Автор: Вячеслав ТЕСАКОВ, генеральный директор компании «Равелин» | Особенности создания СКУД в жилом комплексе. Годы проб и ошибок | | 
Наша компания более 20 лет работает на рынке систем контроля и управления доступом (СКУД). Одним из направлений
деятельности всегда была интеграция с домофонными системами, поэтому мы пристально следим за развитием данного
сегмента. В представленной на суд читателей статье хотелось
бы подвести некоторые итоги развития этого рынка. И посмотреть на перспективы.
Сегодня жители стали более требовательными к вопросам безопасности
жилья. И это объяснимо, так как в понятие современной городской среды
входят не только удобство и развитая социальная инфраструктура, но
и защищенность от возможного проникновения злоумышленников в
дома и квартиры, а также терроризма.
Как правило, система охраны жилого комплекса закладывается в
проект еще на этапе строительства. Основой для этого является СП
132.13330.2011 «Обеспечение антитеррористической защищенности
зданий и сооружений» и СП 54.13330.2022 «Здания жилые многоквартирные». Единых требований по организации систем безопасности не
существует, но есть набор параметров, обеспечивающих защиту жильцов, который может отличаться в зависимости от класса и размеров
жилого дома.
Одной из подсистем обеспечения безопасности является система контроля и управления доступом. В нее входят: домофоны и контроллеры
точек доступа в подвалы, на чердаки, калитки на периметре и въезд
на парковку.
Исторически требования к данной подсистеме развиваются не только
исходя из требований СП, но и на основе желаний собственников жилья.
Так как жильцы хотят иметь удобный сервис взаимодействия с подсистемой СКУД. В домах эконом- класса в
основном все обходятся домофоном, в элитных домах
и зданиях бизнес- класса это, как правило, многоуровневая система, которая охраняет периметр жилого
комплекса, въезд на парковку, выход из паркинга, входы
в подъезд и в квартиры.
Переход от аналоговых к IP-системам:
что изменилось при организации СКУД.
Умный домофон
В РФ сегодня установлены десятки тысяч домофонов, в
основном они относятся к категории аналоговых, то есть
информация от панели до трубки в квартире передается
по специально проложенным проводам. Такое решение
было типовым на протяжении нескольких десятков
лет и не вызывало ни у кого никаких нареканий. Большинство жителей это устраивает и сегодня. Но, как уже
отмечалось выше, жильцы хотят иметь более удобный
сервис взаимодействия со своей подсистемой СКУД. А
развитие технологий привело к появлению другого типа
домофонов, которые работают по IP-сетям. Изначально
стоимость IP-домофонов была значительно выше, и
чтобы завоевать рынок, производители и интеграторы
начали предоставлять жильцам лучший сервис: работа
со смартфоном (организация вызова, возможность
разговора, открытие двери с приложения), просмотр
видеоархивов, организация взаимодействия с управляющей компанией и т.д. Одновременно появилось
требование закрытия периметра дома, контроль входов на чердаки и т.д. В результате сегодня на объектах
жилищного фонда создаются целые комплексы обеспечения безопасности.
Особенностями работы IP-домофона являются: использование TCP/IP и SIP протоколов для передачи данных,
облачное хранение данных, дистанционное управление
настройками из облака, а также возможность разговора
жильца с посетителем и открытие двери со смартфона.
Получение вызова с домофона, разговор с посетителем
и открытие двери подъезда с помощью смартфона реализуется через удаленный сервер производителя, что
создает прямую зависимость жителей от сторонних ресурсов. Облачный сервис существенно упрощает управление элементами СКУД обслуживающей организацией
и позволяет расширять предлагаемый функционал в
зависимости от пожеланий жильцов. У таких домофонов
даже появилось свое собственное название - «умный
домофон». Однако, как это часто бывает при развитии
технологий, постепенно любой домофон, в т.ч. и аналоговый, который работает с приложением на смартфоне,
стал называться «умным». Сегодня, практически любой
домофон после небольшой модернизации может стать
«умным». И при этом не важно, какая панель используется – аналоговая, либо IP.
Таким образом, «умный домофон» сегодня обладает следующим
основным набором функций:
1. Возможность одновременного вызова на классическую трубку домофона или IP-трубку, а также мобильное приложение жильца.
2. Возможность удаленного доступа к панели домофона с функциями
диагностики и управления.
3. Возможность интеграции программного обеспечения домофона с
единым центром управления управляющей компании, либо городского
мониторингового центра.
4. Возможность расширения функционала под потребности управляющей или обслуживающей организации.
Контроль доступа в чердачные помещения, подвалы, на крышу дома,
калитки на периметре жилого комплекса, въезд в паркинг, выезд и
выход из паркинга обеспечиваются с помощью контроллеров СКУД
различных производителей. При этом контроллеры СКУД и панели
«умного домофона» желательно интегрировать в единую систему,
чтобы они работали под одним программным обеспечением.
У каждой современной технологии есть как преимущества, так и недостатки. Опыт эксплуатации современных систем СКУД в жилых комплексах показал, что использование облачных технологий – не всегда
надежное решение. Основная проблема такого решения – использование внешней системы передачи данных различных провайдеров. Сами
ЦОДы, где располагаются облака производителей, работают устойчиво
и надежно, а вот каналы передачи данных достаточно часто сбоят. Это
приводит к недовольству жителей, т. к. у них пропадает возможность
управлять подъездным домофоном через смартфон.
Каждая управляющая компания, провайдер или другая организация,
обслуживающая систему безопасности жилого дома, стремится к своей
технологической независимости и снижению затрат на обслуживание.
Результатом этого стало появление на рынке домофонных IP-панелей,
произведенных провайдерами либо обслуживающими организациями.
Это привело к диверсификации рынка и должно повысить качество
выпускаемых домофонов.
С другой стороны, информация о фактических событиях, происходящих
в жилых домах (логи событий), это персональные данные о каждом
жильце. И эти данные характеризуют его частную жизнь, привычки и
т. д. Соответственно, они подпадают под действие Федерального закона
«О персональных данных» от 27.07.2006 N 152-ФЗ. И чуть ли не каждый
день мы читаем информацию в СМИ о том, что такие персональные
данные утекают в сеть неизвестно куда. Повысить надежность работы
СКУД на объектах жилищного фонда можно путем установки домового
сервера, который обеспечит возможность удаленного доступа к панели домофона и контроллерам СКУД для диагностики и управления и
хранения архива событий.
Опыт эксплуатации систем СКУД на объектах жилищного фонда показал, что только комплексный подход с использованием, как облачных,
так и серверных технологий является оптимальным и обеспечивает
необходимые надежность и устойчивость работы системы безопасности. В качестве программного обеспечения можно использовать, как
типовые интегрирующие программные средства, так
и специализированные платформы, разработанные
управляющими компаниями.
| 
Организация парковки в жилом комплексе
Отдельное направление развития получила организация парковки транспортных средств на территории
жилого комплекса. Здесь существуют две проблемы.
Первая – когда машин больше, чем мест на парковке
у дома. Вторая – когда машин меньше, чем мест в домовом паркинге. В первом случае хочется не пускать
лишних, во втором – максимально использовать свободные площади, в том числе сдавая их в аренду. Есть еще
одна общая проблема, которая серьезно проявилась
в последние 4 года, это допуск разовых посетителей
(гостей, курьеров и т. п.) на территорию жилого комплекса и в подъезды. Посетители при этом могут быть, как
пешими, так и на автотранспорте. Поэтому для них надо
организовать удобный разовый допуск на территорию
комплекса через периметр, учитывая эти особенности.
Обе эти задачи решаются установкой средств СКУД.
Первая проблема решается с помощью установки
оборудования СКУД практически любого производителя. Главное при этом правильно выбрать типы
идентификаторов, чтобы они были не копируемыми,
устойчиво работали, были интегрированы в систему
безопасности жилого дома и решали задачу допуска
разовых посетителей. Обычно для этого используют два
типа идентификаторов. Один – для допуска постоянных
жильцов (брелоки, smart-идентификаторы, BLE-метки и
т.п.), а другой – для допуска разовых посетителей, такие
как выделенный телефонный номер или специальный
разовый QR-код, или BLE-метка, которую посетитель
получает либо в мессенджер, либо в приложение на
смартфоне. В качестве программного обеспечения
могут использоваться те же программные средства, что
обеспечивают систему безопасности на объекте.
А вот аренду машиномест в паркинге жилого комплекса
можно организовать только с помощью специального
стороннего облачного сервиса, который не управляется системой безопасности объекта. Это связано с тем,
что необходимо генерировать специальный разовый
идентификатор и передавать его посетителю с помощью
электронных средств связи. В таком случае в системе
допуска в качестве идентификатора используется либо
специальный QR-код, либо BLE-метка, которая передается на мобильное приложение посетителя либо в
мессенджер. Допуск возможен и по регистрационному
номеру транспортного средства, который посетитель
заранее передает в систему управления сервиса СКУД.
Кроме допуска на территорию данный сторонний сервис обеспечивает: организацию платежей за аренду,
контроль количества свободных мест в паркинге, возможность задавать лимит времени нахождения посетителя на территории комплекса, возможность писать
комментарии посетителю.
| 
В целом организация допуска на территорию жилого
комплекса, на парковку и обеспечение возможности
краткосрочной аренды машиномест превратилось
в отдельное направление бизнеса и сейчас активно
развивается.
Использование BLE-меток в жилых комплексах
Еще один из интересных вопросов, который много
обсуждается, это создание бесконтактного удаленного
доступа в жилом комплексе – режим «свободные руки».
Понятно, что у подъезда либо у ворот жилого комплекса человеку было бы удобно, чтобы замок или ворота
открывались автоматически. Для этой цели начали
активно применять BLE технологию.
Технология предполагает использование либо приложения в смартфоне,
либо брелока-метки. Опыт эксплуатации показал, что оба варианта
имеют свои преимущества и недостатки.
Если хранить BLE-метку в приложении на смартфоне, оно должно быть
постоянно активно. Смартфон при этом должен находиться в рабочем
состоянии, чтобы сканировать пространство поиска другого устройства –
BLE-считывателя. Но операционная система смартфона так устроена, что
оптимизирует потребление и отключает не используемые приложения.
Один из вариантов решения – это ограничение времени сканирования,
например, только когда приложение находится на переднем плане.
Можно сканировать с перерывами, но операционная система смартфона
это тоже контролирует и не поддерживает. В зависимости от версии
операционной системы смартфона имеются лимиты на работу служб
в фоновом режиме, обычно после 10 минут работы фоновый сервис
прекращает свою работу принудительно. Поэтому можно уверенно
говорить, что сканирование происходит, только когда приложение активировано. А это значит, что смартфон должен быть в руках у жильца.
Кроме того, надо учитывать, что местонахождение смартфона у жильца
тоже сильно влияет на дальность считывания BLE-идентификатора (от
нескольких метров до десятков сантиметров).
Использование брелока-метки более удобно. Ее не надо активировать,
она всегда находится в режиме сканирования и быстро находит считыватель. Проход и проезд разблокируются оперативно. Но такой брелок
может иметь существенную стоимость. В зависимости от выбранного
способа обмена данными между брелоком-меткой и считывателем,
время жизни встроенного источника питания составляет от 3 месяцев
до года, а это в конечном итоге приводит к дополнительным тратам.
Данная технология показала высокую надежность и удобство. Возможность использовать приложение и передавать пользователю BLE-метку
через интернет позволила расширить спектр ее применения. Именно
поэтому она нашла широкое применение в жилищной сфере.
Но учитывая все вышеизложенное, на взгляд автора, наиболее удобно
использовать BLE-метки при организации проезда на территорию
жилого комплекса либо в паркинг. А для входа в подъезд использовать
обычные RFID-метки.
При организации антитеррористической защищенности жилищного
фонда следует учитывать, что многоквартирные жилые дома являются одной из целей террористических атак. Современные системы
безопасности в многоквартирных домах превратились за эти годы в
многоуровневые интегрированные комплексы, в которые включены не
только голосовые, но обычные СКУД. Для обеспечения высокого уровня
надежности функционирования таких комплексов необходимо, чтобы
сервер хранения данных находился не только в облачном хранилище,
но и непосредственно в управляющей компании либо обслуживающей
организации. Облачный сервис должен использоваться для управления
и выполнения звонков на мобильные телефоны жильцов. Новые технологии в СКУД позволили создать программные сервисы, обеспечивающие
возможность аренды машиномест, навигации на парковках, временной
аренды помещений, и сегодня они формируются в отдельный бизнес.
Таким образом, современные технологии СКУД позволяют управляющим
компаниям повышать эффективность работы с жилыми комплексами за
счет организации различных дополнительных услуг. Одним из следующих
направлений развития должна стать более полная интеграция средств
СКУД в программные платформы, используемые для управления жилыми
комплексами, как это произошло в свое время в промышленности.
|
Внимание! Копирование материалов, размещенных на данном сайте допускается только со ссылкой на ресурс http://www.tzmagazine.ru
|
|