Автор:

Видеофиксация не панацея.
Противотаранные устройства и видеонаблюдение в системе безопасности транспортных объектов


Когда готовился к печати этот материал, в ленте новостей появилось сообщение: «29 ноября (2022 г.) на регулируемом железнодорожном переезде перегона Мурманские Ворота – Волховстрой 2 произошло ДТП. Водитель грузового автомобиля КАМАЗ, проигнорировав запрещающие показания исправно действующей автоматической сигнализации, выехал на железнодорожный переезд. В результате КАМАЗ столкнулся с поездом № 803 «Ласточка» сообщением Петрозаводск-Санкт-Петербург».
Согласитесь, что этот факт ещё раз подтверждает актуальность данной темы.


«…Октябрьская железная дорога призывает водителей автотранспорта соблюдать правила дорожного движения при пересечении железной дороги».


Почему необходим комплексный подход?

Профессионалы в сфере безопасности прекрасно понимают, что при построении системы защиты объектов в первую очередь необходимо создать препятствия для исключения легкого доступа на его территорию. Эта задача решается с помощью разного рода физических препятствий: заграждений, шлагбаумов, боллардов и т. п. При охране объектов особого значения применяются противотаранные устройства (ПТУ), обеспечивающие надежную защиту от несанкционированного въезда на объект транспортных средств.

Вторым важным элементом комплексной защиты объектов является видеонаблюдение за периметром и / или отдельными (ответственными) участками. Системы видеонаблюдения позволяют удаленно и визуально контролировать территорию и своевременно принимать соответствующие обстановке решения.

Третьим важным элементом системы безопасности являются разного рода датчики и сенсоры, позволяющие своевременно получать информацию о попытках несанкционированного доступа на охраняемый объект.

Функции каждого элемента системы безопасности (СБ) уникальны и не заменяются другими элементами. Представим себе объект, СБ которого организована исключительно как система видеонаблюдения. Такой подход обеспечивает визуальный контроль над объектом, но при этом он никак физически не защищен от проникновения на него нежелательных лиц.

Вспомним выступление главы города Ницца после теракта в редакции парижского журнала «Шарли Эбдо». Чиновник успокаивал население, говорил, что в городе достаточно видеокамер (1 256 штук на 340 тысяч населения), что террористы «не смогут проехать и трёх кварталов, не будучи замеченными». К сожалению, наличие видеонаблюдения не предотвратило трагических событий, произошедших 14 июля 2016 года, во время которых СБ выполняла функцию только посмертного учёта.

С другой стороны, при наличии систем контролируемого доступа (ворота, шлагбаумы, ПТУ и т.п.) существует опасность несанкционированного доступа или блокирования транспортных средств в запретной зоне. Примером этого может служить столкновение поезда «Ласточка» с автобусом на переезде Рощино под Санкт-Петербургом в феврале 2018 г., при котором, в том числе из-за невозможности визуального контроля, автобус оказался заблокированным на железнодорожных (ж/д) путях.
При совместной работе систем доступа и видеонаблюдения подобных инцидентов можно было бы избежать.

Как обеспечить безопасность на ж/д переездах?

Подробно рассмотреть комплексный подход лучше всего на примере железной дороги, где остро стоят вопросы безопасности движения автотранспорта через ж/д переезды. (Рис. 1-2) Многочисленные ДТП с человеческими жертвами и значительными материальными потерями вызывают большой общественный резонанс. Анализ таких аварий показывает, что в 98 % случаев они происходят по вине водителей автомобилей.


Традиционный способ обеспечения безопасности движения на ж/д переездах заключается в ограждении переезда и предупреждении водителей транспортных средств о приближении поезда с помощью мигающих красных светофоров, звуковой сигнализации и шлагбаумов. Однако эффективность такого способа минимальна, некоторые водители «проскакивают» огражденный переезд, объезжая по левой полосе движения опущенный шлагбаум.

Следует признать, что время от времени внедряют технические средства для решения данной проблемы. На высокоскоростных направлениях (поезда «Сапсан», «Аллегро», «Ласточка») установлены противотаранные устройства шлагбаумного типа (ПТУ) (Рис. 3). За 10 лет эксплуатации данные устройства положительно зарекомендовали себя, особенно на тех участках, где вероятность столкновения подвижного состава и автомобильного транспорта особенно велика, а установка ПТУ выдвижного и тросового типов запрещена Правилами МПС.

В то же время некоторые типы жестких механических преград (тяжелые шлагбаумы, вертикальные щиты-барьеры, поднимающиеся балки, тросы и другие устройства) не дают возможности транспортному средству, оказавшемуся на ж/д путях в момент закрытия переезда, покинуть его, и столкновение с поездом в этом случае неизбежно.

В настоящий момент вся ответственность возложена на людей (порой с недостаточной квалификацией). Иными словами сама безопасность подвержена влиянию человеческого фактора, и поэтому зачастую невозможно избежать чрезвычайных происшествий.

Необходимо исключить или максимально снизить участие человека в обеспечении безопасности на ж/д переездах. По сути, предстоит сделать необслуживаемую систему, которая автоматически сможет отслеживать приближение поезда к переезду и своевременно блокировать проезд автотранспорта.

Из принципа «необслуживаемости» вытекает несколько обязательных для решения задач:
1. Необходимость интеграции между ПТУ (системами блокировки доступа автотранспорта) и системами раннего предупреждения о приближении поезда.
2. Необходимость отслеживания наличия объектов в зоне обеспечения безопасности.
3. Необходимость контроля работоспособности ПТУ (блокирующих устройств).

Надо признать, что в конструкторском плане проблема интеграции ПТУ с системами раннего предупреждения о приближении поезда и проблема контроля работоспособности ПТУ на данный момент решены, производители готовы в ближайшее время оснастить противотаранные устройства системами мониторинга критически важных параметров.

Сложнее обстоит дело с отслеживанием наличия объектов в опасной зоне (на ж/д путях). На данный момент нет готовых решений, позволяющих выполнить эту задачу. Она усложняется отсутствием возможности применить оптико-электронные (инфракрасные) датчики в связи с высокой вероятностью загрязнения линз нефтепродуктами от проезжающих поездов.

Применение радиоволновых датчиков тоже затруднительно из-за высокой стоимости оборудования и необходимости их большого количества. Ситуация осложняется требованиями к очень высокой вероятности обнаружения и наработке на ложные срабатывания, так как пропуски обнаружения чреваты катастрофой и гибелью людей, а ложные срабатывания приводят к крупным финансовым потерям из-за экстренного торможения ж/д состава.

Наиболее верным решением в этой области могло бы стать использование видеокамеры с мощным и точным алгоритмом определения препятствий на пути следования поезда.

ПТУ и видеокамера как единая система

Правительством РФ утвержден специальный план действий, направленных на снижение количества ДТП. В том числе, была указана необходимость установки специальных камер на ж/д переездах.

Наличие видеокамеры на ж/д переезде имеет ряд преимуществ, к которым можно отнести:
- фиксацию происходящего на переезде в реальном времени;
- возможность круглосуточного слежения за переездом;
- экономию ресурсов и сил;
- возможность привлечения водителей, нарушивших ПДД и порядок пересечения ж/д переезда, к административной ответственности.

Однако сами по себе видеокамеры не могут снизить уровень правонарушений. Противотаранная техника и видеокамеры должны составлять единую систему безопасности ж/д переезда. Анализ видеозаписи происходящего в реальном времени в зоне переезда позволит не подвергать опасности жизни людей, находящихся в транспортном средстве и пересекающих ж/д пути.

Эта цель может быть достигнута путём одновременного включения камер видеонаблюдения (в момент перехода переезда в закрытый режим) с системой проверки наличия автотранспорта между барьерами непосредственно в зоне пересечения ж/д путей.

Справка
Компания «ЦеСИС» – отечественный разработчик и производитель широкой номенклатуры инженерно- технических средств физической защиты объектов (в том числе, критически важных). Например, противотаранными шлагбаумами под маркой «ЦеСИС» оснащены все ж/д переезды высокоскоростных направлений Москва – Санкт- Петербург, Санкт-Петербург – Хельсинки (на российской территории), Москва – Нижний-Новгород.

Все модели противотаранной техники компании «ЦеСИС» проходят натурные испытания методом краш-теста (QR-код 1).


С типовыми проектами по безопасности ж/д и других транспортных объектов можно ознакомиться на сайте в разделе «Альбомы типовых решений» (QR-код 2)






Внимание! Копирование материалов, размещенных на данном сайте допускается только со ссылкой на ресурс http://www.tzmagazine.ru