Автор: Михаил КАРПОВИЧ, Вячеслав СОКОЛОВ, СПб ГУП «СПб ИАЦ»

Системы видеонаблюдения городского масштаба

Проблема эффективности многоканальных систем видеонаблюдения (СВН) хорошо известна с 90-х гг, когда они стали неотъемлемой частью любой системы охраны. Оператор способен внимательно следить за экраном лишь короткое время. С ростом количества камер простое видеонаблюдение сохраняет частичную эффективность только в задачах охраны, когда необходимо заметить изменения в «пустых сценах». Радикально повышает эффективность локальных СВН интеграция с техническими системами охраны и жизнеобеспечения, а также использование видеодетекторов движения и видеоанализа.
СВН городского масштаба отличаются от локальных систем неограниченными масштабами, сложностью и тактическими задачами, лишь косвенно относящимися к охране. У СВН городского масштаба множество потребителей видеоинформации, а сама система должна непрерывно расширяться и развиваться.
По сравнению с локальными системами обеспечение эффективности СВН городского масштаба оказывается многократно более сложной задачей:
– архитектура СВН городского масштаба принципиально отличается от централизованной архитектуры локальных систем;
– фактически отсутствуют информационные системы, которые могли бы предоставлять СВН в реальном времени необходимую информацию об интересующих событиях и ситуациях;
– видеоанализ интересующих событий, происходящих в городской среде, оказывается на порядки более сложной задачей, чем так называемая охранная видеоаналитика.
Не последнюю роль в проблемах городского видеонаблюдения играют психологический фактор, проявляющийся в завышенных ожиданиях от инноваций, и подмена техническими гаджетами эффективных бизнес-процессов.
Поясним это на примере автоматического обнаружения факта ДТП в городской среде. В масштабах города ошибки первого рода будут приводить к большому потоку ложных событий. Операторам, естественно, это не понравится, и функция, вероятно, будет отключена. В то же время функции видеоанализа будут привлекать внимание для оценки ситуации, что повышает эффективность системы. Заблуждением является ожидание от системы автоматизации «упрощения» работы, в то время как она предоставляет возможность сделать ее более эффективной и повысить роль оператора в принятии решений. Повышение эффективности СВН, снижение ошибок первого и второго рода будут сопровождаться развитием средств видеоанализа в совокупности с использованием других видов информации.
Масштабы, непрерывность развития и совершенствования городских СВН приводят к тому, что в их составе будут функционировать технические и программные средства различных производителей. При этом расширение, функциональное и количественное обновление не должно приводить к остановкам или сбоям в работе уже существующих средств и сегментов системы.
Эффективность СВН городского масштаба будет невысока без эффективного взаимодействия с другими городскими системами: службы 112, системы комплексного телематического мониторинга, других, в том числе ведомственных систем.
Перечисленные факты и обстоятельства определяют системные и архитектурные принципы, на которых должны строиться современные СВН городского масштаба. Ключевыми словами, определяющими новую парадигму, являются сервис-ориентированная архитектура (СОА) и сетецентрический подход как альтернатива платформоцентрическому.
Требование интероперабельности средств и систем – ключевая тенденция в области IT, характерная и для СВН. На слуху «индикаторы» этого процесса ONVIF, PSIA, RTSP и др.

Качество СВН городского масштаба
Эффективность СВН городского масштаба в профилактике безопасности, реагировании, ликвидации последствий событий и чрезвычайных ситуаций непосредственно зависит от качества выполнения функций по назначению.

Функции по назначению
Визуальный контроль обстановки, событий и инцидентов.
Просмотр и изучение видеоархивов с целью анализа и проведения расследований.
Визуализация и видеоверификация обстановки по сигналам, сообщениям и информации, получаемым из любых источников.
Автоматизированное обнаружение ситуаций и процессов в зонах видеоконтроля.

Критерии качества
Равнодоступность (в соответствие с полномочиями) видеоинформации, событийной и параметрической информации для всех субъектов обеспечения безопасности.
Гарантированность получения и качество видео-, событийной и параметрической информации.
Точность привязки видеоинформации во времени и пространстве, по зонам наблюдения, событиям и ситуациям.
Скорость получения видео-, событийной, параметрической информации и управления.
Контролируемость работоспособности и технического состояния всех средств и компонентов системы.
Надежность и способность системы к безостановочному развитию и расширению.

Принципы построения СВН городского масштаба
СВН – распределенная система
Потребители получают видеоинформацию, как правило, непосредственно от ее источников;
технические и программные средства видеонаблюдения и видеоархивы территориально распределены и максимально приближены к объектам контроля;
для потребителя структура, состав и расположение средств и систем прозрачны. Для него СВН городского масштаба – это неограниченное число географически распределенных зон видеонаблюдения и единый структурированный видеоархив.
Городской центр СВН
Не является непосредственным потребителем видеоинформации.
Выступает в роли провайдера сервисов и услуг СВН городского масштаба.
Обеспечивает администрирование, централизованное управление доступом и политики безопасности.
Обеспечивает хранение и предоставление данных и конфигурационных параметров средств СВН, необходимых для координации и управления системой.
Обеспечивает информационную поддержку (интеграцию) уже установленных средств и систем, не удовлетворяющих единым регламентам информационного взаимодействия.
Является диспетчером и предоставляет событийную и параметрическую информацию, получаемую от средств и систем СВН.
Обеспечивает хранение и накопление событийной и параметрической информации.
Обеспечивает резервирование и распределение, в том числе и территориальное, технических и информационных ресурсов.
Интероперабельность
Внедрение единых технических и информационных регламентов (стандартов) взаимодействия объектов, субъектов и центров СВН, отвечающих административным регламентам.
В перспективе исключение необходимости традиционных технологий интеграции, приводящих к неуправляемому расходованию ресурсов, ограничению функциональности, снижению надежности и качества сервисов.
Развитие системы регламентов и обеспечение совместимости сверху вниз.

Качество сервисов
Исключение «бутылочных горл» за счет использования режима мультикаст, соответствующих технических средств и сетевой инфраструктуры.
Развитая система управления приоритетами, обеспечивающая минимизацию нагрузки, особенно при использовании старых средств, систем и инфраструктурных ограничениях.
Единая система технического обслуживания и ремонта
Непрерывный мониторинг состояния средств и систем, параметров функционирования и окружающей среды основного и инфраструктурного оборудования.
Встроенные средства и функции обеспечения безопасности, непрерывный охранный и пожарный мониторинг средств СВН и инфраструктуры.
В качестве первого приближения и примера реализации указанных принципов можно привести городскую систему видеонаблюдения, развернутую в составе АИС ОБЖ города Санкт-Петербурга и пилотной зоне КСОБ.
В заключение обратим внимание на важную тенденцию в создании систем безопасности и жизнеобеспечения. Локальные (объектовые) системы видеонаблюдения и КСБ должны создаваться с учетом их интероперабельности с общегородскими СВН и КСОБ.



Внимание! Копирование материалов, размещенных на данном сайте допускается только со ссылкой на ресурс http://www.tzmagazine.ru