых, гостиницы, санатории и др., то становится очевидным, что в крупном населенным пункте такие учреждения разнесены по большой территории.
Самое важное требование, которое предъявляется к линиям связи подобной распределенной системы, – их надежность. Для систем пожарного мониторинга, когда произошел пожар на конкретном объекте, воздействие на такие линии связи минимально. Но для систем оповещения ситуация обратная – подвергнуться разрушительному воздействию может большая территория или целый населенный пункт.
Для локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов определены необходимые зоны действия:
• для ядерно и радиационно опасных объектов – в радиусе 5 км от объекта;
• для химически опасных объектов – в радиусе 2,5 км от объекта;
• для гидротехнических объектов – в радиусе 6 км от объекта.
Основная часть локальной системы оповещения располагается непосредственно на потенциально опасном объекте и должна выполнить свою задачу в случае чрезвычайной ситуации на самом объекте. При этом управление локальной системой оповещения осуществляется с самого опасного объекта. Авария, опасное природное явление, катастрофа, стихийное бедствие не должны повлиять на систему оповещения, что предъявляет повышенные требования к отказоустойчивости таких систем и их надежности.

Таким образом, проблема линий связи выходит на первое место не только с точки зрения трудоемкости, временных и денежных затрат, но и с точки зрения надежности их работы в случае ЧС. От линий связи требуется не столько скорость передачи данных, как надежность.

Проводные системы
Надежность проводных коммутируемых линии связи (например, телефонной сети) в случае ЧС вызывает большие сомнения.
Во-первых, они могут быть повреждены. Одиночный разрыв линии связи выводит часть системы из строя. Многосвязные проводные системы если и применяются, то это уже опять сети интернет-провайдеров. А гарантировать работу интернет-каналов связи и работу коммутационного оборудования в чрезвычайной ситуации практически невозможно.
Кроме того, такие сети во время ЧС будут просто перегружены.
Говорить можно только о выделенных сетях. Использовать выделенные линии только для целей мониторинга и оповещения как для бюджетных, так и коммерческих объектов достаточно накладно. За свои деньги всегда хочется получить что-то еще, да чтобы осязаемое. В данном случае наиболее логичным будет использовать такие каналы связи еще и для целей доступа в интернет. Но тогда возникает зависимость от провайдера. А в законе сказано: «без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации».

Мобильная связь
Как показывает практика, открытые каналы связи не работают в условиях чрезвычайной ситуации. Например, после взрывов на станции метро «Лубянка» 29 марта 2010 г. GSM-сеть оставалась недоступной для звонков и передачи данных в течение 3 часов после теракта.

Радиоканал на общедоступных частотах
Общедоступность и возможность свободного использования частоты имеет свои плюсы и минусы. К плюсам можно отнести возможность его бесплатного использования. Минусы – возможная загрузка данного диапазона. Нельзя забывать, что для всех разрешенных для свободного использования частот накладывается ограничение на максимальную излучаемую мощность (единицы – десятки мВт), а это уже ограничение на дальность.
«Размазанность» по территории города объектов, которые подлежат мониторингу, является хорошей основой для создания сети ретрансляции. Но необходимо учитывать, что большинство этих объектов имеют малую этажность, а в районах новостроек они окружены протяженными многоэтажками. То есть дальность будет сильно ограничена. Работоспособность такой сети (наличие хотя бы 1 связи между объектами) даже в дежурном режиме может оказаться под вопросом, что уж тут говорить про «многосвязность».

Выделенный радиоканал
Радиоканал является менее затратным по сравнению с проводными аналогами. Важным преимуществом является возможность организации многосвязных, а значит, еще более надежных систем. Это определяется возможностью автоматически изменять маршрут доставки сообщений при выходе промежуточных узлов из строя, т. е. динамическая маршрутизация (как в интернет-сетях).
Причем «многосвязность» реализуется с минимальными материальными затратами – на уровне «железа» с двухсторонней связью, а не прокладкой множества дублирующих кабельных линий.
Добавим к этому независимость такого радиоканала от операторов связи и возможность реально отказаться от «участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации», как того требуют закон и другие нормативные документы по пожарной безопасности.

Применение именного выделенного радиоканала позволяет минимизировать влияние других внешних источников, а также использовать приемопередатчики мощностью до нескольких Вт. Это позволяет повысить дальность связи в разы и обеспечить реальную «многосвязность» даже в условиях городской застройки. В том числе и по этим причинам именно выделенный радиоканал выбран в качестве основного в «Концепции построения комплексной радиоканальной системы адресного мониторинга безопасности объектов», утвержденной МЧС России.

Интеграция систем оповещения
Совместный приказ МЧС (№ 422), Минкомсвязи (№ 90) и Минкультуры России (№ 376) от 25.07.2006 «Об утверждении положения о системах оповещения населения» определяет 5 уровней системы оповещения:
• федеральный – федеральная система оповещения (на всей территории России);
• межрегиональный – межрегиональная система оповещения (на территории федерального округа);
• региональный – региональная система оповещения (на территории субъекта РФ);
• муниципальный – местная система оповещения (на территории муниципального образования);
• объектовый – локальная система оповещения ЛСО (в районе размещения потенциально опасного объекта).

Обязательным требованием является программное и техническое сопряжение систем оповещения всех уровней. Это делает, например, локальные системы оповещения кирпичиками, из которых выстраивается система оповещения муниципального уровня и т. д.
На практике это означает возможность трансляции сигналов из системы с более высокого уровня вниз. Например, с муниципального уровня на объектовый и далее интеграция с СОУЭ (Системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре) объекта в зоне действия ЛСО. Для системы оповещения – это требование к возможности ее масштабирования и интеграции, что должно быть предусмотрено еще на этапе ее создания.

Оповещение + мониторинг
Задачи систем оповещения и СПИ зеркальны – в СПИ информация собирается с большого количества объектов и передается в единую дежурно-диспетчерскую службу (ЕДДС), в системах оповещения же все наоборот – информация из единого центра распределяется к конечным устройствам оповещения. Объединение функционала систем оповещения и СПИ позволит обеспечить более эффективное использование радиочастотного ресурса.
Использование двустороннего радиоканала, когда каждое устройство в системе имеет приемник и передатчик, позволяет уже сейчас интегрировать между собой эти системы. Объединение двух таких систем в единую позволяет увеличить число станций (они же ретрансляторы) в рамках единой системы. А это ведет к увеличению плотности покрытия территории, числа возможных связей многосвязной системы, а, следовательно, и к увеличению надежности системы.

Выводы
В последнее время особенно остро встал вопрос обеспечения безопасности населения как при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, так и с точки зрения пожарной безопасности объектов.
Никто не отменяет необходимость различных организационных мероприятий, но этого уже явно недостаточно. Сегодня уже не обойтись без технических средств, в которых использованы современные технологии и достижения.
Системы автоматического мониторинга и оповещения на практике доказали свою эффективность. Такие специализированные системы дают людям реальный шанс спастись или быть спасенным.
Применение современных систем оповещения на промышленных объектах, в торговых, гостиничных комплексах и других зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей обеспечит значительное сокращение времени эвакуации и позволит спасти жизни. Это время особенно важно, если мы говорим об объектах, быстрая эвакуация из которых затруднена, – дома престарелых, больницы, школы, детские сады.
С технической точки зрения одним из самых эффективных решений является построение таких систем на базе радиоканального оборудования. Динамическая маршрутизация в радиосистеме позволяет добиться максимальной надежности, скорости развертывания и гибкости системы. Отсутствие проводных линий связи не только обеспечивает значительную экономию при инсталляции системы, но и позволяет легко изменять ее конфигурацию и наращивать систему.



Внимание! Копирование материалов, размещенных на данном сайте допускается только со ссылкой на ресурс http://www.tzmagazine.ru