Автор: Елена Ридченко, заместитель компании "Технологии защиты"

http://www.tz-adress.ru

Конечно, было бы хорошо и правильно опираться в маркетинговой работе на серьезные и объективные исследования рынка. Но, увы, таковых на сегодняшний день нет. Отчасти курьезная ситуация: маркетологи рынка ТСБ лишены важнейшего инструментария, и, похоже, это всех устраивает. По крайней мере, не наблюдается никаких попыток эти исследования сделать. Что мешает? Нет компаний, готовых финансировать такие исследования? Нет организующего центра, способного консолидировать и грамотно освоить средства нескольких грандов рынка? Согласитесь, вопросы почти риторические, тем не менее...
Наверное, у меня найдутся оппоненты, что само по себе неплохо, я тем не менее считаю, что пока еще всерьез и объективно российский рынок технических средств безопасности никто не померил. Тезис о чрезмерной закрытости нашего рынка убеждает слабо. Потому что, например, наши «смежники» из частной охраны, у которых, сами понимаете, поводов «закрываться» никак не меньше, свой сегмент померили. Было проведено несколько независимых исследований. Их результаты несколько разнятся, но в целом понятно, что годовой оборот рынка частной охраны составляет порядка –2,5 млрд. Если учесть, что мировой рынок частной охраны тянет примерно на млрд, понятно, что Россия занимает на нем достаточно весомые позиции.
Известно, что существует несколько методов для определения емкости рынка. Например, через число занятых в отрасли или через объем продаваемых товаров и/или потребляемых рынком услуг. Однако точное число работающих в нашей отрасли сотрудников вряд ли поддается исчислению. Так же, как и объемы продаваемых товаров и оказываемых услуг. А нужно еще обязательно учесть, что существует доля «серых» продаж ТСБ и услуг по их инсталляции. Оценить рынок со стороны клиентов также весьма затруднительно, потому что никаких маркетинговых замеров не существует.
При этом понятие «маркетинг» уже давно обрело на нашем рынке полновесное звучание, а любая мало-мальски уважающая себя компания имеет в штате маркетологов.
Что же из этого следует? Следует жить – тут с автором слов известной песни не поспоришь. И создавать инструменты, способные облегчить жизнь и работу коллег-маркетологов. Чем мы, собственно, и занимаемся уже несколько лет.
Это тяжелое занятие. Очень кропотливая работа. Я имею в виду таблицы брендов рынка ТСБ, которые уже четвертый выпуск подряд являются изюминкой справочника «ТЗ-адрес», выпускаемого нашей компанией, и самым востребованным на рынке информационным продуктом. Не скрою, у него есть критики. Что им можно ответить? Тривиального «не ошибается лишь тот, кто ничего не делает» в данном случае явно недостаточно. Пожалуй, самое главное в том, что мы создали уникальный продукт. То есть начало работы (да и ее продолжение тоже) проходило в условиях полного отсутствия каких-либо аналогов.
Мы попытались найти оптимальное соотношение между новизной продукта и глубиной предоставляемой рынку информации. И это, по мнению подавляющего большинства пользователей, нам удалось.

Ассортимент нашего «маленького» рынка
Мнение, согласитесь, довольно расхожее: российский рынок ТСБ – маленький. По уже названным причинам не могу в противовес ему привести цифры, убеждающие в обратном. Да этого в данном случае и не нужно. Достаточно, на мой взгляд, посмотреть, какова емкость вполне открытых и удостоившихся всесторонних исследований секторов рынка. Я, может быть, приведу не самые свежие цифры, но вряд ли они со времени опубликования выросли на порядки. Опять же надо учитывать, что и рынок ТСБ не стоял на месте. Так вот годовой оборот рынка маркетинговых исследований составляет, по разным оценкам, от 0 до 200 млн. Рынок консалтинга – до млрд. Рынок рекламы – порядка млрд. Почему-то у меня есть полная уверенность, что мы в этом списке были бы далеко не на последнем месте.
А теперь обратимся к такому показателю, как насыщенность рынка товарами и услугами. Как вы думаете, сколько на российском рынке ТСБ представлено брендов? Ответить на этот вопрос достаточно легко, воспользовавшись справочником «ТЗ-адрес», но я, конечно, не жду, что читатели немедленно возьмутся за калькуляторы. Скажу сама, потому что такую статистику мы, естественно, ведем: более 700. И это только продукты, которые можно по тем или иным признакам причислить к брендам. Каждый бренд, соответственно, представлен определенной (порой весьма обширной) номенклатурой товаров. А ведь есть еще масса оборудования, имеющего не только наименование и серийный номер, но и достаточно устойчивый спрос, но не относящегося к общепризнанным брендам.
Но вернемся к цифрам, которые иной раз показательнее любых слов. Ведущие бренды рынка представляют более 200 компаний. Это производители оборудования, торговые дома, инсталляторы.
Как распределились бренды по ведущим сегментам рынка, видно на диаграмме 1.

Диаграмма 1

Количество брендов по разделу «Интегрированные системы безопасности» – 81
Оборудование для телевизионных системы наблюдения – 209
Оборудование для СКУД – 119
Парковочные системы – 25
Оборудование для ОПС – 120
Пожарное оповещение – 41
Оборудование для систем охраны периметров – 52
Домофоны – 41
Спецтехника – 31


Впереди планеты всей
Не знаю, будет ли это для вас открытием, но на российском рынке технических систем безпасности преобладают российские бренды. Причем во всех основных сегментах. Например, по интегрированным системам безопасности преимущество перед идущими на втором месте США более чем двукратное. По оборудованию для систем охраны периметров у наших производителей, похоже, вообще нет сколь-либо серьезных конкурентов – абсолютное лидерство. Примерно такая же картина в сегменте, в котором представлены системы охранной и пожарной сигнализации. И даже в сегменте CCTV, где, как считают многие эксперты, мы отстали от зарубежных производителей навсегда, наша страна – первая, на целых три процента опережая Тайвань.

Диаграмма 2

По разделу ИСБ

Бренды каких стран:
Россия – 60%
США – 22%,
Израиль – 7,5%
Германия –7,5%
Испания, Канада, Швеция – 3%

Диаграмма 3

По разделу «Оборудование для телевизионных систем наблюдения»
Россия – 24%
Тайвань – 22%
Корея – 14%
США – 11%

Япония – 10%
Германия – 5%
Великобритания – 3%
Италия – 2%
Израиль- 2%
Китай, Швеция, Канада, Финляндия, Швейцария и др. – 7%

Диаграмма 4

По разделу «Оборудование для СКУД»
Россия – 37%
США – 25%

Германия – 9%
Италия – 8%
Корея – 4%
Швеция- 4%
Великобритания – 3%
Тайвань – 2%
Израиль- 2%
Бельгия, Финляндия, Канада, Испания, Ирландия, Австралия, Китай – 6%

Диаграмма 5

По разделу «Оборудование для ОПС»
Россия – 53%
США – 15%
Великобритания – 6%

Израиль – 5%
Германия – 4%
Италия – 4%
Канада – 3%
Япония – 2%
Финляндия – 1%
Польша – 1%
Австрия, Норвегия, Швейцария, Тайвань, Хорватия – 6%

Диаграмма 6

По разделу «Оборудование для систем охраны периметров»
Россия – 47%
Великобритания – 10%
Италия – 8%
Израиль – 7%
США – 6%

Германия- 6%
Япония – 3%
Канада – 3%
Китай- 3%
Бельгия, Швеция, Франция и др. – 7%

Диаграмма 7

Пожарное оповещение:

Россия – 43%
Германия – 14%
США – 11%
Корея – 14%
Италия- 6%
Япония- 4%
Норвегия, Великобритания, Чехия, Финляндия, Литва- 8%

Диаграмма 8

В разделе «Домофоны»
Россия – 38%
Корея – 18%
Тайвань –8%
Польша – 8%

Италия – 8%
США- 5%
Германия- 5%
Испания- 2%
Великобритания- 2%
Другие- 6 %

Факты, согласитесь, любопытные. Тут есть над чем поразмышлять, особенно тем, кто еще не утратил способность к размышлению. С одной стороны, вроде бы есть все формальные поводы окончательно и бесповоротно воспылать патриотизмом. С другой – самое время задаться вопросом, почему наш потребитель выбирает российскую продукцию.
Эксперты, с которыми я обсуждала эту тему, считают, что тому есть несколько причин. Российское оборудование, по их мнению, зачастую не уступает по своим функциональным возможностям западным (не говоря уже о некоторых восточных) аналогам. При этом оно, как правило, лучше адаптировано к российским условиям эксплуатации. И не только к климатическим. Имеется в виду культура монтажа и эксплуатации, вандалозащищенность оборудования и т. д. Скажем, ни в одной СКУД зарубежного производства не прописана такая функция, как «разрешенное опоздание». А российские заказчики, оказывается, нередко хотят, чтобы в их системах таковая была.
Очень важная причина – цена. То, что произведено в России, как правило, дешевле, причем существенно. Есть еще такие важные моменты, как более приемлемые для заказчика сроки поставки оборудования, возможность оперативной технической поддержки.
Да, практически все российское оборудование производится из импортных комплектующих, которые монтируются в импортные же корпуса. Но этот аргумент нужно скорее отнести к плюсам отечественной техники. Потому что российские производственные предприятия заказывают необходимые им комплектующие на тех же заводах, что и ведущие мировые производители. Международное разделение труда, и ничего тут не попишешь.
Впрочем, справедливости ради надо сказать, что, несмотря ни на что, зарубежные бренды совсем неплохо чувствуют себя на российском рынке. Рост продаж оборудования ведущих мировых производителей отмечают практически все опрошенные нами эксперты. Очень активно развиваются и дистрибуторские сети, причем не только в обеих столицах, но и в других регионах России. Еще один значимый показатель – увеличение числа представительств иностранных компаний. Их на сегодняшний день в нашей стране уже более 30. То есть в роли отстающих гранды мирового рынка быть не хотят и амбиций своих не скрывают. Одна из главных проблем, по мнению экспертов, – обеспечение оперативного и качественного сервиса, гарантийного и постгарантийного обслуживания импортной техники. Лидеры российского рынка, осуществляющие дистрибуцию зарубежной техники, эту задачу решают. А насколько далек тот день, когда наши производители лишатся этого своего конкурентного преимущества, покажет время.
Правда, мировой финансовый кризис может внести (и наверняка внесет) свои коррективы. Но кризисы, даже самые тяжелые, хороши тем, что они рано или поздно проходят. Тем интереснее эти докризисные (по крайней мере, если иметь в виду данные, которые стали их основой) заметки.
По сути, вы, дорогие читатели, только что познакомились с последним докризисным срезом российского рынка ТСБ. Тем, наверное, интереснее будет через некоторое время сравнить ситуации. Сделать это просто. Достаточно набрать адрес, вынесенный в заголовок этих заметок.


www.tz-adress.ru


Внимание! Копирование материалов, размещенных на данном сайте допускается только со ссылкой на ресурс http://www.tzmagazine.ru