Автор: Яков ВОЛКИНД, директор филиала ITV Group в Санкт-Петербурге | Умная и интегрированная: какой должна быть эффективная система безопасности банка? | | 
Умный поиск
Учитывая, что львиная доля работы оператора систем безопасности относится именно к работе с видеоархивом, то
есть к расследованию уже произошедших инцидентов, сама
система поиска, ее виды, интеллектуализация и ускорение
режима поиска имеют огромное значение. На сегодняшний
день мы можем выделить следующие виды интеллектуального поиска в видеоархиве.
Поиск по лицам. Его в свою очередь можно разделить на
несколько типов.
1. Поиск по заранее созданной базе данных злоумышленников, которая включает привязанные к конкретным персоналиям фотографии. В таком случае в видеоархиве можно найти все события, соответствующие моменту распознавания
лица правонарушителя.
2. Поиск похожих лиц: в видеоархиве автоматически создается база данных всех лиц, попавших в поле зрения
видеокамер в системе. Благодаря этому у оператора есть
возможность найти в видеоархиве все видеозаписи с интересующим человеком, используя фрагмент видеокадра с его
лицом или загрузив в систему любую его фотографию.
Поиск контактировавших лиц. Позволяет найти людей,
контактировавших с выбранным лицом и попавших в поле
зрения камер одновременно с ним. Эта функция используется при расследовании незаконных действий — для поиска
лиц, вступавших в общение с подозреваемым. Как правило,
злоумышленник не действует один, поэтому выделив его
лицо в видеоархиве, и указав системе найти попавших одновременно с ним в кадр людей, в подавляющем большинстве
случаев мы можем найти сообщников.
Поиск по зонам и линиям. Если известно, что правонарушение произошло
в конкретном месте, оператор может выделить эту область на видеокадре
и задать критерии поиска: любое движение в зоне, пересечение линии
в выбранном направлении, появление/исчезновение предметов в зоне,
цветовые или габаритные характеристики объекта. Таким образом, вместо
того чтобы постоянно пролистывать архив в поисках того или иного события,
система обрабатывает записанные метаданные и моментально находит все
видеофрагменты, соответствующие запросу.
Поиск по признакам. Это более интеллектуальный и современный режим
поиска в архиве. Нейросетевые технологии все больше проникают на рынок
систем безопасности и пользуются высоким спросом. Именно они позволяют
выделить из видеопотока те события, которые представляют для нас интерес.
К примеру, могут найти всех людей в красной одежде, которые проходили
в заданное время в поле зрения видеокамер.
Существуют также технологии, которые пока еще не столь эффективны:
например, поиск по походке человека. Но так или иначе, их разработка идет,
и в будущем нейросети смогут дать нам возможность осуществлять поиск в
архиве по поведенческим характеристикам.
|
Интеграция и централизованный контроль
Я бы выделил еще один очень важный аспект поиска в архиве: если система
интегрирована с программным обеспечением банкоматов и счетно-сортировальных машин, то мы можем моментально позиционироваться в архив
по критериям транзакции. То есть данные транзакций синхронизируются с
видеоархивом, соответственно и поиск видеозаписей в архиве производится
со строгой привязкой к конкретной транзакции (возможность поиска по
дате/времени, ID банкомата, номеру карты клиента, сумме транзакции,
тревожному событию). Претензионная работа банка в таком случае существенно ускоряется.
Сами банковские объекты я бы условно разделил на следующие типы:
- офисные, которые в свою очередь делятся на публичные и служебные
зоны, деньгохранилища;
- банкоматы и сервисные зоны по их обслуживанию.
В офисных помещениях подходы к видеонаблюдению абсолютно стандартны и подразумевают установку видеокамер, систем контроля и управления доступом, охранно-пожарной сигнализации и комплекса систем
видеоаналитики. Для повышения эффективности этих систем проводится
их интеграция. Общий принцип охраны деньгохранилищ аналогичный, но со
своими особенностями, обсуждение которых целесообразно на страницах
узкоспециализированных изданий. В банкоматной зоне важно фиксировать
все действия, связанные с работой инкассаторов, а также противоправные
действия злоумышленников по отношению к банковскому имуществу.
Также в интересах вкладчиков необходимо фиксировать все действия при
совершении транзакций.
При внедрении и эксплуатации систем безопасности существуют два вида
затрат: капитальные и эксплуатационные. Причем далеко не всегда высокий
уровень капитальных затрат подразумевает последующие высокие эксплуатационные затраты. Если правильно подойти к реализации проекта, можно
добиться и желаемой экономической эффективности в процессе эксплуатации системы. При этом очень важно, чтобы та платформа, на которой
строится проект комплексной безопасности банка, обладала возможностью
объединения всех подсистем безопасности. Благодаря этому отпадает необходимость в отдельном обслуживании каждой из подсистем, уменьшается
количество рабочих мест.
Еще один вариант экономии, который мы давно пропагандируем — банк
обязательно должен иметь единый центр мониторинга, подразумевающий,
в том числе, контроль технического состояния локальных систем безопасности. Повышая надежность системы можно избежать ряда убытков,
оперативно реагируя на неполадки оборудования и своевременно устраняя
неисправности.
|
Для разных подразделений
Претензионная работа банка тоже может быть автоматизирована. При
появлении той или иной претензии сотрудник претензионного подразделения задает ее критерии (адрес банкомата, время банковской операции,
номер карты клиента и т.д.) и тут же получает все видео- и фотоматериалы,
связанные с транзакцией. Таким образом существенно повышается скорость расследования инцидентов, связанных с банковскими операциями,
а поскольку мы не задействуем при этом лишний раз весьма недешевые
ресурсы банка и его сотрудников, все это приводит к удешевлению системы.
При этом одновременная работа с видеоархивом двух подразделений банка
— претензионного и службы безопасности — абсолютно им не мешает, не
соприкасается и не влияет на общую нагрузку системы.
Маркетинговые службы банка также могут эффективно использовать единую систему безопасности для своих целей — проводить аналитические и
статистические исследования о количестве посетителей, эффективности рекламы, удовлетворенности клиента от посещения банка и т.д.
Делаем вывод, что чем больше будет заинтересованных
пользователей из разных подразделений банка, тем эффективнее и в результате дешевле обойдется эксплуатация системы безопасности.
Все вышесказанное относится к системе, которую эксплуатирует один из наших главных клиентов — Северо-Западный
банк ПАО Сбербанк. Размеры системы огромны: более 400
отделений банка, свыше 4 000 банкоматов, 40 000 видео-камер и более 5 000 компьютеров системы безопасности.
Не весь перечисленный мной функционал используется
в данном проекте, но на нем отлажены практически все
виды взаимодействия системы безопасности для разных
подразделений.
Интеллектуальное предотвращение инцидентов
Комплексная система безопасности банка позволяет
заниматься не только пострасследованием инцидентов,
но и предвосхитить события противоправного действия.
Нами разработан целый комплекс средств нейроаналитики
для банков и круглосуточной сервисной зоны банкоматов
— напомню, это открытые и неохраняемые помещения.
Нейросетевая видеоаналитика ITV распознает на видеоизображении позы людей, которые могут свидетельствовать о потенциально опасных ситуациях.
Так, поведенческая аналитика в зоне банкоматов способна
обнаружить лежащего человека: это может быть тот, на
кого совершено нападение, кому внезапно стало плохо, и
требуется немедленная помощь, или тот, кто выбрал это
помещение для ночлега. Она также немедленно оповестит
службу безопасности о человеке, присевшем рядом с банкоматом на корточки, — потенциальном взломщике, причем
еще до того, как он начнет что-то делать. Дополнили мы
этот функционал детекцией искр: если человек сидит возле
банкомата, и при этом система детектирует появление искр,
то однозначно злоумышленник воспользовался для взлома
газовым или аналогичным оборудованием.
Видеоаналитика определяет скопление людей в зоне самообслуживания: как правило, в вечернее время это часто
могут быть подростки, которые зашли в лучшем случае
погреться, а в худшем употребить спиртные напитки. Часто
востребован в помещениях с банкоматами и детектор оставленных предметов.
Кроме того, поведенческая аналитика может использоваться
в отделениях банка для детектирования посетителя в позиции стрелка или сотрудника с поднятыми руками. Служба
безопасности узнает об этих событиях, даже если сотрудник
не сможет воспользоваться тревожной кнопкой.
И в заключение, для того, чтобы банки имели возможность
воспользоваться всеми указанными выше преимуществами
системы безопасности, необходимо выбрать правильную
программную платформу, которая позволит реализовать
весь перечисленный функционал.
*Фрагмент материала был опубликован в журнале
«Банковское обозрение»,
№02 (276) февраль 2022.
|
Внимание! Копирование материалов, размещенных на данном сайте допускается только со ссылкой на ресурс http://www.tzmagazine.ru
|
|