Автор: Дмитрий ФИЛИППОВ, главный специалист компании "Hi Tech security"

Обучение операторов видеонаблюдения: проблемы и рекомендации

Изменение характера современных угроз, среди которых теперь значительную часть составляют угрозы террористического характера, возросшая степень организованности, оснащения и квалификации преступных и террористических групп ставят перед разработчиками систем безопасности задачи немедленного реагирования на попытки их реализации. В решении этих задач не последнюю роль играет подготовка операторов.

Современные интегрированные комплексы систем физической защиты (ИК СФЗ) следует рассматривать как человекомашинные системы (man-machine system,) или эргасистемы, т. е. системы, состоящие из людей и техники, причем все элементы такой системы (и человек, и машина) взаимно дополняют друг друга, используя преимущества и того и другого в условиях динамически изменяющейся внешней среды, реализуя тем самым основное свойство системы – синергетический эффект [1]. Человек-оператор, работающий в режиме управляющего объекта и выполняющий одну или несколько его функций (прием и оценка информации, принятие решения и действия, направленные на его исполнение и контроль) в эргасистеме, обеспечивает ее нормальную работу.
В структурном аспекте ИК СФЗ относится к системам административно-организационного управления, а в более узком, функциональном, смысле ИК СФЗ относится к автоматизированным системам управления сложными динамическими объектами (АСУ СДО) (Computer control system of complex dynamic objects), функционирование, развитие и само существование которых как единого целого определяется информационными процессами, такими как контроль, оценивание, техническое диагностирование, распознавание образов, принятие решения, идентификация, информационное сопровождение, организационно-административное и технологическое управление, координация и др.
Как известно, ключевой принцип противодействия угрозам заключается в том, что обнаружение тревожного события не будет полным без его оценки. Для этого предназначена прежде всего система охранная телевизионная, работающая в составе системы ИК СФЗ. До тех пор пока оператор не осознал увиденную картину и не смог словами назвать то, что увидел, задачу системы телевизионного наблюдения нельзя считать выполненной. Решение оператором зрительной задачи [2] является решением оперативной задачи по защите объекта. Отсюда следует особое значение четкости работы оператора и качества его подготовки.
Но фактически оператор вынужден выполнять гораздо более широкий круг задач. За время развития отрасли технических систем охраны сложилась практика объединения всех функций потребителя видеоинформации в лице оператора. В его обязанности входит просмотр архива для поиска и подтверждения фактов нарушения режима, поддержка действий охраны по задержанию нарушителя, оценка послетревожной ситуации и другие задачи, вовсе не относящиеся к основному предназначению оператора – реагированию на тревожные события в реальном масштабе времени. Такая ситуация наблюдается на значительном числе объектов, независимо от масштаба функционирующего на них ИК СФЗ. Только там, где вопросу восприятия видеоинформации оператором, а значит, вопросу эффективности работы всей системы уделяется должное внимание, имеет место разделение функций потребителей видеоинформации.
Итак, задача оператора – в первую очередь верификация тревог. Он должен либо при непосредственном наблюдении классифицировать наблюдаемое событие как тревожное, либо успеть среагировать на тревожное изображение, выданное ему интегрированной системой, и оценить оперативную обстановку. Моментально прикинуть состав группы нарушителей. Их подготовленность, вооруженность, направление движения, тем самым сформировать вводную задачу силам охраны и инициировать ответные действия. На все это у него единицы секунд. Понятно, что, будучи занят в такой момент рутинной работой по просмотру архива, он не в состоянии адекватно отреагировать на тревожное событие независимо от профессиональной и психологической подготовки и мобилизации внимания.
Второй пользователь видеоинформации – аналитик. У него нет дефицита времени. Просматривая записи, лучше всего с использованием базы метаданных, он проводит следственно-режимные мероприятия, т. е. ищет фрагменты видеозаписей, подтверждающие нарушения режима. Необходимо учесть, что и уровень доступа к информации аналитика должен превосходить уровень доступа оператора.
Третий потребитель видеоинформации – координатор действия силовых подразделений. Он, получив вводную задачу от оператора, перехватывает управление поворотными камерами и наводит своих гвардейцев на нарушителя.
Очевидно, что собственно оператором является только первый из этих потребителей видеоинформации. Поэтому, поставив задачу, сформулированную в заголовке настоящей статьи, ограничимся рассмотрением только его функций и его подготовки.
Для начала отметим, что восприятие телевизионного изображения имеет особенности за счет его дискретности во времени, которая восполняется инерционными свойствами зрительного аппарата человека. Дополнительную нагрузку создает чересстрочная развертка. Восприятие телевизионного изображения отличается от восприятия изображения при непосредственном наблюдении:
• отсутствием связи с вазомоторными функциями наблюдателя;
• двухмерностью телевизионного изображения;
• ограничением поля зрения рамками кадра;
• меньшим динамическим диапазоном яркости;
• искажением реального контраста и цветопередачи;
• наличием гамма-коррекции.
Кроме того, существует противоречие угла поля зрения и масштаба. Чем шире кадр, тем мельче масштаб. Попытки преодолеть это противоречие с помощью мегапиксельного изображения имеют свои подводные камни. Основная цель применения мегапиксельных камер – расширение угла поля зрения отдельной камеры при достаточной детализации фрагментов. При этом оператору приходится просматривать гораздо более широкое пространство. Это значит, что снижается эффективность обнаружения. Можно сказать, что эти камеры приспособлены для решения задач опознавания и идентификации.
Но вернемся к оператору. Эффективность работы человека-оператора определяется главным образом уровнем развития его личности и возможностями его зрительного аппарата. Отбор операторов производят с учетом социально-психологических аспектов и с проверкой остроты зрения и ясного угла зрения.

Рис. 1. Контроль угла ясного зрения

Известный авторитет в области подготовки операторов Крейг Дональд в статье «О профессионализме операторов систем видеонаблюдения» [3] отмечает следующие аспекты:
• обычный охранник – не оператор;
• умение и желание нести ответственность;
• стремление «поймать» нарушителя;
• наблюдательность и сообразительность;
• умение взглянуть на вещи с разных точек зрения;
• определенный склад характера (предпочтительнее интроверты);
• навыки вербальной и письменной речи.
Необходимо подчеркнуть особую важность последнего требования. Формирование вводной задачи для сил охраны требует умения кратко и ясно излагать полученную информацию. Иначе возникает опасность психологического зажима первого или второго рода (ступор или паника) в экстремальной ситуации. Кроме того, оператор не должен фантазировать и додумывать ситуацию. В одном американском университете студентам был показан небольшой сюжет: женщина подходит к комоду и достает из ящика спрятанную под одеждой зеленую коробку, открывает ее, что-то там рассматривает, вздыхает, утирает слезу, потом, будто бы услышав посторонний шум, быстро прячет коробку и закрывает ящик. Всё. Вопрос преподавателя: «Что достала из комода женщина?» Ответы студентов были самые разнообразные: пачка любовных писем, фотография умершего родственника, завещание… Правильный ответ – она достала зеленую коробку!
Военные психологи отмечают [4], что «… экстремальный характер деятельности по выполнению задач боевого дежурства придает особое значение влиянию следующих психологических факторов:
• ответственность, требующая мобилизации резервных возможностей психики;
• опасность, вызывающая к жизни инстинкт к самосохранению;
• внезапность, заставляющая действовать в непрогнозируемых условиях;
• дефицит времени, навязывающий непривычный ритм работы;
• недостаток или избыток информации, создающей трудности в принятии решения из-за либо недостатка, либо избытка данных;
• новизна, ставившая новые задачи, решение которых в прошлом опыте отсутствует;
• совмещение нескольких видов действий, предполагающее достижение одновременно разных целей, и т. д.
Совокупным результатом, интегральным психическим состоянием военнослужащего на боевом дежурстве является состояние готовности к экстренному действию.
Отобранные операторы, прежде чем приступить к работе, должны быть проинструктированы о пределах своей компетенции и пределах ответственности (организационный аспект), получить априорную информацию, т. е. вникнуть в суть тех многочисленных изображений, которые они будут наблюдать в течение долгих часов дежурства. Например, определять по изображению любого фрагмента периметра, слева или справа расположена внутренняя территория. Оценивать глубину пространства по ориентирам известной высоты или по положению изображения объекта на экране (поскольку угол визирования камер отрицательный, т. е. они наклонены, то значит, более далекие предметы на наблюдаемой плоскости находятся в верхней части экрана, а более близкие – в нижней). Выработать систему информационных признаков, по которым придется опознавать и идентифицировать объекты. В некоторых случаях такие признаки настолько оригинальны, что оператор сам не может объяснить, как он принимает решение, но принимает его моментально и безошибочно.

Рис. 2. Идентификация. Где кот и где кошка?

Внимание – это способность сознания упорядочивать ту информацию, которая поступает извне, и распределять ее по важности и значимости в зависимости от тех задач, которые человек ставит перед собой в данный момент. Одной из лучших методик для развития способности оператора к мобилизации внимания в конкретных оперативных задачах является методика отыскивания чисел по таблицам Шульте [5]. Что такое таблицы Шульте? Это матрицы, состоящие, например, из 25 клеток (5 по вертикали и 5 по горизонтали). В каждую клеточку в произвольном порядке вписана цифра от 1 до 25. Задача – как можно за более короткое время найти цифры либо в прямой последовательности от 1 до 25, либо в обратной – от 25 до 1. Эта методика была разработана первоначально как психодиагностическая методика для исследования свойств внимания. Ею пользовались и пользуются практические психологи в своих исследованиях.

Рис. 3. Стоклеточная таблица Шульте

Также полезным может быть издание 1998 г. «Практическое руководство по обучению операторов систем видеонаблюдения» авторов Э. Уоллейса и С. Диффли. В этой книге [6]:
• обсуждается важность обучения операторов видеонаблюдения. Формулируются специфические требования к операторам общественных систем видеонаблюдения;
• даются пошаговые инструкции по обучению на основе концепции компетенций. По ним в индивидуальном порядке может быть составлена программа подготовки. В конечном итоге ее определяют требования конкретной системы видеонаблюдения; • приводится приблизительный список операторских компетенций, необходимых для эффективного исполнения служебных обязанностей (приложение А);
• даются советы по определению операторских потребностей в подготовке; для этого приведен обширный проверочный список умений и навыков (приложение B). Этот перечень может стать инструментом для определения и отслеживания требований и ожиданий по уровню подготовки операторов;
• даются советы по разработке, формулировке и оценке обучающих программ и по обеспечению постоянного повышения квалификации операторов;
• описываются положительные примеры обучающих программ. Для того чтобы самостоятельно оценить эффективность обучения, приводится проверочный опросник.

Система физической защиты выполняет задачи и в штатном режиме, и в состояниях чрезвычайной ситуации, при которой в результате несанкционированного действия на объекте нарушаются нормальные условия его работы, возможно нанесение ущерба здоровью персонала, возникает угроза жизни персонала, поэтому оператор должен быть психологически устойчив, подготовлен к выполнению своих обязанностей не в изолированной системе, а во взаимодействии всех состояний, процессов, явлений и действий, имеющих место в ходе обеспечения безопасности объекта.
В то же время развитие современных систем безопасности направлено на снижение роли человека в процессе анализа ситуаций, обработки видеоизображений и принятия решений – в этом и заключается инновационный подход к обеспечению безопасности объектов. Оператор системы автоматически в реальном времени должен получать только значимую информацию, которая свидетельствует о снижении уровня безопасности объекта, которую необходимо оценить и выбрать правильное решение. Система должна выдавать оператору сценарии действий и регистрировать их выполнение в базе данных и автоматически реагировать на бездействие оператора.


1. Д. А. Ловцов. Информационная теория эргасистем. М.:Наука, 2005.
2. Д. Л. Филиппов, А. М. Омельянчук. Выбор зрительных и функциональных задач систем охранного телевидения в зависимости от оперативных задач. СБ № 36-2008.
3. К. Дональд. О профессионализме операторов систем видеонаблюдения, приложение it&Security News к журналу PROSYSTEM, № 25, 2012.
4. Л. Н. Кузнецов. «Психологическое обеспечение боевой готовности боевого дежурства» в сборнике «Военная психология: методология, теория, практика», изд. Военный университет, кафедра психологии: М., 1996 г.
5. http://setsil.wmsite.ru/info/tablica-shulte
6. Э. Уоллейс, С. Диффли. Практическое руководство по обучению операторов систем видеонаблюдения, 1998 г.





Внимание! Копирование материалов, размещенных на данном сайте допускается только со ссылкой на ресурс http://www.tzmagazine.ru