Автор: Денис ТАРАСОВ, АО «ЦеСИС» | Изучение стойкости заграждений к силовому воздействию | |  За последнее время появился большой
интерес к вопросам, связанным с созданием
теоретических основ для разработки и
проектирования, а также с практическим
применением систем и средств физической
защиты объектов как промышленного, так и
гражданского назначения.
Как правило, первым рубежом безопасности
является внешний стационарный периметр, проходящий по границе территории
охраняемого объекта. Однако в настоящее
время многие объекты инфраструктуры
требуют не постоянного, а временного ограничения своей территории, например, для проведения массового мероприятия с большим скоплением
людей (фестивали, ярмарки и т. п.).
Поэтому при организации временного периметра
нельзя исключать одну из наиболее опасных потенциальных угроз – таранный удар автотранспортным
средством. Для противодействия такой угрозе и
реализации мобильных свойств заграждения одним
из наиболее простых и надежных решений является
преграда, образованная соединенными между собой
железобетонными блоками.
| Рис. 1.
Общий вид заграждения:
1 – железобетонный блок;
2 – элемент связи
Техническое решение, представленное на рисунке 1,
предназначено для создания физического препятствия транспортному средству, прорывающемуся
на территорию охраняемого объекта посредством
таранного удара. Оно также обеспечивает принудительную остановку автомобиля и предотвращает
распространение последствий планируемого террористического акта. Такую конструкцию следует
рассматривать как единую механическую цепь,
состоящую из отдельных объемных железобетонных
блоков, соединенных между собой элементами,
образующими между ними связи. Вместе с тем
неправильно принятые предпосылки при расчете
или конструктивные решения на стадии разработки
такого устройства могут повлечь за собой разрыв
механической цепи прорывающимся транспортным
средством со всеми вытекающими трагичными последствиями.
| 
Целью исследования являлись условия повышения
несущей способности мобильного заграждения, а
именно стойкости к таранному удару транспортным средством, а также оценка влияния одного из
параметров, определяющих работу конструкции и
распределение усилий в ее элементах при внешнем
воздействии поперечной кратковременной динамической нагрузки.
Моделирование работы мобильного заграждения
при действии внешних силовых факторов проводилось в системе компьютерного моделирования
SolidWorks «Анализ движения». Трехмерная твердотельная модель представляла собой изделие,
состоящее из 5 секций, и основание, на котором
оно установлено. Взаимодействие между секциями
в цепи заграждения моделировалось с помощью
сопряжений «Концентричность». |  Для моделирования контакта железобетонных блоков и основания
использовалась односторонняя связь, в параметрах
которой определялся коэффициент трения покоя и скольжения, а
также жесткость. Односторонняя связь в виде 3D-контакта позволяла сохранить возможность перемещения блоков в вертикальной
плоскости с отрывом от основания и тем самым
исследовать возможность опрокидывания цепи в
целом. Поперечное кратковременное динамическое
воздействие от транспортного средства моделировалось заданием начальной скорости движения центрального блока, равной 5 м/с. Изменение скорости
от 0 до 5 м/с происходило за 200 миллисекунд.
Этот параметр определен на основе результатов, полученных в ходе натурных испытаний (рис. 2). Кроме
того, в качестве нагрузок задавалась сила тяжести,
препятствующая опрокидыванию и вызывающая
трение блоков об основание.
|  Рис. 2.
Натурные испытания заграждения методом краш-теста
На этапе рабочего проектирования средств физической защиты разработчику необходимо принимать оптимальные конструктивные решения
и обосновывать их эффективность. Эта задача
осложняется тем, что каждый раз при организации
охраны периметра нового объекта возникают иные
условия эксплуатации мобильного заграждения,
не похожие на предыдущие. Так, в зависимости от
вида основания, на которое устанавливается изделие, а также времени года и наличия атмосферных
осадков меняется один из основных параметров,
определяющих работу конструкции при внешнем
воздействии. Этим параметром является коэффициент трения скольжения. В связи с этим исследовались характер изменения реакций, возникающих
в элементах связей между отдельными блоками,
а также поведение конструкции в зависимости от
указанного параметра.
Количественная оценка влияния коэффициента
трения скольжения на поведение конструкции
под действием поперечной кратковременной
динамической нагрузки выполнена по углу поворота ударяемого блока вокруг его продольной оси.
|  Рис. 3.
Зависимость угла поворота по времени от коэффициента трения скольжения
На рисунке 3 представлены зависимости угла поворота ударяемого блока вокруг продольной оси от времени, вычисленные при
коэффициентах трения скольжения, имеющих значения от 0,2 до
0,7 включительно с шагом 0,1.
Увеличение коэффициента трения приводит к росту сил сопротивления, вызванных трением скольжения, а также инерционных сил,
являющихся нежелательными и способствующих опрокидыванию
механической цепи, что недопустимо с точки зрения тактики применения мобильного заграждения. На рисунке 3 видно, что рост
значения коэффициента трения скольжения от 0,2 до 0,6 ведет к
увеличению угла поворота вокруг продольной оси блока, испытывающего непосредственно поперечный удар.
При этом следует отметить, что опрокидывания ударяемого блока
и цепи в целом не происходит, поскольку в течение времени взаимодействия мобильного заграждения с транспортным средством,
по мере остановки автомобиля, угол поворота возвращается к
своему первоначальному значению до соударения. Однако при
коэффициенте трения скольжения, равном 0,7, происходит резкий
рост угла поворота, что свидетельствует об опрокидывании и необеспечении изделием заявленных технических характеристик по
остановке прорывающегося транспортного средства. В связи с этим
дальнейшие исследования проведены для коэффициента трения
скольжения со значениями от 0,2 до 0,6 включительно с шагом 0,1.
Главными конструктивными элементами, определяющими общую
неразрывность механической цепи при внешнем воздействии,
являются элементы связей, поскольку сами железобетонные блоки
имеют несопоставимо большую прочность.
|  Рис. 4.
Зависимость продольной реакции в связи по времени от коэффициента трения скольжения |  Рис. 5.
Зависимость поперечной реакции в связи по времени от коэффициента трения скольжения
На рисунках 4 и 5 представлены зависимости, характеризующие
изменение значений по времени продольных и поперечных составляющих реакций в связях между блоками от коэффициента
трения скольжения.
Из полученных при моделировании зависимостей видно, что
увеличение коэффициента трения скольжения вызывает резкий рост внутренних усилий, возникающих в элементах связей
между блоками. Это происходит из-за возрастающего действия
внешних сил трения и инерции на звенья мобильного заграждения. При этом следует отметить, что по своим абсолютным
значениям продольные составляющие реакций в связях (рис. 4)
в несколько раз больше поперечных (рис. 5). Тем самым подтверждается тот факт, что изделие, состоящее из
отдельных железобетонных блоков, соединенных
между собой, ведет себя под внешним воздействием
как цепь или изгибно-жесткая нить. Это обусловлено
тем, что в силу особенностей работы таких элементов при действии поперечной нагрузки вектор, соответствующий внутреннему усилию, всегда направлен
по касательной к его оси.
Проведенное компьютерное моделирование поведения мобильного заграждения на основе модели
механической цепи под действием поперечной
кратковременной динамической нагрузки позволило выявить влияние коэффициента трения скольжения на работу и распределение внутренних усилий
в элементах конструкции. Полученные данные дают
возможность повышать сопротивление мобильного
заграждения к ударному воздействию посредством
принятия эффективных технических решений, снижающих коэффициент трения скольжения в паре
«мобильное заграждение – основание для его
установки». Этот способ в отличие от традиционных
путей решения задачи по повышению несущей
способности той или иной конструкции не требует
увеличения геометрических параметров сечений
элементов, например, таких как площадь, а также
прочностных характеристик материала изделия.
Результаты проведенного исследования позволят
при разработке подобных устройств применять
менее материалоемкие конструктивные решения и
тем самым экономически более оправданные.
| 
БЫСТРОВОЗВОДИМОЕ ПРОТИВОТАРАННОЕ
СИГНАЛЬНОЕ ЗАГРАЖДЕНИЕ
Заграждение применяется для обустройства безопасных проходов и проездов при проведении конгрессных, спортивно-массовых мероприятий, а также в качестве ограждения КПП и прочих
зон на территории объекта.
ПРЕИМУЩЕСТВА
• Конструкция блока позволяет организовать любые повороты
заграждения в горизонтальной плоскости.
• Нижние края сварной панели зафиксированы для предотвращения их отгибания.
• За счет наличия на железобетонных блоках карманов для
вилочных автопогрузчиков заграждение может быть переставлено в короткие сроки.
• Заграждение полностью исключает проникновение фрагментов таранящего автомобиля на территорию объекта.
• Не требует сезонных регламентных работ.
• Не повреждает дорожное покрытие.
КОНСТРУКЦИЯ
Заграждение состоит из двух частей:
• Нижняя часть – железобетонный блок с габаритами: длина –
3100 мм, высота – 1000 мм, ширина основания – 780 мм.
Масса – 3400 кг.
• Верхняя часть – сварные сетчатые панели, плоское колючее
заграждение (ПКЗ), пулерассеивающие и противоосколочные
сетчатые панели.
• Конструкции заграждения являются платформой
для установки ТСО, на них предусмотрен монтаж
коробов для прокладки и защиты кабельных трасс,
а также кронштейнов для установки систем освещения, видеонаблюдения и солнечных батарей.
Бетонные блоки имеют скосы на углах 45° и фиксируются между собой с помощью специального замкового
устройства.
Стойки заграждения устанавливаются на специальные
закладные бетонного блока и фиксируются при помощи болтового соединения с последующим закрытием
узла крепления вандалоустойчивой металлической
пластиной.
Для увеличения общей высоты (до 4,85 м) и затруднения
преодоления основного заграждения устанавливается
козырьковое заграждение из сетчатого полотна или
армированной колючей ленты.
|  *исследования, приведенные в статье, проводились на
примере изделия «Заслон-С»
|
Внимание! Копирование материалов, размещенных на данном сайте допускается только со ссылкой на ресурс http://www.tzmagazine.ru
|
|