Автор:

Заказчик – проектировщик: противостояние или взаимодействие?

Тема, напомним, поднята в статье Игоря ИВАНОВА и Дмитрия ИШКОВА «Кто есть кто на рынке ТСБ» (№ 1, 3 – 2011, http://www.tzmagazine.ru/jtz.php).
Вкратце напомним суть претензий авторов, составивших некий хит-парад типичных, по их мнению, ошибок проектирования:

• Отсутствие привязки к реальным планировкам и строительным особенностям здания. Например, по ходу строительства изменились стены, расстояние между сетевым оборудованием выросло до критических значений – и, как следствие, либо изначально запроектированные ошибки по сети, либо предстоящая закупка и монтаж дополнительного сетевого оборудования.
Проектировщики почему-то не проявляют инициативу – съездить посмотреть объект, поинтересоваться, есть ли изменения. Они просто работают с теми документами, которые им выдали изначально. Итог всегда одинаков: проектировщики при сдаче проекта требуют дополнительных средств на адаптацию, а заказчик не понимает, за что он должен платить. Хотя все это можно было обсудить во время выполнения работ по проектированию, вовремя указывая заказчику на то, как влияет его пожелание изменить планировки на удорожание проектируемой системы да и самих работ по проектированию.
• Отсутствие привязки к отделочным материалам (например, пол с зеркальным покрытием обеспечивает весьма качественную засветку изображения), что приводит к переносу камер или к их замене. Часто камеры в черных корпусах закрепляются на белом потолке (что не очень критично с точки зрения работы, но не подходит с точки зрения дизайна).
• Неправильный расчет длин трасс (количества кабеля), что на практике приводит к тому, что подрядчик вынужден использовать дополнительный кабель за свой счет и, как следствие пытается сэкономить на качестве материалов и работ.
• Отсутствие привязки к другим инженерным системам здания и электропитания. Например, при пуске в эксплуатацию выясняется, что из-за расфазировки питания видеокамер картинка на мониторах ужасающего качества. Далее поиски фаз без перекоса либо по новой расключение электрооборудования, например, вентиляционных систем с учетом пиковой нагрузки электропотребителей.
Получив такой подробный «идеальный» документ, сам заказчик решает, что делать дальше. Можно оставить проект, как есть, тогда необходимо быть готовым к результату, описанному выше. Можно, конечно, довести проект до настоящего идеала, учтя все, но на нашей памяти такого не было ни разу. Во-первых, процесс растягивается во времени практически до бесконечности, а, во-вторых, нет предела совершенству – читай, конечного варианта не будет никогда. При этом и сам процесс проектирования, и ошибки тяжким бременем ложатся на заказчика. Как правило, проектные изыскания останавливаются заказчиком волевым решением при наступлении одного из трех событий: проектировщик выставляет счет за дополнительные работы, заказчика поджимают сроки сдачи строительства, а также в случае наступления двух предыдущих событий одновременно.
Далее события могут развиваться следующим образом:
• Проект – в помойку, и подписание договора с монтажной компанией – ставьте свое оборудование, потому что хуже не будет.
• Проект передают на доработку другой проектной организации.
Самое смешное, что проект, выполненный одним подрядчиком, всегда (!) воспринимается другим как абсолютно неправильный и непрофессиональный. То есть если вдруг по каким-либо причинам меняется подрядчик, возникает необходимость переделывать всю проектную документацию. Заказчик платит еще раз за то же самое. Но круг не замыкается, а процесс не останавливается, количество таких переделок не ограничено. В подобных ситуациях возникает чувство, что переделка проектов – это чей-то маленький бизнес. «Маленький» – слово, подобранное не как определение сумм стоимости такой работы в корзину, а как одного из, как модно сейчас говорить, потоков.

Отчего возникают претензии к проекту и как их избежать
Позицию коллег по цеху разъясняет Алина ЕГОРОВА, проектировщик систем безопасности ВСС Сompany
«Отличный проект!» – эти слова, звучащие из уст монтажника, – нонсенс. Он скорее признает отличной свою зарплату, чем ту подшивку бумаги, согласно которой ему приходится устанавливать оборудование. И ничто эту ситуацию не изменит, ничто! Она незыблема, как устой в императорской семье. Но если недовольство монтажника по поводу проекта воспринимается как должное, то нарекания заказчика заставляют задуматься. Чаще всего они возникают в случае, когда проект выполняла одна организация, а монтаж по нему делает другая. Обычно претензии относятся не к оформлению и качеству чертежей, а к их актуальности: оборудование расставлено не так, кабельные трассы нарисованы не там, архитектура устарела, дизайн интерьера не учтен. При этом у заказчика, как минимум возникает чувство разочарования из-за того, что он получил совсем не то, что хотел. Заказчика понять можно – и он если не полностью, то отчасти прав. Не сомневаюсь, что подрядчик считает правым себя – ведь он выпустил неподобающий проект без злого умысла и на это у него имелись причины.
Вместо того чтобы искать ответ на один из вечных вопросов «кто виноват?», предлагаю выяснить, отчего возникают расхождения ожидаемого с полученным.
Думаю, причина кроется прежде всего в неточной формулировке требований к проекту. Требования излагают в договоре и в техническом задании, где заказчик ставит свою подпись. Все, что не вносится в эти документы, остается на совести подрядчика. Захочет он переделывать спорные моменты, которые не отражены документально, или нет, зависит от его намерения в будущем продолжать сотрудничество с этим заказчиком, и как скажется недовольство заказчика на заключение контрактов этим подрядчиком с другими организациями.
Причиной некачественного проекта заказчику представляется халатность и некомпетентность исполнителя. В каких-то случаях они присутствуют, но далеко не всегда.
Одна из распространенных претензий – неточный расчет кабеля и материалов для его прокладки, что влечет за собой его нехватку при монтаже и, как следствие, дополнительные расходы на его закупку, простой в работе на время поставки. Излишки кабеля заказчика тоже не радуют, особенно если они значительные.
Длина кабеля рассчитывается так: она равна половине периметра помещения (расстояние до дальней точки) плюс высота, плюс 20% берется про запас. Как правило, проектировщик рассчитывает длину кабеля только для одного помещения, на остальные возьмет кабеля столько же или где-то чуть больше – чуть меньше в зависимости от площади. Такой способ расчета может показаться приблизительным, но это не так, он довольно-таки точный. Как видно, кабель посчитать нетрудно и халтурить при его расчете смысла нет.
Основная погрешность расчетов приходится на магистральные кабели, прокладываемые между помещениями и по периметру. По какой траектории они пойдут из пункта А в пункт В, зависит от существующих коммуникаций, место расположения которых должен указать заказчик. Но заказчик не всегда владеет такой информацией, так как необходимость в ней возникает у него редко. Он берет паузу, чтобы проработать этот вопрос. Пауза затягивается, время – идет и уже не за горами срок сдачи проекта. Не дождавшись ответа, ГИП извещает о своем решении принять кабельные трассы в произвольных, как ему кажется, наиболее подходящих для них местах. В этом случае кабель берется с большим запасом. Если бы проектировщика не ограничивал бюджет проекта, он взял бы максимальную длину кабеля, соотносимую с диаметром земного шара. Но поскольку такая цифра будет выбиваться из общего визуального ряда и поглотит весь бюджет, в спецификацию заносится цифра скромнее. Когда неизвестны кабельные трассы, проектировщику надо быть пророком, чтобы не ошибиться и попасть в разумный диапазон.
Еще одна справедливая претензия – в проекте отображена одна архитектура, а в реальности она другая. Отчего это происходит? Понятно, что подрядчик не придумывает планировки для проекта, а получает их от заказчика. Обычно заказчик выдает те планировки, которые имеет в наличии, а они зачастую датируются годом ввода объекта в эксплуатацию.
Проектировщик должен выехать на объект с целью его обследования. Выезжает. Но количество его выездов зависит от суммы контракта и чаще всего сводится к одному. Не из-за того что проектировщику лень еще раз туда съездить и бродить вдоль забора с рулеткой или шарить впотьмах по коллектору. Проектировщику выбирать не приходится, он – человек подневольный, отправят в командировку – поедет, никуда не денется. Причина, как это ни банально звучит, носит финансовый характер. Выезд на объект – это командировочные расходы и рабочее время, которое менеджеры считают пропавшим. Особенно это касается удаленных объектов. Обычно заказчик стремится сэкономить, что впоследствии выливается в ситуацию, напоминающую армянскую сказку о пошиве семи шапок из одной овчинки. Конечно, бывает, когда экономит менеджер со стороны подрядчика, ограничивая средства на обследование. Давайте этот деликатный финансовый вопрос оставим маркетинговым службам и вернемся к вопросам техническим.
Сколько можно добыть информации за один выезд? Если удается решить основные вопросы, связанные с электроснабжением и кабельными трассами, можно считать, что программа максимум выполнена. Когда отлавливаешь электриков, связистов, инженеров, обслуживающих коммуникации, а затем ходишь с ними по территории, зарисовывая «на коленке» места кабельных вводов и щитков, не до подробностей вроде цвета интерьера и лишней колонны в вестибюле, которую потом придется огибать.
Но даже при долгом и тщательном обследовании объекта не всегда можно избежать накладок, потому как инженеры фиксируют то, что видят, об остальном же им знать не дано.
Помнится, мне довелось проводить обследование одного крупного объекта. В мою задачу входило проектирование систем безопасности как внутри комплекса, так и на его территории. Внутри предстояло наращивать уже существующие системы. Проекта, по которому они были смонтированы, как водится, не нашлось. Это полбеды – с божьей помощью разобрались. С периметром, как мне сначала показалось, повезло больше – периметральных систем на том объекте раньше не было. Что и говорить, чистый лист всегда приятнее чьего-то черновика. Но выяснилось два неприятных момента. Ограждение при взгляде на него сверху кое-где имело очертание кривобокой елочки. И это при том, что заказчик настаивал на линейных охранных извещателях (данные извещатели блокируют прямолинейный участок, а при изгибах ограждения образуются мертвые зоны, и, чтобы их избежать, на каждый изгиб нужно устанавливать дополнительную пару, состоящую из приемника и передатчика). Мало того, обнаружилось, что это ограждение в некоторых местах переносят. Группа строителей с лопатами и ломами ковырялась около кованых секций, а заказчик об этом ни гу-гу. Как ограждение будет стоять в итоге, добиться от заказчика было сложно. Объект большой, штат сотрудников, соответственно, тоже, и, как следствие, никто ни за что не отвечает – все кивают друг на друга. Самыми компетентными в этом вопросе оказались строители-молдаване, кое-как объяснившие, куда они собираются переносить забор.
Командировка окончена, все отклонения отображены, исходные данные собраны. Можно возвращаться и ваять проект. О последующих изменениях, которые произойдут на объекте, проектировщик знать не будет, если заказчик сам его о них не известит. Извещают заказчики редко, и если делают это, то аккурат перед сдачей проекта.
В идеальном случае проектировщик должен проявлять инициативу, звонить, писать заказчику, справляться об изменениях и дополнительных пожеланиях, приезжать на объект, как на работу, с тем чтобы не упустить ни единой мелочи. Но, увы, идеал, на то и идеал, чтобы быть недостижимым.
Бывает, что выбранное оборудование вступает в дисгармонию с интерьером. Например, в помещении с обоями в нежно-розовый горошек устанавливают камеру в большом черном корпусе. Что можно сказать в оправдание человека, выбиравшего оборудование? Во-первых, как это чаще всего бывает, на этапе выбора оборудования наверняка обоев в здании еще не было, да и здание, возможно, еще только строилось. Во-вторых, даже если есть определенность с палитрой декора, то на ней никто не акцентирует внимание. При выборе оборудования обычно ставятся две задачи: хорошее качество и приемлемая цена, и если в этом вопросе стороны приходят к соглашению, то таким мелочам, как цвет корпуса, значения не придается. Но вот почему-то заказчик о них вспоминает при монтаже. За время моей работы лишь на одном объекте заказчик известил сразу, что оборудование в его кабинете должно быть золотистым. Таковое нашлось, но за высокую стоимость. Золотой цвет – это экзотика, которой на рынке мало, поэтому за такой эксклюзив приходится переплачивать. Но и оборудование более распространенных тонов иной раз обходится дороже. Например, из-за больших сроков поставки, из-за отсутствия вариантов с нужным IP, в конце концов, оно может иметь технические параметры, не сочетаемые с параметрами станционного оборудования.
Чтобы приблизиться к идеалу и добиться наилучшего результата, необходимо сотрудничество в тандеме: заказчик – подрядчик. При заказе ремонта в квартире хозяин скрупулезно изучит дизайн-проект, несколько раз его перепроверит и по ходу будет контролировать, уточнять, чтобы все соответствовало его пожеланиям. И не оттого, что он сомневается в профессионализме строителей, а потому, что допускает, что его могли неправильно понять. Так почему же не отнестись более внимательно к строительству на объекте? А то многие заказчики считают, что их участие ограничивается финансированием, а остальное – забота подрядчика, он все должен сделать сам, в том числе добыть нужную информацию, вытрясти ее, собрать по крохам, угадать, спрогнозировать.
С другой стороны, подрядчик, дорожащий своей репутацией на рынке и претендующий на хорошие контракты, должен взять на вооружение правило: клиент всегда прав и делать все возможное, чтобы у клиента не возникло повода для нареканий. И несмотря на отсутствие исходных данных, которые по договору должен передавать заказчик, подрядчик должен способствовать их скорейшему появлению; благодаря своему опыту прогнозировать ситуацию, искать ходы, добиваться желаемого.
Ну, а чтобы избежать случаев, в которых приходится иметь дело с проектом, не пригодным для монтажа, лучше всего заключать договор с проектно-монтажной организацией на проект и на его внедрение. Тогда подрядчик сам будет устранять недостатки проекта, если они возникнут.
В баталиях вокруг проектов стоит обратить внимание еще на один аспект. Да, проекты не совершенны, но большинство недочетов легко устраняется и на этом вопрос исчерпывается. Но дело не всегда в недочетах. Причиной придирок заказчика может быть совсем не проект, а стремление отсрочить платеж. К сожалению, и такая практика имеет место. Пока идут препирательства, тянется время до наступления у заказчика благоприятной финансовой ситуации.



Внимание! Копирование материалов, размещенных на данном сайте допускается только со ссылкой на ресурс http://www.tzmagazine.ru