Автор: Андрей Донцов, глава московского представительства общества ШРАК СЕКОНЕТ АГ

Применение IP-технологий в системах пожарной сигнализации

В течение последних лет практически все инженерные системы интегрировали в себя IP-технологии, и только системы пожарной сигнализации все еще крайне осторожно пытаются использовать подобные решения.

Причина столь медленного развития заключается в нескольких факторах. Во-первых, противопожарные системы исторически были весьма консервативными. Если IT и смежные области развиваются лавинообразно, то любые изменения в идеологии и технологиях противопожарных систем происходят крайне осторожно. Несомненно, сдерживающую роль играет и медленное развитие нормативной базы. Во-вторых, любые инновации требуют немалых вложений, которые начнут давать реальную отдачу даже не завтра, а послезавтра. Для того чтобы максимально полно использовать все преимущества IP-технологий, необходимо произвести глубокую модернизацию выпускаемой производителем системы (или систем), что влечет за собой дополнительные затраты на сертификацию, документацию, обучение инсталляторов. В-третьих, важнейшим требованием любого заказчика к производителю является обеспечение совместимости систем разных поколений. Этого непросто добиться даже в рамках одной технологии, не говоря уже о переходе на новую платформу на базе IP-технологий.
Тем не менее все ведущие производители уже начали применять решения на базе IP-технологий в своих системах. Кто-то продвинулся дальше, кто-то пока находится в самом начале пути.


Но стоит ли игра свеч? Какие преимущества дает применение IP-технологий в системах пожарной сигнализации?
Первый аргумент «за» лежит практически на поверхности: это сетевые решения. Стандартизованные интерфейсы, высокоскоростная передача данных, многократное резервирование линий связи, использование оптоволоконного кабеля дают возможность строить крупные распределенные и, что очень важно, надежные системы.
Интеграция с другими инженерными системами объекта – еще один весомый аргумент применения IP-технологий в пожарной сигнализации. Использование стандартных OPC-серверов, платформы BACnet позволяет создавать гибкие алгоритмы взаимодействия систем при пожаре.
Следующим преимуществом использования IP-технологий является обеспечение удаленного доступа к системе. Это, казалось бы, стандартное и достаточно несложное на сегодняшний день техническое решение предоставляет совершенно новый уровень взаимодействия с системой. Удаленные пульты мониторинга и управления, мгновенное получение информации о событиях на объекте на мобильные устройства (планшетные компьютеры и смартфоны), использование стандартных пользовательских интерфейсов – все это создает привычный уровень комфорта взаимодействия с современной инженерной системой. Подобный сервис может быть востребован специалистами службы эксплуатации, инженерами технического обслуживания, ответственными сотрудниками службы безопасности объекта.

Пусконаладка, наверное, наиболее сложный и ответственный этап развертывания системы на объекте. От того, насколько быстро и квалифицированно она будет выполнена, зависит срок сдачи системы в эксплуатацию, т. е. обеспечение круглосуточной полноценной защиты объекта. Имея возможность программировать каждый отдельный элемент системы (извещатель, вход, выход), а также всю сеть пожарной сигнализации, подключившись только к одному из сетевых приемно-контрольных приборов, пусконаладчик существенно минимизирует время выполнения работы.
Более того, в процессе модернизации системы (расширение, изменение алгоритма работы) программирование может осуществляться удаленно, через защищенное интернет-соединение. Также удаленно может быть проведено техническое обслуживание системы: проверка исправности функционирования всех периферийных устройств (извещатели, модули), получение информации об их текущем состоянии (общее время работы, уровень запыленности дымовой камеры), автоматическое формирование отчета о проведенной работе.
Используя на объекте систему пожарной сигнализации, построенную на базе аппаратной IP-платформы и имеющую в своем составе необходимое прикладное и сервисное программное обеспечение, заказчик может получать полноценную on-line поддержку напрямую от производителя. Консультация службы эксплуатации, обновление программного обеспечения, резервирование и восстановление конфигурации системы – вот далеко не полный перечень сервисов, предоставляемых IP-технологиями.





Внимание! Копирование материалов, размещенных на данном сайте допускается только со ссылкой на ресурс http://www.tzmagazine.ru