Автор: Герман ТЕПЛЯКОВ, бизнес-антрополог

Выпуск 15. Лицом к лицу Зеркало души. Часть 2


Как выяснилось в предыдущем выпуске, зеркалом души оказались вовсе не глаза. Действительно, ничуть не меньше, а то и больше информации о человеке можно прочитать по губам. Именно они дают сведения о стиле отношений с окружающим миром. И, что немаловажно, содержат ключи к комфортному общению и даже клиентским ожиданиям. Губы хранят кладезь секретов, и многое могут поведать о своём обладателе. Об этом – сегодняшний разговор.

Злые? Нет, просто они воспринимают мир иначе

Вокруг визуальной психодиагностики сложилось немало предрассудков. Рыжим и кудрявым веры нет, ямочка на подбородке – бабник, высокий и худой – умник и заучка. И так далее. Всё это – стереотипы. В ряде случаев, когда думать совсем некогда, и надо срочно принимать решение – они могут оказаться полезными, хоть и не гарантируют правильность действий.

Есть такой стереотип и в отношении губ. Каждый раз во время обучения, когда мы доходим до этой темы, я спрашиваю участников: «Люди с узкими губами – какие они?». И практически всегда хоть кто-то в группе отвечает: «Злые!». Этому стереотипу, увы, не одна сотня лет…

На самом деле, всё обстоит иначе. Как мы выяснили в прошлом выпуске, основная функция губ: оценка непосредственно доступной информации из внешней среды. То есть если губы полные, человек хорошо воспринимает сигналы чувственно. А вот при узких губах этот механизм ослаблен, и компенсирует его… правильно, ум.

Соответственно, люди, которые стараются познать мир не столь чувственно, сколь интеллектуально, не всегда понятны окружающим. По меньшей мере, они кажутся им сухарями, а большей частью и вовсе злыми – здравствуй, стереотип.


Когда нужен тест-драйв

Раскроем секрет, который хорошо известен опытным продавцам. Сразу оговоримся: речь не идёт о массовых интернет-продажах. Здесь про то, что происходит в реальной обстановке, где торгуют осязаемыми товарами. Такими, которые можно подержать в руках, попробовать на вкус, оценить запах, примерить и пр.

Сотрудники таких отделов (особенно если они прошли специальную подготовку в области визуальной психодиагностики) внимательно смотрят на губы посетителей.

Полные губы? Отлично! Важно, чтобы такой человек протестировал товар. Подержал в руках (даже если это книга), отпил глоточек или съел кусочек. Если речь идёт о продаже мебели – обязательно, чтобы посидел на диване, кресле, стуле, да хоть на табурете.

При продаже автомобиля такой покупатель всегда будет настаивать на тест-драйве. Или, как минимум, в деталях исследует внутреннее пространство машины. Причём устроится не только на водительском сиденье, но и, поочерёдно, на каждом из пассажирских мест, включая среднее на заднем ряду.

А вот если губы узкие, то настойчивое предложение продавца попробовать товар может вызвать у такого покупателя и раздражение. Скорее всего, он сосредоточится на технических характеристиках продукта. Кажется невероятным, но узкогубые люди вполне могут купить мебель и даже транспортное средство дистанционно, просто проанализировав информацию из инструкции и рекламного буклета. У них, как правило, настолько сильная аналитика, что подобные решения им вполне по силам.


Есть признак поважнее

Давайте будем откровенны в ответе на вопрос: «Какое качество в наших партнёрах, клиентах и других людях, с которыми приходится иметь дело в личном и деловом пространстве, для нас важнее всего?». В многочисленных интервью, которые я провёл на эту тему, практически во всех случаях на первое место вышла такая черта характера, как ответственность.

Хорошая новость в том, что существует визуальный код, который достаточно точно предсказывает степень выраженности этого качества у человека. И это – плотность губ. Понятно, что для определения этого признака вовсе не обязательно тыкать пальцем в губы заинтересовавшего человека. Поцеловать тоже получится далеко не всегда – да и надо ли? Куда проще посмотреть на рот и оценить, насколько он плотно закрыт.

Дело в том, что степень герметичности ротовой полости имеет прямой биологический смысл. Когда губы сомкнуты, пища и вода (жизненно необходимые ресурсы) остаются внутри. И, кроме как отправиться по пищеводу в желудок, другого пути у них нет. То есть если у человека губы плотные, он способен контролировать, в первую очередь, то, что ему принадлежит. Этот визуальный код говорит о собранности, ответственности, дееспособности, разумности.

Примечательно, что и полные губы вполне могут быть плотными – никаких противоречий здесь нет. В этом отношении примечательны изображения полярных лётчиков довоенного СССР – Валерия Чкалова, Георгия Байдукова и других. Сразу обращает внимание, что губы у них полные. Ещё бы! При пересечении высоких широт им приходилось с минимумом приборов оценивать обстановку – не пропустить обледенения крыла, не допустить замерзания масла, не дать заглохнуть мотору и т.д. Способность чувствовать обстановку была жизненной необходимостью. И под эту задачу полные губы были весьма подходящим признаком.

На тех же фото видно, что губы у лётчиков-полярников ещё и плотные. Это заметно сразу. Для сравнения посмотрите фото Анджелины Джоли – губы у актрисы полные, и при этом вялые (особенно в её молодые годы). Неплотно сомкнутые губы часто указывают на дефицит волевых качеств у своих обладателей.

Крайнюю степень выраженности этого признака можно наблюдать у наркоманов и сексуальных маньяков (чаще педофилов) – там рот зачастую безвольно приоткрыт. Впрочем, даже если до такого и не доходит, вялые губы в любом случае должны насторожить. Особенно в тех случаях, когда вы рассматриваете возможность доверить такому человеку свои средства. А также – свою зону ответственности или, что не менее важно, личную репутацию. В общем, как говорится: работодателям – на заметку.

И не только работодателям. Поскольку, как было отмечено, с волевыми качествами у людей с вялыми губами дела обстоят не очень, часто это сопровождается всякого рода зависимостями. Особенно если при этом ещё и зрительные оси расходятся кнаружи. Увы, такие персонажи на многое могут пойти ради удовлетворения сиюминутных потребностей, не задумываясь о последствиях – как для себя, так и для общества. В том числе стать вольным или невольным соучастником или исполнителем террористического акта. И это уже на заметку профессионалам в сфере безопасности.

А что ещё?

Эта часть лица хранит и другие тайны. Например, излучина на верхней губе («лук Купидона») говорит о том, что обладателя такого признака отличает эстетическое чувство, стремление к изяществу, желание показать себя. Эти люди не переносят дискомфорт – что, опять же, надо учитывать при обсуждении условий труда при приёме на работу.

Обкусанные губы свидетельствуют о том, что ожидаемая картина расходится с реальностью. Тогда человек начинает их «активировать», что сразу сказывается на состоянии видимой слизистой. Неудивительно, что такой признак нередко можно заметить у студентов, которые живут беззаботно весь семестр – в надежде, что в сессию как-нибудь прокатит. Если ожидания разбиваются о требования принципиальных преподавателей, это становится видно с первого взгляда.


Внимание! Копирование материалов, размещенных на данном сайте допускается только со ссылкой на ресурс http://www.tzmagazine.ru