Автор: Вячеслав ТЕСАКОВ, генеральный директор компании «Равелин»

Особенности создания СКУД в жилом комплексе. Годы проб и ошибок



Наша компания более 20 лет работает на рынке систем контроля и управления доступом (СКУД). Одним из направлений деятельности всегда была интеграция с домофонными системами, поэтому мы пристально следим за развитием данного сегмента. В представленной на суд читателей статье хотелось бы подвести некоторые итоги развития этого рынка. И посмотреть на перспективы.

Сегодня жители стали более требовательными к вопросам безопасности жилья. И это объяснимо, так как в понятие современной городской среды входят не только удобство и развитая социальная инфраструктура, но и защищенность от возможного проникновения злоумышленников в дома и квартиры, а также терроризма.

Как правило, система охраны жилого комплекса закладывается в проект еще на этапе строительства. Основой для этого является СП 132.13330.2011 «Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений» и СП 54.13330.2022 «Здания жилые многоквартирные». Единых требований по организации систем безопасности не существует, но есть набор параметров, обеспечивающих защиту жильцов, который может отличаться в зависимости от класса и размеров жилого дома.

Одной из подсистем обеспечения безопасности является система контроля и управления доступом. В нее входят: домофоны и контроллеры точек доступа в подвалы, на чердаки, калитки на периметре и въезд на парковку.

Исторически требования к данной подсистеме развиваются не только исходя из требований СП, но и на основе желаний собственников жилья. Так как жильцы хотят иметь удобный сервис взаимодействия с подсистемой СКУД. В домах эконом- класса в основном все обходятся домофоном, в элитных домах и зданиях бизнес- класса это, как правило, многоуровневая система, которая охраняет периметр жилого комплекса, въезд на парковку, выход из паркинга, входы в подъезд и в квартиры.

Переход от аналоговых к IP-системам: что изменилось при организации СКУД. Умный домофон

В РФ сегодня установлены десятки тысяч домофонов, в основном они относятся к категории аналоговых, то есть информация от панели до трубки в квартире передается по специально проложенным проводам. Такое решение было типовым на протяжении нескольких десятков лет и не вызывало ни у кого никаких нареканий. Большинство жителей это устраивает и сегодня. Но, как уже отмечалось выше, жильцы хотят иметь более удобный сервис взаимодействия со своей подсистемой СКУД. А развитие технологий привело к появлению другого типа домофонов, которые работают по IP-сетям. Изначально стоимость IP-домофонов была значительно выше, и чтобы завоевать рынок, производители и интеграторы начали предоставлять жильцам лучший сервис: работа со смартфоном (организация вызова, возможность разговора, открытие двери с приложения), просмотр видеоархивов, организация взаимодействия с управляющей компанией и т.д. Одновременно появилось требование закрытия периметра дома, контроль входов на чердаки и т.д. В результате сегодня на объектах жилищного фонда создаются целые комплексы обеспечения безопасности.

Особенностями работы IP-домофона являются: использование TCP/IP и SIP протоколов для передачи данных, облачное хранение данных, дистанционное управление настройками из облака, а также возможность разговора жильца с посетителем и открытие двери со смартфона. Получение вызова с домофона, разговор с посетителем и открытие двери подъезда с помощью смартфона реализуется через удаленный сервер производителя, что создает прямую зависимость жителей от сторонних ресурсов. Облачный сервис существенно упрощает управление элементами СКУД обслуживающей организацией и позволяет расширять предлагаемый функционал в зависимости от пожеланий жильцов. У таких домофонов даже появилось свое собственное название - «умный домофон». Однако, как это часто бывает при развитии технологий, постепенно любой домофон, в т.ч. и аналоговый, который работает с приложением на смартфоне, стал называться «умным». Сегодня, практически любой домофон после небольшой модернизации может стать «умным». И при этом не важно, какая панель используется – аналоговая, либо IP.

Таким образом, «умный домофон» сегодня обладает следующим основным набором функций:

1. Возможность одновременного вызова на классическую трубку домофона или IP-трубку, а также мобильное приложение жильца.

2. Возможность удаленного доступа к панели домофона с функциями диагностики и управления.

3. Возможность интеграции программного обеспечения домофона с единым центром управления управляющей компании, либо городского мониторингового центра.

4. Возможность расширения функционала под потребности управляющей или обслуживающей организации.

Контроль доступа в чердачные помещения, подвалы, на крышу дома, калитки на периметре жилого комплекса, въезд в паркинг, выезд и выход из паркинга обеспечиваются с помощью контроллеров СКУД различных производителей. При этом контроллеры СКУД и панели «умного домофона» желательно интегрировать в единую систему, чтобы они работали под одним программным обеспечением.

У каждой современной технологии есть как преимущества, так и недостатки. Опыт эксплуатации современных систем СКУД в жилых комплексах показал, что использование облачных технологий – не всегда надежное решение. Основная проблема такого решения – использование внешней системы передачи данных различных провайдеров. Сами ЦОДы, где располагаются облака производителей, работают устойчиво и надежно, а вот каналы передачи данных достаточно часто сбоят. Это приводит к недовольству жителей, т. к. у них пропадает возможность управлять подъездным домофоном через смартфон.

Каждая управляющая компания, провайдер или другая организация, обслуживающая систему безопасности жилого дома, стремится к своей технологической независимости и снижению затрат на обслуживание. Результатом этого стало появление на рынке домофонных IP-панелей, произведенных провайдерами либо обслуживающими организациями. Это привело к диверсификации рынка и должно повысить качество выпускаемых домофонов.

С другой стороны, информация о фактических событиях, происходящих в жилых домах (логи событий), это персональные данные о каждом жильце. И эти данные характеризуют его частную жизнь, привычки и т. д. Соответственно, они подпадают под действие Федерального закона «О персональных данных» от 27.07.2006 N 152-ФЗ. И чуть ли не каждый день мы читаем информацию в СМИ о том, что такие персональные данные утекают в сеть неизвестно куда. Повысить надежность работы СКУД на объектах жилищного фонда можно путем установки домового сервера, который обеспечит возможность удаленного доступа к панели домофона и контроллерам СКУД для диагностики и управления и хранения архива событий.

Опыт эксплуатации систем СКУД на объектах жилищного фонда показал, что только комплексный подход с использованием, как облачных, так и серверных технологий является оптимальным и обеспечивает необходимые надежность и устойчивость работы системы безопасности. В качестве программного обеспечения можно использовать, как типовые интегрирующие программные средства, так и специализированные платформы, разработанные управляющими компаниями.



Организация парковки в жилом комплексе

Отдельное направление развития получила организация парковки транспортных средств на территории жилого комплекса. Здесь существуют две проблемы.

Первая – когда машин больше, чем мест на парковке у дома. Вторая – когда машин меньше, чем мест в домовом паркинге. В первом случае хочется не пускать лишних, во втором – максимально использовать свободные площади, в том числе сдавая их в аренду. Есть еще одна общая проблема, которая серьезно проявилась в последние 4 года, это допуск разовых посетителей (гостей, курьеров и т. п.) на территорию жилого комплекса и в подъезды. Посетители при этом могут быть, как пешими, так и на автотранспорте. Поэтому для них надо организовать удобный разовый допуск на территорию комплекса через периметр, учитывая эти особенности. Обе эти задачи решаются установкой средств СКУД.

Первая проблема решается с помощью установки оборудования СКУД практически любого производителя. Главное при этом правильно выбрать типы идентификаторов, чтобы они были не копируемыми, устойчиво работали, были интегрированы в систему безопасности жилого дома и решали задачу допуска разовых посетителей. Обычно для этого используют два типа идентификаторов. Один – для допуска постоянных жильцов (брелоки, smart-идентификаторы, BLE-метки и т.п.), а другой – для допуска разовых посетителей, такие как выделенный телефонный номер или специальный разовый QR-код, или BLE-метка, которую посетитель получает либо в мессенджер, либо в приложение на смартфоне. В качестве программного обеспечения могут использоваться те же программные средства, что обеспечивают систему безопасности на объекте.

А вот аренду машиномест в паркинге жилого комплекса можно организовать только с помощью специального стороннего облачного сервиса, который не управляется системой безопасности объекта. Это связано с тем, что необходимо генерировать специальный разовый идентификатор и передавать его посетителю с помощью электронных средств связи. В таком случае в системе допуска в качестве идентификатора используется либо специальный QR-код, либо BLE-метка, которая передается на мобильное приложение посетителя либо в мессенджер. Допуск возможен и по регистрационному номеру транспортного средства, который посетитель заранее передает в систему управления сервиса СКУД. Кроме допуска на территорию данный сторонний сервис обеспечивает: организацию платежей за аренду, контроль количества свободных мест в паркинге, возможность задавать лимит времени нахождения посетителя на территории комплекса, возможность писать комментарии посетителю.


В целом организация допуска на территорию жилого комплекса, на парковку и обеспечение возможности краткосрочной аренды машиномест превратилось в отдельное направление бизнеса и сейчас активно развивается. Использование BLE-меток в жилых комплексах Еще один из интересных вопросов, который много обсуждается, это создание бесконтактного удаленного доступа в жилом комплексе – режим «свободные руки». Понятно, что у подъезда либо у ворот жилого комплекса человеку было бы удобно, чтобы замок или ворота открывались автоматически. Для этой цели начали активно применять BLE технологию.

Технология предполагает использование либо приложения в смартфоне, либо брелока-метки. Опыт эксплуатации показал, что оба варианта имеют свои преимущества и недостатки.

Если хранить BLE-метку в приложении на смартфоне, оно должно быть постоянно активно. Смартфон при этом должен находиться в рабочем состоянии, чтобы сканировать пространство поиска другого устройства – BLE-считывателя. Но операционная система смартфона так устроена, что оптимизирует потребление и отключает не используемые приложения. Один из вариантов решения – это ограничение времени сканирования, например, только когда приложение находится на переднем плане. Можно сканировать с перерывами, но операционная система смартфона это тоже контролирует и не поддерживает. В зависимости от версии операционной системы смартфона имеются лимиты на работу служб в фоновом режиме, обычно после 10 минут работы фоновый сервис прекращает свою работу принудительно. Поэтому можно уверенно говорить, что сканирование происходит, только когда приложение активировано. А это значит, что смартфон должен быть в руках у жильца. Кроме того, надо учитывать, что местонахождение смартфона у жильца тоже сильно влияет на дальность считывания BLE-идентификатора (от нескольких метров до десятков сантиметров).

Использование брелока-метки более удобно. Ее не надо активировать, она всегда находится в режиме сканирования и быстро находит считыватель. Проход и проезд разблокируются оперативно. Но такой брелок может иметь существенную стоимость. В зависимости от выбранного способа обмена данными между брелоком-меткой и считывателем, время жизни встроенного источника питания составляет от 3 месяцев до года, а это в конечном итоге приводит к дополнительным тратам.

Данная технология показала высокую надежность и удобство. Возможность использовать приложение и передавать пользователю BLE-метку через интернет позволила расширить спектр ее применения. Именно поэтому она нашла широкое применение в жилищной сфере.

Но учитывая все вышеизложенное, на взгляд автора, наиболее удобно использовать BLE-метки при организации проезда на территорию жилого комплекса либо в паркинг. А для входа в подъезд использовать обычные RFID-метки.

При организации антитеррористической защищенности жилищного фонда следует учитывать, что многоквартирные жилые дома являются одной из целей террористических атак. Современные системы безопасности в многоквартирных домах превратились за эти годы в многоуровневые интегрированные комплексы, в которые включены не только голосовые, но обычные СКУД. Для обеспечения высокого уровня надежности функционирования таких комплексов необходимо, чтобы сервер хранения данных находился не только в облачном хранилище, но и непосредственно в управляющей компании либо обслуживающей организации. Облачный сервис должен использоваться для управления и выполнения звонков на мобильные телефоны жильцов. Новые технологии в СКУД позволили создать программные сервисы, обеспечивающие возможность аренды машиномест, навигации на парковках, временной аренды помещений, и сегодня они формируются в отдельный бизнес.

Таким образом, современные технологии СКУД позволяют управляющим компаниям повышать эффективность работы с жилыми комплексами за счет организации различных дополнительных услуг. Одним из следующих направлений развития должна стать более полная интеграция средств СКУД в программные платформы, используемые для управления жилыми комплексами, как это произошло в свое время в промышленности.



Внимание! Копирование материалов, размещенных на данном сайте допускается только со ссылкой на ресурс http://www.tzmagazine.ru