
Исторически сложилось, что вопросы ТОиР* СППЗ тотально обделены вниманием со стороны профессионального
экспертного сообщества. Фокус специалистов индустрии
пожарной безопасности направлен на процессы проектирования и монтажа СППЗ. Причина банальна и проста
– именно там все деньги. До ввода объекта в эксплуатацию вкладываются немалые средства в проектирование,
закупку оборудования и его монтаж, которые, порой на
практике, в тысячи раз превосходят будущие расходы на
ТОиР СППЗ.
И это при том, что от качества и полноты ТОиР во многом
зависит работоспособность корректно инсталлированной
СППЗ. Эта проблема наиболее остро стоит на объектах
бюджетных организаций.
Чтобы наглядно продемонстрировать тяжесть положения, можно обратиться к антирекордам, зафиксированным на портале государственных закупок, где
имеются прецеденты завершившихся торгов, в которых на обслуживание одного пожарного извещателя
приходился один рубль в месяц. Очевидно, что при
таком ценообразовании никаких работ на объекте в
реальности проводиться не будет.
Дело в том, что чаще всего цена договора на ТОиР
СППЗ определяется в результате аукциона на понижение, где едва ли не каждый раз всё заканчивается
падением начальной цены обслуживания до уровня,
когда фактически невозможно проводить работы в
соответствии с ТЗ. При этом не стоит забывать, что
именно потенциальные (и итоговые) исполнители
роняют цену на аукционной площадке, прекрасно понимая, что за эти деньги можно разве только заполнить
журнал эксплуатации СППЗ. Также не стоит забывать
и заказчиков, с молчаливого согласия которых происходит всё вышеперечисленное. Внезапно может
оказаться, что вопреки заблуждениям далеко не всё
зависит от регуляторов в лице МЧС России, ситуация
именно такая во многом благодаря действиям или
бездействиям профессионалов и рядовых участников
рынка пожарной безопасности.
Стоит добавить, что сами по себе СППЗ не приносят
никакой добавленной ценности для объекта, которая
могла бы помочь в рамках основного вида деятельности организации, функционирующей в нём. А процесс
обеспечения работоспособности СППЗ во многом
состоит из типовых и рутинных процедур. В этой
связи, чисто по-человечески, можно понять невысокий приоритет в системе ценностей руководителей
организаций вопросов обеспечения пожарной безопасности. Но мы настаиваем, что это очень опасное
заблуждение.
Руководитель одного из крупнейших производителей
отечественных СПА описывает сложившуюся ситуацию
на рынке ТОиР СППЗ следующим образом: «Одни
(заказчики) делают вид, что платят, другие (исполнители) – что работают». Цитата максимально ёмко
и лаконично описывает ситуацию на отечественном
рынке ТОиР СППЗ.
Но возникает вопрос, кто должен сделать первый
шаг – заказчик начать платить, чтобы обслуживающая организация качественно проводила ТОиР,
или наоборот? Кажется, без внешнего арбитра не
обойтись. Не зря в индустрии пожарной безопасности традиционно роль первой скрипки берёт на
себя МЧС России. Как нам видится, для решения
этой задачи уважаемому регулятору имеет смысл
рассмотреть возможность выпуска совместно с ФАС
рекомендательного документа, дающего основания
заказчику включить в конкурсную документацию
требования, препятствующие снижению цены ниже
расчётной трудоёмкости регламентов ТОиР СППЗ,
умноженной на региональный МРОТ. Таким образом,
создать основания для отклонения недобросовестных
конкурсных заявок и проведения лицензионных проверок компаний, обслуживающих СППЗ социальных
объектов по ценам, заведомо исключающих полноту
выполнения регламентных работ.
Кроме повышения цен договоров услуг, имеет
смысл посмотреть в сторону сокращения затрат на
процессы ТОиР СППЗ. Выше мы уже отмечали, что
процессы ТОиР содержат в себе множество рутины,
которую можно и нужно автоматизировать. Автоматизация – это
действенный способ сокращения издержек без ущерба для качества. При этом автоматизация ТОиР СППЗ относительно редкое
явление на отечественном рынке, во-первых, потому, что ТОиР
многие выполняют лишь на бумаге и не выполняют по существу, а
для этого не нужны системы автоматизации. Во-вторых, значимая
часть ТОиР – ведение журнала эксплуатации СППЗ может происходить только на бумаге. Из-за этого эффект от автоматизации
снижается и становится менее привлекательным. Для решения этой
задачи регуляторам имеет смысл рассмотреть возможность создания нормативных условий для ведения журналов эксплуатации
всех СППЗ в электронном виде. На сегодняшний день в некоторых
нормативных документах допускается возможность ведения журнала эксплуатации в электронном виде, например, п. 6.4.7 ГОСТ
Р 59638-2021; а в других содержится рекомендуемая бумажная
форма, например, п. 7.2.7 ГОСТ Р 59636-2021. В результате, в силу
взаимосвязи процессов организации ТОиР сопрягаемых систем,
снижается востребованность электронных журналов. А вместе с
ними снижается востребованность систем автоматизации.
Создание вышеописанных условий со стороны МЧС России, как нам
видится, позволит увеличить бюджеты на ТОиР, с одной стороны, а с
другой – создать условия для сокращения издержек. Возможно, два
этих сонаправленных эффекта поспособствуют реальному выполнению требований Приказа Росстандарта от 13.02.2023 N 318 в части
ТОиР СППЗ, что в конечном счете приведёт к повышению уровня
пожарной безопасности на функционирующих объектах.
_________________________________________________
*ТОиР (Система технического обслуживания и ремонта)
|