Автор: Алексей БАРЫБИН, эксперт

Системы регистрации посетителей

Как много в этой фразе. Пока еще большинство участников рынка безопасности не знакомы близко с таким понятием, хотя наверняка уже слышали. Более того, сами сталкивались с некоторыми их вариантами в отделениях Сбербанка или других организациях.
На самом деле этой фразой называется очень много очень разных по назначению систем. Терминология пока не очень устоялась. Я опишу, что вообще бывает, а вы уж сами разбирайтесь, что вам нужно.


Во-первых, иногда так называют системы, для которых в последние годы более применимо название «электронная очередь». Это те самые талончики, появившиеся в последнее время во всех банках, даже в Сбербанке, и даже в таких организациях, как ФМС. Вы приходите, нажимаете на одну из кнопок – «цель прихода», получаете талончик с номерком и ждете, пока над дверью (столом) сотрудника организации загорится ваш номер. Целью таких систем является облегчение моральных страданий людей в очереди (не надо толпиться и нервничать, кто там без очереди лезет) и заодно учет работы сотрудников – система запоминает, кто из сотрудников, сколько и каких номерков из очереди вызвал. Прямого отношения к системам безопасности такая «электронная очередь» не имеет, хотя у нее есть функция учета количества людей.
Вообще-то, в Европе учет количества людей на объекте – обязательное требование к объектам с массовым пребыванием посетителей. Торговые центры, театры, музеи – в случае пожара или иного ЧП спасатели должны знать, сколько людей в здании. Наиболее популярны для этого счетчики входящих/выходящих на основе обычных ИК-лучей или (для очень большого потока людей) на основе компьютерного анализа изображения установленной над входом видеокамеры. Кстати, по мере проникновения в повседневную жизнь такого понятия, как расчет пожарного риска, в нашей стране также появляется необходимость в таких системах. Некоторые здания по общим среднеутвержденным нормативам не вполне удовлетворяют требованиям по времени эвакуации, поэтому там в качестве компенсирующих мероприятий может оказаться необходимость организовать ограничение количества посетителей, а значит, их подсчет. Порой это формальность, если, скажем, в автосалоне премиум-класса расчет эвакуации проведен исходя из нормативных 1 человек на 3 кв. м (а по факту там больше 1 человека на 3000 кв. м никогда не случается). Итак, второй тип систем учета посетителей называется обычно «счетчик посетителей».
Теперь перейдем к самым распространенным «системам», в которых нет никакой электроники. Это журнал учета посетителей. В каждом сдаваемом в аренду под офисы здании обязательно на входе сидит охранник и всех входящих записывает в потрепанный гроссбух. Я без юмора назвал это «системой». В тех странах, которые были вполне рыночными до массового распространения электроники, действительно существует и поныне огромное количество разнообразных именно систем для бумажного учета посетителей (и у нас нередко можно встретить некоторые их элементы). Это специальные бланки, часто с самокопирующимися отрывными листочками (они выдаются посетителю как пропуск), нередко листочки разноцветные, чтобы сразу было видно, кто куда идет. Цвет может ежедневно меняться, чтобы люди не ходили неделю с позавчерашним пропуском. Или на пропуске может под действием солнечного света постепенно проявляться надпись «не действителен». Еще на этих листочках может быть напечатан маршрут по коридорам, чтобы не заблудиться. Листочки иногда могут иметь еще один отрывной корешок для встречного учета в принимающей организации и в общей охране здания. Цель такой системы – хотя бы частично ограничить бесконтрольное блуждание посетителей по зданию, ну и, конечно, дать информацию для следствия в случае чего.

В век электроники, когда микросхемы, сделанные из песка (кремния) дешевеют, уменьшаются в размерах, увеличиваются в объемах памяти и ускоряются вдвое каждые несколько лет, конечно, журналы посетителей также стали электронно-компьютерные. Собственно, именно такие системы правильно называть электронными системами регистрации посетителей. Надо отметить, что такие аналоги бумажных журналов посетителей иногда ведутся в произвольной программе, например, Excel. Есть и специализированные программы, стоимостью начиная от тысячи рублей и до многих тысяч долларов. В максимально наполненном функциональном составе такие системы могут одновременно регистрировать образец голоса посетителя, отвечающего на вопросы оператора программы, фотографировать посетителя, сканировать паспорт, разбирать его на отдельные поля и заносить в базу данных. Собственно, регистрация на этом заканчивается. Следует, правда, оговориться, что на многих объектах доступ не совсем свободный – посетитель должен быть не просто зарегистрирован, его право доступа должно быть подтверждено кем-то на предприятии. Часто это организационно имеет форму заявки на пропуск, которую должен заранее заполнить сотрудник принимающей организации. В электронной системе, разумеется, заявки также должны быть электронными (увы, часто это не так). В хорошей электронной системе заявки могут подаваться не только через рабочее место системы, но и через веб-интерфейс, чтобы любой имеющий право подачи заявки мог это сделать, даже находясь в командировке, на встрече с партнерами, или вечером, после конца рабочего времени. Хорошо проработанные системы поддерживают различные настраиваемые процедуры, так что заявка, подаваемая сотрудниками категории 3, должна быть утверждена сотрудником категории 2, причем для прохода в разные помещения (разные организации-субарендаторы) заявки заполняются, разумеется, разными ответственными сотрудниками. Дополнительно все заявки могут фильтроваться через черные списки, в которые не только вносятся лица из федерального розыска МВД, но и те, кто ранее имел какие-то неприятности с охраной этого объекта. Должен отметить, что таких систем есть множество импортных, некоторые из них вполне успешно адаптированы к русскому языку, есть и несколько вполне качественных систем отечественной разработки, специализированных именно для учета посетителей.
В реальности «чистые» системы регистрации встречаются редко. Как правило, они имеют еще и некоторый дополнительный функционал СКУД (системы контроля и управления доступом) или взаимодействуют с внешними системами СКУД. Хорошо известным частным случаем такой системы «почти СКУД» является система регистрации посетителей на выставке. После заполнения анкеты система распечатывает пропуск, из экономических соображений это обычно бумажный бэдж со штрих-кодом. По этому пропуску вы можете проходить на выставку (или иное мероприятие) в течение дня или в течение всего времени проведения мероприятия. Помимо того что организаторы получают базу данных потенциальных посетителей следующей выставки, информацию о наиболее посещаемых залах (мероприятиях) выставки, дополнительно участники выставки могут одним сканированием бэджа получить себе сразу все данные посетителя. Помимо публичных мероприятий, аналогичные бумажные «карты доступа» нередко применяются и в организациях с массовым потоком посетителей, где экономически нецелесообразно выдавать всем настоящие электронные карты. В таком случае считыватели в местах, доступных для посетителей, приходится дублировать – обычный считыватель для постоянных сотрудников и считыватель штрих-кода для посетителей. Или иначе при оформлении карты сотрудника на ней печатается также и штрих-код для доступа через считыватели штрих-кода.


Основная масса электронных систем регистрации посетителей является составными частями систем контроля доступа. Они ориентированы на организации с относительно небольшим потоком посетителей, в которых посетителям проще выдать такую же карту, как и постоянным сотрудникам. Конечно, на выходе карты надо отобрать, для чего устанавливается специальный считыватель – коллектор карт. Настройки полномочий доступа делаются такие, чтобы посетитель не мог выйти через обычный выход, а только через тот турникет, на котором в качестве считывателя установлен ящик сбора карт. Следует отметить, что такие подсистемы в составе программных комплексов управления доступом, как правило, имеют очень примитивный функционал, далеко не достигающий перечисленный в предыдущем абзаце. Даже если и есть отдельное программное рабочее место оформления разовых пропусков, оно мало чем отличается от рабочего места основного бюро пропусков (например, может быть просто заблокировано поле выбора уровня доступа для выдаваемой карты, таким образом, все карты выдаются с уровнем доступа «посетитель»). Впрочем, именно из таких подсистем впоследствии выросли некоторые отечественные весьма функциональные системы учета посетителей, ныне способные работать самостоятельно или интегрироваться с различными сторонними системами СКУД по требованию заказчика.
В заключение упомяну еще про несколько видов систем регистрации посетителей. Одна из них – это система голосования, применяемая в телевизионных шоу с голосованием зрителей или на крупных конференциях, заседаниях. Зрителям (участникам конференции) в зале раздаются инфракрасные пульты, когда все расселись, они регистрируются, нажав на кнопку на пульте, а по ходу мероприятия голосуют, нажав на кнопки «да» или «нет». Аналогичные системы стоят, например, в Госдуме. Это тоже частный случай «мероприятия с голосованием», правда, в отличие от случая со зрителями ток-шоу, тут принимаются несколько более серьезные усилия по защите от голосования за другого человека. Впрочем, как показывают телетрансляции из Госдумы, усилия эти явно не достигли цели.
Наконец, нельзя не упомянуть, что если вы попытаетесь найти систему регистрации посетителей с помощью Google или «Яндекса», то большая часть найденных ссылок приведет на различные системы регистрации посетителей веб-сайтов. Ведь любой форум или интернет-магазин неизбежно регистрирует всех посетителей – логин/пароль и т. д. И конечно, есть множество стандартных программных средств для организации такой регистрации. Так что лучше ищите «программы оформления пропусков посетителей» или что-то подобное.



Внимание! Копирование материалов, размещенных на данном сайте допускается только со ссылкой на ресурс http://www.tzmagazine.ru