Автор: Алина Егорова, проектировщик систем безопасности ОАО «Телекомстрой»

Монтаж без проекта

Проект – это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение определенного результата/цели, создание определенного, уникального продукта или услуги, при заданных ограничениях по ресурсам и срокам, а также требованиям к качеству и допустимому уровню риска.
(с) Википедия

Проектом можно назвать как замысел чего-либо, например покорение Эвереста, так и план строительства дома. Для продюсеров создание очередной звезды эстрады тоже проект.
Но мы, конечно же, будем говорить о тех проектах, по которым создаются технические системы безопасности различных объектов. Эти документы, выполненные в соответствии с нормативными документами и техническим заданием, предоставляются заказчику в бумажном виде и становятся руководством для работы монтажников, а затем и служб эксплуатации систем.
Так, вроде бы должно быть. Но всегда ли так происходит на деле? Сразу оговорюсь: я веду речь именно о системах – для установки автономного контроллера на двери в небольшой офис проект, естественно, не нужен.
Но и при оснащении многих совсем не маленьких объектов к проекту зачастую относятся как к никому не нужным бумагам, единственное назначение которых – обеспечить согласование систем безопасности в государственных инстанциях. Например, в органах пожарного надзора.
Стоимость проекта, как правило, составляет примерно 20% от общей суммы, выделенной на оборудование объекта ТСБ. Такие затраты многим заказчикам кажутся слишком большими. Те, кто не видит особой надобности в проекте, считают, что проект – неоправданная статья расходов денежных средств и времени.
В самом деле, рассуждают такие заказчики, разве монтажники не могут сами решить, как и где устанавливать и подключать оборудование? Кабельные трассы очевидны, откуда подводить питание, тоже понятно. Чтобы подключить оборудование, достаточно технического описания, прилагаемого при поставке. Замечу, что при таком подходе оборудование и материалы подбираются навскидку, правда, с разумным запасом в 5–15%. Он и не очень отражается на смете расходов, и достаточен для покрытия ошибок в расчетах.
В идеальном случае все будет гладко: и материалов хватит, и система заработает. Вот только реальность от идеала ох как далека.
Как на практике зачастую выглядит работа без проекта? Все начинается с определения затрат и подбора оборудования. Спецификация при этом составляется наспех и весьма приблизительно, она создается по опыту похожих объектов, а то и просто копируется с них. Необходимые материалы, не побоюсь повториться, приобретаются с запасом. Из этого конструктора монтажной бригаде и приходится собирать то, что хочет получить заказчик.
Есть ли вероятность, что смонтированная подобным образом система будет надежно работать и выполнять все возложенные на нее задачи? Конечно, есть, и уверена, что мои коллеги могут подтвердить это десятками примеров. Но согласитесь, что достичь в таких условиях максимального качества при малых потерях могут только высококвалифицированные монтажники, работу которых организует знающий и опытный руководитель.
Согласна, что на малых объектах с простой архитектурой можно обойтись без тщательно продуманного, выполненного по всем нормативам проекта с обложкой, содержанием, ссылочными документами. Будет вполне достаточно основных схем, планов расположения оборудования и кабельного журнала. Это ведь тоже своего рода проект, но в упрощенной форме.
Но давайте не будем забывать и о подводных камнях. Такие упрощенные проекты редко фиксируется в договорах, стало быть, на них не выделяется ни денег, ни достаточного времени. Поэтому выполняются они, что называется, на скорую руку, т. е. без надлежащих изысканий, необходимых расчетов, что, скорее всего, неизбежно скажется на качестве выполняемых работ.
Часто предварительная спецификация является приложением к договору, а это означает, что все компоненты, используемые при монтаже, должны ей соответствовать. Однако в процессе работы может выясниться, что даже при наличии запаса требуются дополнительные материалы. В этом случае все зависит от того, как составлен договор – есть вероятность, что неучтенные расходы подрядчику придется покрывать самостоятельно.
То есть экономия на проектировании – это почти всегда риск, причем как для заказчика, так и для инсталлятора. И если на малых объектах, где цена ошибок не очень велика, этот риск хоть как-то может быть оправдан, то на крупных объектах проект – необходимость.
Ведь чем крупнее объект, тем уникальнее его структура. Типовое решение к нему не применимо, иначе погрешность в расчетах будет значительной и повлечет за собой ощутимые финансовые потери. Такие объекты требуют индивидуальных, хорошо продуманных проектов с доскональной проработкой деталей.
Под строительство больших объектов выделяются крупные суммы. Много это или мало, заказчику известно не всегда. Чтобы сориентироваться по стоимости и выбрать наиболее привлекательный по цене вариант, заказчик объявляет конкурс, по условиям которого компаниям-участницам необходимо разработать пилотные проекты. Пилотный проект представляет собой проектное решение для данного объекта: структурные схемы, планы с расстановкой оборудования, спецификацию. Причем в тендере зачастую побеждает не та организация, чей проект показался заказчику оптимальным, а та, которая готова воплотить его за наименьшую стоимость.
Известны случаи, когда заказчики реализовывали на своих объектах пилотные проекты. Причина всё та же – желание сэкономить. Зачем, должно быть, рассуждали такие заказчики, тратить деньги и время на разработку основного проекта, когда уже есть пилотный. Чем он хуже? Всё, что надо, в нем есть: и готовое решение, и спецификация. То, что проект очень приблизительный, выявляется уже при монтаже, и вся головная боль достается подрядчику. Потому что именно он несет расходы на адаптацию пилотного проекта, подгоняет его под требования заказчика и условия объекта, проводит обследования, необходимые для монтажа.
Итак, зачем нужен проект?
Ответить на этот вопрос можно следующим образом.
1. Чтобы заказчик четко представлял себе будущую систему.
Если он сам не понимает, чего хочет, то вряд ли сможет получить желаемое. Результат будет неопределенным и сформируется в процессе монтажа вследствие ошибок, исправлений и согласований. Путь к цели будет извилистым, с потерей времени и средств.
2. Чтобы выбрать оптимальное решение.
Когда заказчик увидит свою идею в деталях, возможно, откорректирует цель. Станет ясно, что те функции, которые ему казались необходимыми, не нужны, а нужны другие. Вносить изменения на бумаге легче и экономичнее.
3. Чтобы подрядчик имел понимание, что строит.
Подрядчик мысли читать не умеет и не учтет несказанного, казавшегося заказчику очевидным. Трудно донести до монтажников, что от них требуется. Они поймут по-своему и воплотят не то решение, которое хотел бы видеть заказчик. Чтобы оговорить все нюансы, одним договором с техническим заданием не обойтись: в нем всего не учтешь, иначе это уже будет не договор, а нечто похожее на проект.
3. Спланировать работы.
Без проекта не всегда видна общая задача, а значит, сложно правильно составить план работ, рассчитать время и ресурсы.
4. Оценить затраты.
Только в результате проектирования можно получить спецификацию, максимально приближенную к реальной. При нормальном подходе к работе сначала выполняется проект и уже на его основании определяется стоимость строительства.



Внимание! Копирование материалов, размещенных на данном сайте допускается только со ссылкой на ресурс http://www.tzmagazine.ru