Автор:

Неособенные особенности

Рассуждения о некой специфике российского рынка вообще, и рынка ТСБ в частности, давно уже стали общим местом. Насколько они соответствуют действительности? Об этом разговор с топ-менеджером зарубежной компании, давно и успешно работающей в России.
На вопросы ТЗ отвечает Кристоф ХАМПЕ (Christoph Hampe), директор «Роберт Бош – Системы безопасности»


Кристоф Хампе родился в июле 1967 в Гётингене (Германия), имеет двух сыновей. С 2004 по настоящее время работает в компании BOSCH SECURITY SYSTEMS. Занимал должность менеджера по продуктам систем контроля и управления доступом и учета рабочего времени. Разрабатывал стратегию развития компании в области биометрии. В течение трудовой деятельности отвечал за управление проектами, выбор подрядчиков, поддержку ключевых заказчиков, включая министерства и крупные корпорации, управление и координацию участия компании в европейских тендерах, занимался подготовкой профессиональных статей, осуществлял поддержку офисов продаж, управление и организацию тренингов по продажам, активное участвовал в различных профильных ассоциациях. В настоящее время возглавляет российский офис компании Bosch Security Systems (Россия, Москва).

Климат
Очевидно, что климатические условия, в которых эксплуатируется оборудование ТСБ, безусловно, является очень значимым фактором. Не случайно поэтому, говоря о России, северной стране, где даже в центральной полосе зима фактически может длиться до полугода, климат всегда называют одной из главных особенностей. Не буду с этим спорить. Просто давайте вспомним о том, что суровая зима, снегопады, метели, резкие перепады температур вовсе не являются исключительной прерогативой России. Климат некоторых стран Северной Европы, северной Канады не менее суров. То есть разработка и производство оборудования ТСБ, которое способно надежно работать в любых климатических условиях, отнюдь не является привилегией российских компаний или компаний, ориентированных исключительно на российский рынок. Ведущие мировые производители, признанные лидеры рынка потому таковыми и являются, что в предлагаемых ими линейках есть практически любое нужное потребителям оборудование. Не сочтите это саморекламой, но наши камеры, например, установлены на горе Эверест. Вообще без учета климатических особенностей региона невозможно организовать полноценные продажи. Причем необходимо в полной мере учитывать самый широкий спектр таких факторов. В идеале само понятие «качественное оборудование» должно подразумевать возможность надежной работы техники в жару, холод, при высокой влажности, резких перепадах температур.

Сертификация
Я, может быть, скажу неожиданную для многих вещь: мне нравится нормативная база, определяющая требования к техническим средствам безопасности, продающимся в России. Мне нравится, что на законодательном уровне в вашей стране делается многое, чтобы защитить рынок, защитить потребителей от некачественной продукции. Со всей ответственностью заявляю: действительно хорошую технику без каких-либо серьезных проблем можно сертифицировать в России. В этом мы не раз убеждались на собственном опыте.
Мне кажется, что очень важно понимать, что главное назначение рынка ТСБ – максимально обеспечивать всестороннюю защиту людей и различных объектов. И нормативная база создается для того, чтобы была возможность реализовать эти требования. Здесь у России нет никаких различий со странами Европы и США – подходы примерно одинаковые. Больше того, по целому ряду позиций требования российских нормативов гораздо жестче, чем в других государствах. Это нормально, любая страна заинтересована, чтобы на ее рынки поставлялось только качественное оборудование. С другой стороны, поставляя на рынок качественную продукцию, ведущие производители, по сути, защищают рынок от дешевой и ненадежной техники.
Не могу не вспомнить пожелание, высказанное президентом РФ, о построении единого рынка высокотехнологичной продукции (а ТСБ таковой и является) от Бордо до Владивостока. Ведущие производители очень надеются, что России и странам ЕС удастся договориться о введении единых стандартов на продукцию ТСБ. Уже состоялись первые консультации на эту тему. То есть процесс идет, главное теперь, чтобы договоренности реализовывались в конкретной работе. Причем это обоюдный процесс – страны ЕС готовы к тому, чтобы открыть свой рынок для российских производителей на основе единых для наших государств стандартов.
Да, вывод на российский рынок новой, например, камеры требует сертификации. Но, вне всякого сомнения, продукция всех ведущих мировых производителей эту сертификацию без особых проблем пройдет.
Не хочу сказать, что Россия должна принять все пункты европейского стандарта. По моему мнению, Россия и ЕС должны выработать некий общий стандарт, который полностью устроил бы рынки наших государств. Сертификация и выработка стандартов – это то, что определяет рынок. Если такие четко определенные стандарты есть, то производители, которые не могут делать продукцию, отвечающую этим стандартам, исключаются из данного рынка. Не побоюсь повториться, разработка стандартов – это прежде всего меры по защите рынка от недобросовестных поставщиков.

Коммуникационные сети России
Такая проблема действительно была в вашей стране, но этот этап давно пройден. По моим оценкам, развитие коммуникационных сетей в России идет очень динамично, причем это касается не только Москвы, Санкт-Петербурга и других мегаполисов. Не так давно я вернулся из командировки в Казань. Могу сказать, что сети в городе да и во всем регионе на очень хорошем современном уровне. Все больше становится оптоволоконных сетей. Причем мощность коммуникационных сетей практически удваивается каждые пять лет. В некоторых случаях сети в Казани по своим характеристикам превосходят сети некоторых городов Западной Европы. Да-да, я не оговорился, во многих городах Западной Европы коммуникационные сети устаревшие.
Понятно, что для нормальной работы качественной охранной техники требуются хорошие коммуникационные сети. Любой производитель должен об этом думать, тем более что нынешнее время – время сетевых решений. Если речь идет о безопасности города – станциях метро, зданиях, полицейских участках, то нужны сетевые решения. Такие решения нужны и для многих других объектов.
Есть ли такие сети в России? Есть. Опыт продвижения продукции ведущих мировых производителей ТСБ лучшее тому подтверждение. Понятно ведь, что ни одно сетевое решение не найдет спроса в стране, в которой нет в достаточном количестве и достаточного качества коммуникационных сетей. Вновь поделюсь собственным опытом: мы постоянно анализируем состояние и уровень развития сетей в России, и наш вывод таков – развитие сетей практически полностью соответствует уровню развития нашего оборудования. То есть мы, говоря образно, пассажиры одного рейса: наши разработчики и те, кто делает сети в России.

Организация сервиса
В своем завещании основатель нашей компании Роберт Бош написал, что ему бы очень не понравилось, если в продукции компании будут дефекты. Постоянная забота о высоком качестве продукции – одна из основ политики компании Bosch. Больше того, данное правило должно быть основополагающим для любого нормального производителя.
Это ключевой момент продвижения любого бренда. Есть срок гарантии, но запас надежности должен быть гораздо выше. Безотказная работа в течение 10–15 лет – нормальный параметр для брендового оборудования.
Но по разным причинам любая, даже самая надежная техника может выходить из строя. Поэтому ведущие производители, продвигающие свою продукцию на территории России, развивают сети сервисных центров. Есть ли здесь проблемы? На мой взгляд, есть. Одна из самых серьезных – большие сроки замены оборудования. Это связано в первую очередь с тем, что много времени занимает таможенное оформление продукции. Думаю, что упрощение этой процедуры будет выгодно не только зарубежным поставщикам, но и российским потребителям.
Понятно, что любой потребитель, покупая оборудование, хочет, чтобы в его городе был свой сервисный центр. И также понятно, что это невозможно, причем не только в России, но и в любой другой стране. Но общий мировой тренд – развитие логистического сервиса. Логистические компании работают все более эффективно, поэтому решение проблемы – в организации эффективного сотрудничества с ними. Например, у нас более 40 сервисных центров по всему миру. Мы в последнее время смогли закрыть несколько центров и инвестировать в развитие и улучшение работы остальных именно благодаря отличной работе наших партнеров из логистических компаний.
Быть ближе к клиентам – вот главная задача. Оптимальный путь ее реализации – эффективная логистика.

Подготовка специалистов
Это серьезная проблема, которой необходимо уделять постоянное внимание. Ведущие компании рынка разрабатывают собственные стандарты подготовки и переподготовки специалистов, система сертификации подразумевает обязательную переподготовку партнеров и специалистов.
Такие стандарты, как правило, включают многоуровневую систему тренингов: обучение собственных сотрудников, партнеров и дистрибьюторов, системных интеграторов. Эти стандарты не имеют каких-то территориальных признаков, в главном они одинаковы для России и, скажем, для Мексики. Поправки могут быть разве что на те же климатические условия.
Очень важный момент – постоянное информирование всех партнеров о новой продукции, о новых требованиях к ее инсталляции.
Больше того, очень широко используется возможность оперативно информировать партнеров о линейках продукции, инсталляция и эксплуатация которой не требует высокого уровня подготовки. Чтобы установить системы для небольших объектов, достаточно получить информацию с сайта компании-производителя, в том числе и видеоинформацию.



Внимание! Копирование материалов, размещенных на данном сайте допускается только со ссылкой на ресурс http://www.tzmagazine.ru